Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Кленина В. В.)

Кленина В. В.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одно из важнейших направлений развития национальной системы образования Республики Беларусь — формирование культурно образованной, рефлексивной, творческой личности с развитым самосознанием, способной достойно проявить свою творческую индивидуальность и достойно реализовать собственный потенциал. Однако решить такую задачу могут только учителя, обладающие всем спектром указанных характеристик.

Реалии современной педагогической теории и практики предъявляют особые требования к специалистам в области художественного образования. Актуализируются вопросы формирования творческой индивидуальности педагога, способного ориентироваться в потоке научной информации, современных педагогических технологиях, альтернативных и вариативных программах, способного анализировать и адаптировать инновационные идеи и эффективный педагогический опыт. В числе приоритетных задач — осознание смысловой составляющей музыкально–педагогической деятельности, которая выражается в содействии развитию личности ученика, его индивидуальности на основе организации такого общения с искусством, которое способствовало бы духовно–творческому становлению ребенка, достижению им определенного уровня музыкальной культуры, формированию положительных личностных, поведенческих качеств.

Творчество — это деятельность, отличающаяся неповторимостью и общественно–исторической уникальностью, которая создает условия для раскрепощения, самовыражения, внутренней свободы человека. В то же время это и продукт творческой деятельности.

Анализируя научную литературу, известный психолог К. Тэйлор выделил несколько типов определений феномена творчества:

1) творчество как продуцирование чего–то нового, как создание инновационного продукта;

2) творчество как самовыражение, как работа сознания в «чистой зоне», в неисследованной области, не ограниченной прошлым опытом;

3) творчество как процесс взаимодействия психических структур личности, определяемых в терминах психоаналитической школы («Я», «Оно», «Сверх–Я»).

Педагогическое творчество напрямую зависит от «творческого потенциала личности», включающего «группы личностных свойств и качеств, которые обеспечивают способность учителя выступать в роли субъекта творческой деятельности»:

— профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал);

— работоспособность (психофизиологический потенциал);

— интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал);

— креативные способности (творческий потенциал);

— способность к сотрудничеству, взаимодействию (коммуникативный потенциал);

— ценностно–мотивационная сфера (идейно–мировоззренческий, нравственный потенциал) [1, с. 75].

Постоянное развитие творческого потенциала возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов индивидуума, его стремлением к наиболее полной самореализации; высоким уровнем развития интеллектуальных способностей, открытостью по отношению ко всему новому; многомерным, гибким, широким, критическим мышлением; уровнем развития его психофизических возможностей.

В ходе исследований педагогической практики было установлено, что успешность формирования творческой активности индивида зависит от совокупности дидактических условий:

— ориентация педагогического процесса на развитие личности учащегося в зависимости от его возможностей и способностей;

— наличие устойчивой позитивной мотивации учебной деятельности;

— постановка дидактических заданий в форме ролевой перспективы;

— организация учебной работы в виде имитационно–игровой и проблемно–ситуационной модели;

— использование личностно–ориентированного подхода к организации учебного процесса;

— создание образовательной среды, которая обеспечивает каждому учащемуся свободный выбор учебных ролей, психологический комфорт и ситуацию успеха.

Развитие творчества в контексте современных требований учебно–воспитательной среды связано с творческой самореализацией педагогов. По утверждениям психологов Р. Мэя, В. Шутса, феномен самореализующейся личности включает в себя четыре составляющих:

1. Свобода личности, важной стороной которой является ответственность за свои поступки и решения.

2. Индивидуальность — это умение быть самим собой. Любой человек уникален и неповторим. Важно понять собственную природу и максимально использовать собственный потенциал.

3. Социальная интегрированность. Для личности огромное значение имеет умение адаптироваться в социальных условиях. Между тем это не отказ от собственной индивидуальности. Важно иметь в виду, что чем более социально интегрированным становится человек, тем больше у него появляется возможностей реализовать свою неповторимую природу.

4. Образованность человека как постоянное восхождение его по ступенькам культуры (гражданской, духовной, нравственной, интеллектуальной, профессиональной и т. п.).

Отличительной чертой педагогической профессии является креативность учителя, развитие которой предусматривает, с одной стороны, наличие объективных (социальных, материальных, личностных) предпосылок, условий для творчества, а с другой — развитие комплекса ключевых способностей к творческой самореализации личности. Кроме того, творчество позволяет наиболее полно реализовать способности и возможности педагога, создать некую личностную профессиональную траекторию, в которой будут отражены оригинальные подходы, технологии, методики образовательной деятельности. Следует отметить качественно уникальный результат, отличающийся новизной и являющийся главным достижением творческой деятельности учителя. При этом необходимо умелое сочетание стереотипного, придающего процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость.

Осуществляя процесс творческой самореализации, учитель направляет свою деятельность на ученика, моделируя и корректируя сам процесс развития личности как неповторимой и уникальной целостности. Чтобы в полной мере реализовать творческий подход в образовательном процессе, педагог должен обладать стремлением к глубокой самоотдаче, педагогической интуицией. Кроме того, следует обратить внимание на один из факторов творчества — педагогическую импровизацию, которой свойственна сиюминутная публичная деятельность, создающая новые идеи и новые отношения. Это экспромт, который не возникает на пустом месте, но который связан с мгновенным решением, неожиданной ассоциацией, предшествующим опытом и долгими исканиями.

Инновационные подходы к решению вопросов творческого развития личности акцентируют необходимость практической реализации ряда принципов музыкального образования. В контексте данного исследования особенно значимым представляется принцип художественности, который раскрывается в специфике урока музыки, включающего творческий характер музыкально–познавательной деятельности и мастерство учителя как режиссера урока, актера и музыканта–исполнителя. Вытекающий из предыдущего принцип креативности подразумевает воспитание «эстетического творца», способного овладеть интонационно–образным языком музыки.

Процесс целенаправленного творческого постижения искусства предполагает одновременное сочетание учителя–личности, учителя–музыканта, учителя–творца, способного авторски интерпретировать любую программу. При этом необходимо соблюдение определенных условий:

1. Нетрадиционное формирование целей урока музыки.

2. Нетрадиционное построение содержания обучения, а также презентации музыкального материала.

3. Определение специальных методов обучения, среди которых наиболее продуктивным является метод моделирования процесса творчества (И. Кадобнова, Л. Школяр, В. Усачева). Его сущность состоит в том, что учащимся предлагается осмысление процесса возникновения музыки с позиции творца, а также углубление в процесс создания музыкального замысла.

4. Сочетание разных форм деятельности: коллективные, индивидуальные, парные.

Педагогическая деятельность в условиях современного образовательного пространства требует от учителя знания особенностей творческого процесса. В его структуре, по мнению П. М. Якобсона, можно выделить следующие этапы:

1. Этап возникновения творческой ситуации, включающий звено столкновения с новым, звено творческой неопределенности, звено скрытой работы.

2. Этап эвристический, состоящий из звена эврики, звена развития решения.

3. Этап завершения, в котором центральное место занимает звено критики, подтверждения и воплощения [3, с. 80].

Уровень творчества зависит от индивидуального стиля деятельности, который формируется на основе рефлексии. Педагогическая наука определяет некоторые стилеобразующие черты (компоненты) творческой деятельности. Самые значимые среди них — способность к видению проблемы, оригинальность мышления, диалектичность мышления, легкость ассоциирования, гибкость и антикомформизм, легкость генерирования идей, способность к оценочным действиям и к переносу знаний, уровень творчества, знаний и мастерства, рефлексия в сочетании с творческой интуицией, креативность деятельности, духовно–нравственный уровень развития личности.

Отечественные исследователи выявляют следующие стадии творческого процесса:

— ассоциативно–ситуативная стадия творческого процесса возникает на основе жизненных, учебных ситуаций или эмоционально–чувственных ассоциаций;

— стадия осознанного, целенаправленного творчества;

— инкубация (внутреннее созревание) творческого процесса;

— инсайт (озарение) — активный творческий процесс создания нового произведения или процесс открытия за очень короткий срок;

— вдохновение (подъем духовных сил, творческое волнение, ведущее к возникновению или реализации замысла произведения искусства);

— трансформация (идея в процессе творческой деятельности трансформируется, корректируется и реально воплощается);

— стадия самокритичности и самооценки, удовлетворенности или неудовлетворенности результатами творческой деятельности;

— кризис (нулевой, переходный латентный период творчества, который необходим для рождения новой идеи, для подготовки к новой стадии деятельности) [2, с. 33—34].

Естественно, что учителю необходимо иметь представление об этапах творческого процесса, несмотря на условность и подвижность границ между ними. Владение такого рода информацией способствует совершенствованию ориентации в деятельности и ощущению ее инновационной направленности.

Принципиальное значение имеет творческое самочувствие учителя, которое задает тон педагогической деятельности (поиск ярких идей, ориентировка на интересы и творческий потенциал учащихся, постоянное желание познать личность ученика, выстраивание отношений на основе гуманистических ценностей, оценка своего творческого потенциала, поиск резервов креативности, установка на успех, гармония мыслей, чувств и действий).

Литература

1. Зорин, С. С. Формирование визуальной культуры / С. С. Зорин, Л. К. Веретенникова. — Глазов: Глаз. гос. пед. ин–т, 2002. — 462 с.

2. Зорин, С. С. Формирование творческих способностей школьников // Искусство и образование. — 2006. — № 3. — С. 26—39.

3. Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский. — М.: Знание, 1988. — 126 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы