Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) Восприятие фрагментов классической музыки юношами и девушками (Калуга А. И.)

Калуга А. И.

Детское дошкольное учреждение № 559 г. Минска

Восприятие фрагментов классической музыки юношами и девушками

В связи с гуманизацией науки и образования, в наши дни в музыкальной психологии существует интерес к изучению целостных психических процессов личности композитора, исполнителя, слушателя. Вопросы, которые поднимает это направление, касаются различных сфер соприкосновения музыки и личности. Проблему слушательского восприятия музыки, которое интегрирует в себе многие психологические свойства личности, раскрывали в своих трудах Б. Асафьев, Н. Л. Нагибина, В. О. Недоспасов, С. Н. Петросьян, Г. А. Тарасов, П. М. Якобсон. Несмотря на значительные достижения в области изучения субъективных аспектов музыкальной деятельности, можно сказать, что проблема индивидуальных особенностей музыкального восприятия а также изучения особенностей восприятия в юношеском возрасте является актуальной и оставляет широкое поле для исследований.

Целью нашей работы являлось выявление особенностей восприятия фрагментов классической музыки юношами и девушками.

В процессе исследования использовались метод анализа продуктов деятельности, униполярное шкалирование, методика свободного описания музыкального фрагмента. Смысловые единицы, выделенные в ходе анализа свободных описаний, были отнесены к 6 категориям: эмоции, ассоциации, эстетическая оценка, образы, эффекты воздействия, размышления, волевые побуждения. Данная формальная классификация эмпирически полученных конструктов отражает категориальную структуру представлений реципиентов о содержании музыкального произведения.

С целью изучения личностных особенностей старшеклассников была использована шкала «женственность» из Психодиагностического теста В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского, характеризующая то, в какой мере испытуемый принимает в себе женские или мужские качества.

В исследовании принимали участие 31 юноша и 30 девушек — учащиеся старших классов, возраст испытуемых — 16—17 лет.

В процессе анализа свободных описаний были выявлены следующие особенности восприятия старшеклассниками музыкальных фрагментов. Описания девушек отличаются богатством речи, грамотностью изложения. В работах наблюдаются тенденции к эстетически тонким описаниям идеальных, возвышенных, обобщенных образов: «Театр, все роли — и женские и мужские — играют мужчины. И вот между двумя героями ссора, но она больше шуточная, чем настоящая, и ссорятся они не словами, а выражают свои мысли через движения…» (девушка, 17 лет);

«…вспоминаются счастливые моменты из жизни, романтические сцены, чувствуешь, что мир прекрасен, что жизнь прекрасна, хочется, чтобы выросли крылья… хочется любить» (девушка, 16 лет);

Отличительной чертой работ испытуемых женского пола является высокая продуктивность в плане количества категорий (максимальное количество категорий в одном описании — 7, у юношей максимальное количество — 5).

Что касается содержания работ, выполненных девушками, то оно отличается гармоничностью интеллектуального и эмоционального:

«Середина ХІХ века, карета, запряженная четырьмя лошадьми, движется по узкой тропинке, буквально в двух метрах от обрыва. В карете девушка… в страхе, в панике, она не знает, куда бежит, но знает, от кого — от него. А главное, от воспоминаний бежит…» (девушка, 17 лет);

«Музыка торжественная, неспокойная… по коже пробегает холодок… война, битва и… тишина, пугающая тишина тех мест, которые оставили они, там нет радости, ведь большинство из них не вернутся…» (девушка, 16 лет).

Работы, выполненные юношами, отличаются удивительным разнообразием смысловых единиц, оригинальностью. Уникальными по содержанию является следующие моменты: «Аранжировка напоминает арабские дудочки, заклинателей змей… поле, лес, тюльпаны, наступление ночи» (юноша, 17 лет); «Мне представляется одинокий корабль, который попал в страшную бурю: волны, как античные воины, таранят корабль и хотят победить ту маленькую песчинку, которая отважилась пойти против великого океана…» (юноша, 16 лет); «Льву грустно. Он поймал мышку и предложил пари. Она должна танцевать лучше него. Если она его развеселит, он ей даст сыр, а если нет — съест. Они танцуют по очереди, но в конце мышка победила. Лев с хохотом отдает ей сыр и та, довольная, убегает...» (юноша, 16 лет). Описания юношей отличаются также тем, что в них звучат глубоко личные темы, впечатления от услышанного, размышления. Эти отклики характеризуются психологизмом и связью с внутренним миром реципиентов. Например: «Плавная, успокаивающая музыка, под эту музыку можно вспомнить былое и задуматься о настоящем…» (юноша, 17 лет); «Медленное пробуждение природы. Смесь грустного и предчувствия радостного. Радость долгожданного пробуждения. Музыка красивая, увлекающая, задумчивая, таинственная» (юноша, 17 лет). При этом выражение мыслей у юношей чрезвычайно лаконичное и даже краткое: «Что–то грозное и в то же время великое» (юноша, 16 лет); «Произведение отличается динамизмом, быстрый танец, шутка» (юноша, 17 лет).

После анализа смыслового поля групп было подсчитано количество употребления смысловых категорий в группах юношей и девушек, выраженное в процентном отношении. Полученные результаты отражены на диаграммах.

Анализ статистических данных помог выявить следующие различия. В работах девушек большое значение имеют эмоции. Это может быть связано с более развитой у девушек способностью к эмпатии, интересом к переживаниям героев, природной эмоциональностью. Также значительную роль в восприятии музыки у испытуемых женского пола играют эстетические оценки. При этом девушки оценивают как объективные параметры звуковой ткани: музыка «плавная», «отчетливая», «динамичная», ее выразительную сторону «яркая», «экспрессивная», «очаровательная», так и субъективное отношение к музыке: «прекрасная», «интересная», «бесцеремонная». В работах испытуемых мужского пола значительное место занимают размышления, это может быть связано с высоким уровнем сформированности у старшеклассников–юношей мировоззрения, способности к философскому осмыслению реальности. Работы юношей отличаются богатством и разнообразием образных, ассоциативных характеристик музыки, что свидетельствует о развитом у них образном мышлении.

Статистически значимым является различие в пользу девушек относительно использования юношами и девушками категории «эмоции» (z=3,74 при p<0,01). Также проводилось сравнение результатов по шкале «женственность» личностных опросников в группе юношей и девушек. Различия оказались cтатистически значимыми. Показатели по данной шкале у девушек значительно выше, чем у юношей (z=3,48 при p<0,01), при этом высокие показатели по шкале «женственность» положительно кореллируют с частотой использования категории «эмоции» (r=0,32, p<0,01) а также средней частотностью категорий в описании (r=0,27; p<0,05).

В интерпретации фактора «женственность» В. М. Мельниковым, М. П. Ямпольским высокие значения по данной шкале характеризуют человека как более мягкого, уступчивого, охотнее принимающего новый опыт. Восприятие классической музыки является для большинства современных старшеклассников новым слушательским опытом, требующим эмоциональной включенности, большой внутренней работы по осознаванию собственных переживаний. Открываясь навстречу новому опыту, слушатель способен смелее, свободнее и продуктивнее описать собственные впечатления от прослушанного музыкального фрагмента.

Результаты по шкале «женственность» отражают то, насколько испытуемый принимает в себе «женские» качества, женскую роль. Следует отметить, что у испытуемых мужского пола общие значения по данной шкале низкие. Испытуемые изредка выражали согласие с одним–двумя утверждениями. Единственным часто принимаемым утверждением являлось «я люблю детей». Существует несколько исключений из данной тенденции — они отражаются в высоких показателях по шкале вариантности. Среди испытуемых женского пола как раз наблюдался большой разброс результатов: многие девушки показывали низкие значения по шкале «женственность». Такое явление можно объяснить скорее большей популярностью сегодня «мужских» качеств — стремления к конкуренции, лидерству, рациональность, отсутствие «излишней сентиментальности». Такие тенденции могут иметь место в период ранней юности, когда молодой человек старается доказать окружающему миру свою взрослость, самостоятельность, конкурентоспособность. В свободных описаниях вышесказанное отражается следующим образом. Работы испытуемых мужского пола с низкими показателями по шкале «женственность» лаконичны, сдержанны, некоторые выражают непринятие музыки на эмоциональном уровне: «эта мелодия не вызывает у меня никаких эмоций», «музыкой такого рода не увлекаюсь», однако те, у кого имеются относительно высокие показатели по данной шкале, выражают большую глубину реакций: «встретились парень и девушка, у них все хорошо… отношения начинают разрушаться… начало жизни, ее течение, и в итоге все заканчивается», «…я лечу высоко над землей… я все могу здесь… музыка очень спокойна, и я уверенно лечу, потом падаю и вновь набираю высоту».

Работы девушек с невысокими показателями «женственности» редко содержат категорию «эмоции». В них часто встречаются реакции, связанные с волевыми побуждениями: «настроение победы над чем–то, стремление к лучшему в жизни», «достижение, настойчивость», «сила, уверенность», «хочется пойти и позвонить друзьям».

В работах девушек, принимающих свои «женские» качества, эмоциональные реакции и эстетические впечатления выражаются свободнее: «страх, воспоминания о прошлом, любовь, тоска, жестокость окружающих», «…что–то между танцем и полетом мечты», «строгость и в то же время нежность, возвышенность, иногда страх, напоминает волнующееся море».

Анализ свободных описаний прослушанных фрагментов музыкальных произведений позволяет сделать выводы о количестве смысловых категорий, используемых старшеклассниками, и их содержательном наполнении.

Существуют статистически значимые общие и специфические особенности восприятия фрагментов классической музыки юношами и девушками.

Такая характеристика личности слушателя, как принятие в себе мужских или женских качеств, проявляется в особенностях восприятия им музыкального произведения — средней частотности смысловых единиц, количестве категорий, использовании определенных категорий в описаниях. Полученные в ходе эмпирического исследования и теоретического анализа результаты могут быть применены в сопоставлении с результатами других исследований для более объемного описания различных индивидуальных стратегий восприятия музыкальных произведений.

Литература

1. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. — М., 1977.

2. Леонтьев, Д. А. Произведения искусства и личность: психологическая структура взаимодействия / Д. А. Леонтьев // Художественное творчество и психология, ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. — М., 1991. — С. 13—27.

3. Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский — М., 1985. — 288 с.

4. Сохор, А. Н. Музыка как вид искусства / А. Н. Сохор. Л., 1981. — 187с.

5. Тарасов, Г. С. Проблема духовной потребности / Г. С. Тарасов. — М., 1979. — 287 с.

6. Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М., МГУ, 1996. — 458с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Прайс лист на курсы бухгалтеров.