Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) НРАВСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Захарчук Л. А.)

Захарчук Л. А.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

НРАВСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс развития современного общества требует сохранения и передачи культурного наследия, а также создания культурно–образовательных ценностей. Одним из важных основополагающих показателей уровня сформированности социокультурной сферы является содержание образования, направленного на трансляцию нравственно–эстетического опыта, отраженного в народном творчестве — специфической форме эстетической деятельности, первооснове человеческой культуры.

Эстетическая культура будущего педагога предполагает не только усвоение накопленных обществом эстетических и художественных ценностей, но и овладение умениями их применять. Человек учится постигать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее создании, то есть, проявляет творческую активность в эстетической деятельности. Необходимо отметить, что речь идет не только о таланте, художественных способностях, сколько о том, есть ли у человека стремление, потребность принимать участие в различных формах эстетической деятельности. С другой стороны, эта деятельность сама выступает фактором эстетического развития студента.

Особенностью профессиональной подготовки будущих учителей двухпрофильной специальности является не только приобретение педагогического опыта и его трансляция младшим школьникам, но и развитие музыкально–эстетических способностей, творческой активности студентов, что будет способствовать созданию индивидуальных программ учебно–воспитательной деятельности.

Определяя значимость искусства в эстетико–педагогической подготовке будущего учителя, в развитии его профессионально–творческих способностей следует широко использовать эстетические и художественные ценности в учебно–образовательном процессе вуза и в различных формах внеаудиторной деятельности.

Будучи логически связанной с учебным процессом и опираясь на него, внеаудиторная работа эстетического характера обладает значительными возможностями для эстетического воспитания студента.

Определяя содержание внеаудиторной работы, мы стремились пронести через нее идею причастности личности педагога к народной культуре, к традициям поколений, чувство ответственности за современное развитие культуры и образования Республики. Мы предлагали, что взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности развитие самодеятельного творчества студентов, использование разнообразных форм и методов приобщения будущих педагогов к народной белорусской культуре обеспечат повышение уровня их эстетического развития.

Поиски путей формирования эстетической культуры студентов во внеаудиторной работе хотя и были различны по формам и методам, но все они определялись единой задачей — приобщить будущих педагогов к белорусскому фольклору, привить любовь к традиционной народной культуре через эмоциональное восприятие ее эстетических ценностей и собственное эстетически окрашенное творчество.

При разработке программы по освоению студентами традиционной народной культуры мы исходим из предложения, что использование разнообразных форм внеаудиторной работы: проведение фестивалей народного творчества, смотров–конкурсов народной музыки, разработка сценариев спектаклей, инсценировок на материале белорусского фольклора, организация встреч с фольклорными коллективами и работниками культуры, подготовка и проведение белорусских фольклорных обрядовых и развлекательных праздников, организация выставок студенческих работ декоративно–прикладного и художественного творчества, функционирование фольклорных ансамблей, хоровых и оркестровых коллективов и другие формы внеаудиторной деятельности и художественного самодеятельного творчества создадут благополучную эстетическую среду для развития творческой активности, эстетических способностей будущих педагогов, а также для обогащения их знаний, умений; формирования эстетических ценностных ориентаций.

Суть нашей экспериментальной работы заключалась в следующем:

— изучение педагогических возможностей внеаудиторной деятельности студентов по освоению белорусского фольклора;

— разработка и проведение некоторых форм мероприятий по ознакомлению студентов с белорусским народным творчеcтвом;

— организация художественной самодеятельности студентов.

При выборе произведений белорусского фольклора для внеаудиторной деятельности учитывался их ценностный эстетический аспект, идейно–содержательная направленность, разноплановость в жанровом отношении (песенный жанр, инструментальная музыка, народная хореография, устное поэтическое творчество). Мы принимали во внимание также педагогические возможности использования фольклорного репертуара в будущей профессиональной деятельности.

Особая роль в процессе опытно–экспериментальной работы отводилась изучению народной пени, содержательный аспект которой, как отмечают исследователи, имеет двоякое значение: широкое, общеэстетическое, связанное с уяснением существа песни как произведения искусства, и более узкое, практическое, связанное с определением содержания песен, трактуемого в соответствии со смыслом интонируемых слов. Поэтому мы рассматривали народную песню как эстетически совершенное произведение народного творчества и действенное педагогическое средство. Такой подход был обусловлен также спецификой музыкально–эстетического восприятия песенного фольклора, которое состоит в том, что белорусские песенные жанры, связанные с поэтическим словом, богатым музыкальным содержанием, способны вызывать у человека целый спектр эстетических эмоций и чувств.

Значительное место в процессе внеаудиторной экспериментальной работы отводилось обрядовому фольклору, в котором репрезентированы различные жанры: народные песни, произведения народной хореографии, инструментальная музыка, образцы устного народного творчества.

Следует отметить, что организация этой работы осуществлялась с четом индивидуальной музыкально–эстетической подготовки. Студенты, имеющие начальное музыкально–эстетическое образование, принимали участие в коллективах художественной самодеятельности (хорах, инструментальных и вокальных фольклорных группах, танцевальных народных ансамблях). А те, кто не имел такого образования, первоначально выполняли менее сложные задания, а затем их эстетическая деятельность усложнялась.

В связи с отсутствием специальной методической литературы в ходе опытно–экспериментальной работы особое внимание уделялось методической стороне организации внеаудиторной деятельности студентов и на этой основе разработке методических материалов с их же участием. К числу таких материалов можно отнести программу студенческого фестиваля «Студенческая весна».

В программу фестиваля вошли: экскурсия в музей народного творчества, просмотр фильмов, проведение лекций–бесед о белорусском фольклоре, написание творческих работ, сценариев праздников и развлечений, проведение фольклорных праздников и конкурсов художественной самодеятельности, концертные выступления коллективов.

Для реализации нашего замысла важное значение имела организация предварительной работы со студентами, направленная на изучение народного искусства Беларуси. Кроме экспериментального спецкурса, других методических материалов, студенты самостоятельно изучали необходимую литературу о народном творчестве, прослушивали записи фольклорного материала, посещали концерты самодеятельных коллективов. Затем они составили программу фестиваля, параллельно разрабатывая сценарии фольклорных праздников, в которые включали как традиционные обрядовые элементы, так и внеобрядовые, развлекательные.

Подготовка и проведение фольклорных праздников осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе в процессе репетиционной работы разучивался песенный, хореографический материал. На втором — осваивались драматургические фрагменты праздника: проведение народных игр, конкурсов, развлечений, викторин, состязаний и т. д. Третий, заключительный этап, был посвящен общим репетициям со всеми участниками. Большое внимание при этом уделялось качественному исполнению вех драматургических фрагментов праздника, эстетическому использованию необходимых атрибутов. С целью сохранения традиционных особенностей праздника, усиления эстетического воздействия на окружающих, соответствующим образом, в народном стиле, оформлялось место его проведении. Исполнения фольклорных произведений в национальных костюмах, наряду с атрибутами, оформлением, вносили самобытный национальный колорит в праздничную атмосферу.

Как показало наше исследование, педагогической эффективности фольклорного праздника и других подобных форм внеаудиторной работы содействуют следующие условия:

— эмоциональное взаимодействие организаторов мероприятия со зрителями, включение их в обрядовые, игровые и другие действия;

— создание нравственно–эстетической эмоционально–окрашенной атмосферы, «несценической» обстановки, способствующей активизации эстетической деятельности.

Студенты знакомились с новыми произведениями, их ролью в истории развития белорусской народной культуры, что способствовало обогащению эстетических знаний. В процессе изучения музыкального фольклора формировались вокально–певческие навыки (звукообразование, дыхание, дикция и др.), развивалась культура пения, которая в свою очередь способствовала формированию эстетических ценностных ориентаций.

Будущие педагоги получили возможность пополнять знания в области фольклора, учились анализировать и обобщать научную литературу и произведения белорусского народного творчества. Организация встреч с носителями культурных традиций, исполнителями народной музыки способствовали более глубокому проникновению в мир народного творчества, а также эмоционально–эстетическому обогащению студентов.

Изучая содержание и возможности внеаудиторной работы по приобщению будущих педагогов к традиционной народной культуре, мы пришли к выводу о необходимости дополнить ее такой формой организации, как кружок этнографии и фольклора. Студенты, занимающиеся в этом кружке, вели исследовательскую работу, которая состояла в сборе и обработке фольклорного материала. Во время практики и каникул они записывали народные песни и обряды, танцы своей местности, а также фольклорную терминологию, употребляемую в современном обрядовом и бытовом фольклоре. Результатом их работы явилось составление краткого словаря фольклорной терминологии, альбома народных песен и танцев Брестской области.

Особое внимание в работе кружка мы уделяли организации непосредственного общения студентов с традиционной белорусской национальной культурой ее носителями, что способствовало формированию будущих педагогов эстетических ценностных ориентаций, а также овладению некоторыми приемами исполнения фольклорных произведений.

Развитию эстетических ценностных ориентаций, глубокому пониманию воспитательных возможностей белорусского народного творчества содействовала предварительная работа, проводимая в форме разъяснительных бесед о значении народной песни и других фольклорных жанров, обрядового фольклора в земледельческом календаре белорусского народа, его семейно–бытовой и общественной жизни. Участникам фольклорно–этнографического кружка предоставлялись также консультации, на которых определялся объем и основные направления исследовательской работы, объяснялась методика сбора и обработки фольклора. Такие беседы и консультации готовили студентов к активному эстетическому восприятию фольклора, создавали предпосылки для творческого участия в подготовке и проведении исследовательской работы.

Таким образом, внеаудиторная деятельность направлена на обогащение знаний о белорусском народном искусстве, развитие и совершенствование педагогических умений и навыков, творческих способностей студента.

Мы рассмотрели лишь отдельные формы внеаудиторной работы, связанной с изучением воздействия белорусского фольклора на личность будущего педагога.

В реальном процессе жизнедеятельности педагогического вуза эта работа имеет более широкий диапазон и может включать такие формы: клубы любителей народной песни, хореографические фольклорные группы, народные оркестры и ансамбли художественной самодеятельности, фольклорные экспедиции, кружки. Целесообразно использовать творческие семинары — практикумы, познавательные игры, конкурсы и фестивали, музыкальные гостиные, творческие вечера и др.

Эстетико–педагогическая деятельность студентов не ограничивается формами учебной и внеаудиторной работы. Творческая художественная деятельность студентов–музыкантов получает дальнейшее развитие в процессе педагогической практики, в ходе которой закрепляются профессионально–творческие способности педагога —музыканта, осуществляются различные формы приобщения младших школьников к музыкальному искусству. Музыкальная подготовка студентов психолого–педагогического факультета позволяет применить творческие умения не только в проведении интересных, методически разнообразных и эмоционально–насыщенных уроков, но также и в организации различных воспитательных мероприятий, что способствует раскрытию творческих способностей детей, формированию у них художественного вкуса и интереса к эстетической деятельности. Необходимо отметить большое воспитательное значение мероприятий, направленных на освоение ценностей национальной культуры, народного творчества, произведений классической музыки и современных композиторов.

Эти формы художественно–воспитательной работы со студентами являются эффективными в освоении и трансляции фольклорных ценностей, что, в конечном счете, является показателем «культурной инициации личности».

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

ревность причины возникновения