Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) Технология интерпретации как средство выявления Особенностей восприятия художественных образов (Дягель Н. А.)

Дягель Н. А.

Средняя общеобразовательная школа искусств № 150 г. Минска

Технология интерпретации как средство выявления Особенностей восприятия художественных образов

В настоящее время актуальность проблемы эстетического образования учащихся ни у кого не вызывает сомнения. Личностно ориентированный и культурологический подход к содержанию образовательной деятельности призван обеспечить те необходимые условия, которые будут способствовать развитию эстетически компетентной личности учащегося. Именно педагогу–художнику предлагается роль организатора такого учебного процесса, в котором каждому ученику есть место для раскрытия своего таланта. Педагог, заинтересованный в эффективности своих усилий, обращается к неисчерпаемой сокровищнице мировой художественной культуры.

Как помочь учащимся реализовать свои творческие способности, как раскрыть интеллектуальный потенциал школьника? Какими способами, приемами, методами убедить его в способности к восприятию и пониманию произведений искусства? Эти вопросы задает себе каждый учитель–практик. Ответить на них одним предложением невозможно, потому что у каждого учителя свои пути и методы решения этих вопросов.

В этой статье будет рассмотрена сфера деятельности учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся с использованием интерпретаций произведений классика мировой художественной культуры — Марка Шагала для привлечения учащихся к художественной и научно–практической деятельности.

Современные школьники стремительно взрослеют. С развитием новых информационных технологий, изобразительное искусство для учащихся теряет свою значимость. Процесс творчества у них ассоциируется только с копированием натуры, интерес к которому пропадает, если учащийся сразу не добивается желательных для него результатов.

Какие убедительные доводы помогут объяснить школьникам, что рисовать способны все и творчество выражается не только в срисовывании с натуры? Творчество великого художника мира, нашего соотечественника, помогло мне в решении этой проблемы. А вопрос, который я задала учащимся с 1 по 9 класс: «Знаете ли вы, кто такой Марк Шагал?» — развеял все сомнения по поводу этой темы. По данным опроса и анкетирования, большинство учеников художественных классов не имеют представления о творчестве величайшего художника ХХ в. Марка Шагала, а многие даже не знают кто он такой. К сожалению, о Марке Шагале не слышали ничего и некоторые родители наших учеников. А ведь в прошлом году исполнилось 120 лет со дня рождения Марка Шагала, который был уроженцем города Витебска. Его величайшие полотна украшают самые известные музеи мира. Большая коллекция его произведений находится и у нас в Беларуси на его родине. Творчество этого великого человека не однозначно. Кто–то его принимает, а кто–то нет. Но удивляет лишь то, что человек за всю свою творческую жизнь не изменил своим принципам творчества, а смог сохранить на всю жизнь по–детски непосредственное восприятие окружающей его действительности. Хотя его жизнь не была легкой. Он пережил Октябрьскую революцию 1917 года, и, не приняв перемены в обществе, покинул свою родину. Большую часть своей жизни Марк Шагал провел во Франции. Но подобно Шаляпину, Рахманинову, Бунину, он остался явлением русской художественной культуры. Самобытностью своего творчества художник обязан нерушимой верности своим корням: городу Витебску и родникам еврейского народного творчества. Образный мир его картин наполнен памятью культуры еврейского народа и собственной памятью. Они соединились с необыкновенной фантазией, присущей художнику, и с той прямотой взгляда на мир, которая позволила Шагалу открыть великую правду в самых простых и обыденных явлениях, хотя и переселенных его волею с земли на небеса. Сила его искусства была так велика, что она позволила в полный голос говорить о вкладе в мировую культуру.

Как воспринимают творчество Шагала сегодня? Знают ли этого великого человека, нашего земляка современные школьники? Как может влиять его творчество на творчество самих школьников? О проблеме влияния творчества Марка Шагала на учащихся разных возрастов, мне хочется говорить сегодня.

Восемь десятилетий Шагал творил свой мир, где причудливо сплелись библейские легенды, персонажи сказок и предметы быта, увиденные художником в новом измерении. И в этом измерении возникает устойчивое, свойственное только Шагалу равновесие двух миров — реального и воображаемого, которое рождает равновесие цветовых контрастов, будоражит сознание смещением обычных логических и визуальных представлений. Величайший художник, на протяжении всей жизни, смог сохранить непосредственное и яркое восприятие мира, умел видеть важность простых вещей и умел удивляться миру. А могут ли наши современные школьники непосредственно воспринимать окружающий мир, и в какой момент яркость детского восприятия жизни утрачивается? Чем это обусловлено? В поисках ответа на все эти вопросы мы обратились к старшеклассникам нашей школы с просьбой провести исследовательскую работу. А участвовать в наших экспериментах пригласили учащихся художественных классов. Определили тему работы: «Особенности восприятия творчества Марка Шагала учащимися разных возрастных групп». Установили цель работы: исследование восприятия творчества Марка Шагала учащимися разных возрастных групп и вовлечение их в процесс создания собственных произведений. Определили задачи:

— знакомство учащихся с творчеством Марка Шагала;

— создание художественных произведений учащимися школы искусств по мотивам работ Марка Шагала;

— сравнение и анализ творческих работ учащихся 1—9 классов СШ № 150, выполненных по мотивам произведении Марка Шагала;

— организация и проведение выставки творческих работ учащихся СОШИ №150, посвященной юбилею великого художника Марка Шагала;

— составление и выпуск каталога выставки с творческими работами учащихся школы искусств №150 г. Минска.

Основная работа в нашем исследовании: проведении экспериментов, составление анкет, сравнительная диагностика, оформление выставки и изготовление каталогов, была выполнена старшеклассниками. В помощь учителям изобразительного искусства были подготовлены дополнительные материалы: сведения о жизни и творчестве Марка Шагала, иллюстрации его работ, раздаточный материал — компьютерные распечатки с иллюстрациями малоизвестных работ Марка Шагала. И самый интересный этап работы — это выполнение творческих композиций учащимися нашей школы. Творческие работы выполняли учащиеся разных школьных возрастов: младшие школьники (1—4 классы с художественным уклоном), школьники среднего звена (6—7 классы с художественным уклоном), школьники старших классов (8—9 классы с художественным уклоном). Учащиеся, которые проводили эксперимент, предложили ввести контрольную группу школьников из общеобразовательных классов. Результаты, которые мы получили, были впечатляющими. Было выполнено большое количество поистине красивых художественных работ. И удивительным оказалось то, что интересные работы нарисовали учащиеся не только художественных классов, но и общеобразовательных. При более глубоком рассмотрении выполненных творческих работ, мы сначала проанализировали сюжет, тему и жанр, которые выбрали школьники для рисования своей картины. И приблизительно систематизировали в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривая вопрос темы и сюжета в разных возрастных группах, мы выявили процентное соотношение выбора собственной темы для выполнения своей творческой композиции в разных возрастных группах.

Самые яркие процентные соотношения приведены ниже.

По начальной школе: 55% предпочли темы любви, фантазии, сказки, мечты; 35% выбрали бытовой жанр и натюрморт; 10% остановились на портрете,

Учащиеся среднего звена теме: любовь, фантазия, сказка, мечта —20%; 60 % выбрали бытовой жанр, натюрморт, пейзаж; 12% портрет и 8% учеников предпочли рассуждения в композиции.

По старшей школе картина совсем иная: 15% — любовь, фантазия, мечта; 20% — бытовой жанр, натюрморт; 10% — портрет; 55% — экспрессия, рассуждения о смысле жизни.

И наши общеобразовательные классы: 85% выбрали тему бытового жанра и натюрморта; 2% рисовали портрет, 8% отдали предпочтение теме любви и мечты, а рассуждать о смысле жизни согласились 5% учащихся.

Анализируя выбор тем учащимися, можно сделать вывод, что учащихся начальных классов волнуют темы любви, нежности, фантазии, волшебства. Процентное соотношение выбора темы мечты, фантазии, любви, веры в чудо с взрослением учащихся уменьшается. А в общеобразовательных классах приближается к 5%. Тема портрета и создания образа во всех группах 8—10%. Предметы быта, жанр натюрморта ярче всего проявился в общеобразовательных классах. А вот экспрессия и рассуждения о смысле жизни, о бытие, о мужчине и женщине волнуют учащихся подросткового возраста: 55% учащихся остановились на выборе этой темы.

Рассматривая и анализируя творческие композиции учащихся разных школьных возрастов, можно проследить за изменением их мыслительного процесса, отношением к жизни, к окружающему миру, понять, как каждый возраст по–своему чувствует и воспринимает творчество Марка Шагала. Наблюдать за процессом творчества младших школьников было очень интересно. Работы Марка Шагала малышам очень понравились. Дети создавали свой мир, также как создавал его Марк Шагал. Яркие насыщенные цвета, вызывают восторг и восхищение. Они удивительным образом сплетают любой сюжет. Их люди жизнерадостные, одарены любовью ко всему живому и неживому. В композициях малышей летают не только люди, но и ангелы, лошади, звери и разные предметы. Дети младших возрастов воспринимают творчество Шагала иначе, чем старшеклассники, и оно им более понятно, нежели детям старших классов. Это можно объяснить тем, что маленькие дети видят мир совсем иначе, и в этом мире есть место для причудливых форм, для сказочных персонажей и для ярких красок. Они живут в этом мире, и он является их защитой. Сказочные персонажи, чудо звери, счастливые влюбленные в полете над миром — все говорит о надежде, энергии, радости, беспечности и наивности.

Дети постарше среднего школьного возраста своим восприятием цвета не сильно отличаются от малышей. Им еще свойственно радоваться ярким краскам, волшебным персонажам, они верят в чудеса. Хотя в их картинах присутствуют яркие краски, сюжет все же отличается от сюжета картин младших школьников. Уже преобладают строгие линии ритма, изображения имеют четкие очертания. Учащиеся этого возраста стоят на пороге взросления. Чувствуется начало переходного возраста.

Работы учащихся старшего школьного возраста по мотивам творчествам Марка Шагала во многом отличаются от творческих работ учащихся младших классов. При внимательном рассмотрении творческих работ старших школьников прослеживается четкий сюжет и некоторая боязнь цвета, но качественный художественный уровень эти работ очень высок. В своих рисунках по мотивам творчества Шагала, они уже не могли переломить грань разумного, не боясь рисовать разные причудливые формы. В основном работы были сделаны в более приглушенных тонах. Сюжет работы глубоко продуман до мелочей. Они в своих работах как бы рассуждают о смысле жизни, о добре и зле, о любви и ненависти. Они слегка приземленные по своему сюжету, если у Шагала люди легко летают, как бы паря над миром. То на картинах старших школьников, люди все чаще приземляются, или пытаются взлететь, а если они и летают, то это возможно, но только под водой в образе русалок. К сожалению, это говорит о том, что дети уходят из детства и рассуждают как взрослые люди. Если люди не летают в жизни, это означает то, что они и не могут летать на картинах. Философские размышления в творческих работах, говорят о том, что дети задумываются о смысле жизни. Может это страхи, перед будущей взрослой жизнью, может это коренные изменения организма, которые делают их взрослыми. Но ясно одно, что тот мир детства, который их защищал, который их делал наивными и искренними не вернется уже никогда.

Учащиеся общеобразовательных классов, в основном, обратились к жанру натюрморта. Часы, свеча, зеркало, предметы интерьера и быта — вот ряд образов, которые использовали в своих работах учащиеся общеобразовательных классов. Творчество Шагала им не совсем понятно, они очень редко сталкиваются с его произведениями, и большинство учащихся до этого исследования не знало о нем ничего.

По завершению работы мы провели анкетирование среди участвующих в нашем эксперименте ребят. В анкетах были очень простые вопросы: кто такой Марк Шагал, где он родился, нравится ли тебе его творчество, и понравилась ли тебе своя работа, выполненная по мотивам произведений художника. Конечно, свое творчество ребятам понравилось больше всего почти на 100%. Наиболее самокритичными к себе оказались старшеклассники — 92% понравились свои работы и 8% учеников сомневались в качестве выполненной работы. Результаты, которые мы получили, помогли нам сделать следующие выводы.

Творчество Марка Шагала не оставило равнодушным ни одного ученика: нет ни одной одинаковой работы, ни по сюжету, ни по колориту. Они все разные и каждая по–своему хороша. Работы учащихся младших классов во многом отличаются от работ учащихся старших классов. Первое отличие заключается в самом восприятии, так как дети младших возрастов могут воображать себе совершенно разные формы, все дальше уходя от реальности. Совсем разные работы получились и по цвету. Дети видят мир более яркими красками, а взрослые люди видят его в приглушенных серых тонах. Хотя старшие школьники, еще не совсем взрослые люди, их произведения по мотивам работ Марка Шагала, содержат философский характер. Работы художественных классов, в выборе тематики, сюжета, колорита, имеют большое отличие от работ учеников общеобразовательных классов. Ученики общеобразовательных классов закрепощены и зажаты в рамках обывательского и бытового отношения к жизни. Полет фантазии, и творчества практически отсутствует. Об этом свидетельствует их ограниченный выбор тем (натюрморт и быт) для творческой работы. Но выполнение собственной работы принесло моральное удовлетворение. Учащимся общеобразовательных классов необходимо предлагать темы для творческих работ по мотивам произведения Марка Шагала, т. к. это приблизит их к пониманию творчества великого художника и поможет им в духовном развитии личности, вернет веру в чудеса и продлит незабываемые моменты детства.

Рассмотренная в этой статье технология интерпретации, применяемая в учебном процессе, поможет в решении многих проблем, с которыми сталкивается педагог–художник: проявление интереса к художественно–творческой деятельности; развитие эстетического и художественного вкуса; формирование навыков в составлении композиции, в работе с цветом, с графическими материалами. Обращение к творчеству Марка Шагала — это всего лишь один пример использования технологии интерпретации в образовательном процессе. Выбор может быть в пользу любого художника как отечественного, так и зарубежного классика. Можно остановиться на целом направлении в искусстве и это тоже вызовет интерес учащихся. Эта технология применима не только к урокам изобразительного искусства, но и к урокам отечественной и мировой художественной культуры как средство постижения языка искусства, стилей, жанров, направлений и художественных течений.

Литература

1. Марк Шагал: каталог выставки. — Москва: Советский художник. 1987.

2. Соболева, И. Марк Шагал: ранний период творчества / И. Соболева. —Л., Аврора, 1989.

3. Интернет — ресурс http://www.chagall.vitebsk.by

4. Популярная художественная энциклопедия. — М., 1986.

5. Рапелли, П. Кандинский / П. Рапелли; пер. с англ. Е Сорокиной. — М: АСТ: Астрель, 2002.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы