Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (Бельмач О. Н.)

Бельмач О. Н.

Белорусский государственный университет культуры и искусств (г. Минск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Приобщение зрителя к театру имеет значение не только для театральной культуры личности, но и для художественно–творческого уровня театра, а также его материального благополучия. В современной ситуации искусство вынуждено существовать в условиях рыночных отношений и переходить на самоокупаемость. И не смотря на то, что в Беларуси большинство театров существуют на государственной основе, финансовое обеспечение их осуществляется по остаточному принципу. Поэтому театры должны самостоятельно позаботиться о своем благополучии. И основным источником доходов театров в этой ситуации являются зрители.

Но интерес театров не сводится только к наполняемости залов, их интересует, кто и зачем приходит в театр. Ведь именно зритель, его потребности и понимание сценического искусства будут определять дальнейшую деятельность и уровень театров. Театр должен вести зрителя за собой, поднимать его к высокому уровню, быть впереди, но при этом не имеет права оторваться от зрителя, от его сегодняшних потребностей. Новые художественные концепции войдут в театральную жизнь только тогда, когда зритель будет способен к их восприятию. Таким образом, с одной стороны театр формирует своего зрителя, с другой стороны — зрители создают свой театр.

Для формирования зрительской культуры личности очень важен период введения человека в мир сценического искусства. Желательно, чтобы этот процесс начинался с детства. В нашем исследовании мы будем рассматривать формирование зрительской культуры личности старшеклассников. Во–первых, старшеклассники, как и молодежь в целом, в плане художественных вкусов и культуры — самая прогрессивная группа. Во–вторых, старший школьный возраст — это сенситивный период в освоении сценического искусства, поэтому именно театр может стать действенным средством развития личности. Вследствие этого углубленно заниматься театральным искусством стоит именно в этом возрасте, не забывая, конечно, и о постоянном приобщении ко всем остальным видам искусства. Как справедливо заметил Ю. У. Фохт–Бабушкин, «комплекс целесообразнее формировать из опорных и подключаемых к ним видов искусства» [1, с. 314].

Старшеклассники (15—17 лет) — это группа, в которой индивиды обладают примерно одинаковым возрастом, социальным статусом, родом деятельности, уровнем образования. Но при этом каждый из них имеет разные личностные качества, жизненный опыт, духовные потребности, художественный вкус, эстетическое образование и, наконец, театральную культуру. Поэтому, с одной стороны, необходимо выявить возрастные особенности старшеклассников по отношению к другим группам, с другой стороны найти отличия внутри одной группы. В данном исследовании нас интересуют в первую очередь отличия, которые будут проявляться в общем уровне культуры личности.

В возрасте старшего школьника человек достаточно активен и независим, поэтому педагог может предоставить учащимся самостоятельность и свободу в выборе спектаклей. Но стоит следить за тем, чтобы не падали качественные показатели выбора театрального произведения и интерес к сценическому искусству.

У старшеклассников интенсивно формируется личность, вырабатываются их мировоззренческие установки, создаются планы и перспективы на будущее, осознается свое место в обществе. Поэтому в спектаклях старших школьников в первую очередь живо интересует проблематика становления характера молодого человека, особенно — выбора им жизненных путей. Приемлемы также спектакли с историческим, приключенческим и романтическим сюжетом.

Старшеклассники в полной мере овладевают абстрактным мышлением, у них появляются стремление и способность к глубокому анализу и обобщению фактов, возникает интерес к морально–этическим проблемам, развиваются научные и эстетические взгляды. Следовательно, спектакли для этого возраста должны содержать острые нравственные вопросы, проблемы идеала, психологические аспекты поведения персонажей. Хотя встречается, когда у старшеклассников возникают противоречия и трудности, связанные с неравномерным развитием личности. Например, отставание нравственного развития учащегося от его умственного и физического развития.

Иной раз скупость реакций современного театрального зрителя склонны объяснять повышением его культуры. Но стоит различать сдержанность реципиента в проявлении эстетических эмоций и безучастность зрителя, его пассивность, неумение сопереживать тому, что происходит на сцене. Сопереживание — одно из основных условий достижения катарсиса, который осмыслил еще Аристотель. В процессе сопереживания будут задействованы такие важные свойства человека как эмпатия (способность к сочувствию), синтония (психологическое настраивание) и рефлексия (способность к самооценке своего внутреннего состояния). Эти способности человека в процессе восприятия театральных спектаклей будут иметь самое непосредственное отношение к проблеме взаимосвязи искусства и морали.

Общеизвестно, что сценическое произведение обладает большим воспитательным потенциалом. Но силу морально–психологического воздействия искусства не следует преувеличивать. Как отметил Аристотель, искусство не обладает способностью превращать зло в добро, злого человека в доброго. Воспитание сценическим искусством стоит рассматривать не как воздействие, а как взаимодействие, где каждый является активным участником этого процесса. С одной стороны выступает художественное произведение и его качественное своеобразие. С другой — сознание зрителя и его способности правильно понимать искусство. Для того чтобы воздействие спектакля было эффективным, человек должен быть уже в какой–то степени готов оценить предлагаемые ему картины мира [2, с. 206].

Таким образом, при восприятии спектакля необходима предкоммуникативная фаза, включающая в себя предварительную подготовку зрителя к восприятию произведения сценического искусства. На этом этапе в задачи педагога входит: подбор спектакля для коллективного просмотра, подготовка старшеклассника к роли зрителя, его эмоциональная настройка на более глубокое понимание происходящего на сцене, активизация внимания и мыслительной деятельности ученика. Конкретные задания, полученные школьником до восприятия спектакля, способствуют развитию умения смотреть и понимать произведения театрального искусства, разбирать их идейное содержание, оценивать художественные достоинства. Систематическое использование подобных заданий способствует прививанию «привычки» не бездумно смотреть спектакли, а анализировать их.

Также восприятие театрального искусства требует от зрителя умения анализировать и оценивать постановки — посткоммуникативная фаза, когда проводится соответствующая работа после спектакля. Коллективное обсуждение увиденного позволяет старшекласснику соотнести свою позицию с позицией других, а педагогу диагностировать и корректировать детское восприятие спектакля, как уже просмотренного, так и последующих. Активная совместная творческая работа учащихся открывает возможность для различных предложений, толкований, споров, требующих аргументации выдвигаемых точек зрения.

Анализируя со старшеклассниками просмотренный спектакль, учитель в первую очередь обращается к чувствам ребенка, а потом переводит их в словесную форму. Школьник присваивает мораль лишь в том случае, если она вырабатывается на основе его эмоций. К чувственному восприятию сценического действия подключаем рациональное. Основной методический принцип восприятия спектакля — сочетание эмоционального восприятия и интеллектуального анализа изучаемых фактов и явлений.

Для развития синтеза рационального и эмоционального мы используем аналитические и игровые приемы при разборе спектакля. Это беседы о спектакле, устное или письменное продолжение судьбы персонажа, этюды на воссоздание его логики мыслей, мотива поведения, действий, внутреннего монолога и т. д. Включение элементов творческой игровой импровизации позволяет осуществить этот процесс на языке театрального искусства и благоприятно сказывается как на аналитических, так и на художественно–практических навыках старшеклассников.

Всего С. Раппопорт и Е. Крупник выделяют три фазы художественного восприятия: помимо предкоммуникативной и посткоммуникативной фазы, собственно саму коммуникативную фазу. Она заслуживает отдельного внимания. Особенность театра, которую нельзя игнорировать, в том, что это искусство обращается и воздействует на чувства и мысли не отдельного человека, как книга или картина, которую каждый может прочесть или посмотреть наедине с собой, а влияет сразу на множество людей, собравшихся в зрительном зале, формируя коллективное сознание, основанное на взаимном заражении, на едином чувстве сопричастности к происходящему действию [3, с. 311].

В некоторых аспектах театроведение и социальная психология утверждают кардинально противоположные истины. Так социальные психологи склоняются к тому, что массовый процесс, как правило, ведет к деградации индивидов ее составляющих. Театроведы, в большинстве своем, придерживаются мнения, что коллективное восприятие способно поднять индивида к высотам неведомым ему до этого, как в моральном плане, так и эмоциональном. Необходимо искать пути, не допускающие асоциальные действия и снижение нравственного уровня индивидов, находящихся в зрительном зале, а поднимающие их на ступеньку выше обыденного большинства, устремляющие к элитарности и направляющие на одухотворенный процесс. Благополучное разрешение этих вопросов поспособствует развитию, как самой личности, так и театрального искусства в целом.

Сопровождать старшеклассников в театр должен педагог, обладающий безусловным авторитетом, которому ученики стремятся подражать и который может не только корректировать поведение подопечных в зрительном зале, но и оказывает влияние на их культурное развитие. В конечном счете, психика человека достаточно экономна. Самостоятельное, творческое, инновационное поведение занимает сравнительно малую часть времени. Большая часть человеческой жизни состоит из достаточно стандартных, автоматизированных нормативных действий, которые индивид совершает по воспринятым когда–то от кого–то образцам. Для ребенка старший выступает в качестве эмоционального камертона, который помогает ему настроиться на роль зрителя. Поэтому зал театров юного зрителя должен быть наполнен в равной пропорции детской и взрослой публикой. Педагоги не могут составить половину взрослой части зала, но этого можно достичь благодаря привлечению в театр детей с родителями.

Задача педагога — помочь родителям понять, что детский спектакль имеет два адресата: не только детей, но и взрослых. Хороший детский спектакль всегда несет эстетический заряд удовольствия и одновременно дает педагогический урок общения с детьми, помогает их понять, почувствовать, найти нужные слова, нюансы, аспекты духовного общения и взаимопонимания. Педагог помогает и взрослым, и детям найти в спектакле и проникнуться тем, что адресовано каждому из них.

Процесс обсуждения увиденного на сцене происходит в непринужденной обстановке и позволяет вовлечь всех присутствующих в обмен мнениями по теме, поднятой в спектакле и, тем самым, развивать у родителей педагогические навыки и умения. Родители всесторонне анализируют факты и явления, опираясь на собственный накопленный опыт, активно сопоставляют «вторую» художественную реальность с окружающей действительностью. Все это стимулирует активное педагогическое мышление родителей, повышает их педагогическую культуру. Итоги таких бесед и дискуссий на воспитательные темы воспринимаются с большим доверием, нежели получаемые посредством лекций готовые ответы, обезличенные, лишенные образности и эмоциональности, носящие менторский характер. При помощи подбора определенных спектаклей учитель может корректировать процесс семейного воспитания. Такая опосредованная, неочевидная форма управления очень действенна.

В желании научить старшеклассников воспринимать театральное искусство важно остерегаться крайностей и не сводить весь процесс к одному виду деятельности сценического искусства. Формирование грамотного зрителя наиболее гармонично происходит посредством согласованной работы исполнительской деятельности людей и восприятия ими театрального искусства. Это позволяет осуществлять логичный и естественный переход от художественного творчества к восприятию театрального искусства, и возвращаться с багажом знаний и впечатлений снова к творчеству, но на более высоком уровне. А также реализовывать знания театрального искусства, его принципы и законы, которые получают на творческих занятиях ученики, при восприятии спектакля. Такая взаимосвязь будет иметь пользу и для исполнительской деятельности старшеклассников, и для восприятия ими спектакля.

К тому же односторонняя система освоения людьми театрального искусства блокирует возможность развития личности. Эстетический опыт приобретается как минимум двумя путями. С одной стороны, опыт общения с произведениями искусства, т. е. с жизнью, уже преобразованной другим человеком: режиссером, драматургом, художником, музыкантом, актером. С другой стороны, свой собственный опыт человека преобразования искусства.

В процессе исполнительской деятельности нужно укреплять в старшеклассниках способность самим оценивать результаты своих усилий, делать их главными «приемщиками» театрального продукта на занятии, учить участников коллектива анализировать по законам сценического искусства [4, с. 12]. Тогда на выходе мы будем иметь зрителя с развитым эстетическим вкусом, умеющего замечать истинное искусство. Именно в этом и заключается главная цель театрально–исполнительской деятельности учащихся. Овладение старшеклассником актерским мастерством — это средство его развития; подготовка личности не к роли актера, но, в первую очередь, к роли зрителя.

Личность со сформированной зрительской культурой обладает качествами необходимыми не только для освоения сценического искусства, но и качествами нужными для общения с любым другим видом искусства. От того, как сформирована зрительская культура отдельной личности, зависит и характер проявлений ее театральной, художественной и эстетической культуры, а также культуры личности в целом. Сценическое искусство необходимо включать в структуру культурных потребностей старшеклассников.

Литература

1. Фохт–Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни молодых поколений России: достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды / Ю. У. Фохт–Бабушкин. — СПб.: Алетейя, 2005. — 320 с.

2. Жидков, В. С. Искусство и общество / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. — СПб.: Алетейя, 2005. — 592 с.

3. Ариарский, М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики / М. А. Ариарский. — СПб: Анатолия, 1999. — 530 с.

4. Ершова, А. Размышления о лаборатории театра / А. Ершова // Искусство в школе. — 1995. — №3. — С. 10—12.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы