Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) K ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО (Александрова С. А.)

Александрова С. А.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

K ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Бурный поток инновационных преобразований на стыке веков захлестнул многие сферы нашей жизни, как экономические, так и образовательные. Это связано не только со вступлением человечества в эпоху автоматизации труда и появлением компьютерной техники, что многократно ускорило «темп накопления знаний» (ТНЗ), привело к значительному его отрыву от «темпа усвоения знаний» (ТУЗ). В обществе стал наблюдаться «рост противоречий между новой культурой и старой системой образования» [1, с. 27—31].

«Сегодняшней целью вузовской подготовки становится развитие независимой и активной личности, которая должна быть достаточно зрелой, чтобы удовлетворять потребностям нации и государства, быть открытой к постоянной учебе и иметь конкурентоспособные профессиональные квалификации, удовлетворяющие как личные запросы, так и требования рынка труда» [2, с. 51].

На смену лозунгу «образование на всю жизнь» пришел лозунг непрерывного обучения «образование через всю жизнь». Образование приобрело ценность «сокрытого сокровища» [1, с. 27—31].

Задача высшей школы стала заключаться не только в том, чтобы дать студентам весомый багаж знаний, но и в том, чтобы научить их способам эффективного обучения, согласно мудрой пословице: «Если вы дали человеку рыбу, вы накормили его на один день, если вы научили его ловить рыбу, то накормили на всю жизнь».

Обучить студентов организации и построению собственной системы обучения, основанной прежде всего на освоении ключевых базовых компетенций–спецификаций в области профессиональных знаний и умений стало основной задачей обучения.

Как верно заметил Р. Фейнман, «самое лучшее решение проблемы образования — это понять, что самым превосходным обучением является прямая личная связь между учеником и хорошим учителем» [3, с. 69].

Стать образцом подражания для своих учеников — великая честь для учителя. Показать им дорогу впереди себя — щедрое напутствие в профессию. Только творческая личность учителя способна сформировать творческую личность ученика.

Процесс обучения в высшей школе в целом и в классе фортепиано в частности, можно разделить на две основные фазы — начальное и последующее обучение [1, с. 27—31].

Цель начального обучения — передача знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту. На данном этапе особую важность несут в себе элементы показа на инструменте.

«Делай как я» — основная задача этого периода обучения. Для эффективности занятий важно, чтобы класс для индивидуальных занятий был оборудован по фортепианному типу, имелось два инструмента. Это дает возможность формирования таких важных специальных компонентов, как звуковая культура, разнообразие способов исполнения основных штрихов, формирование стилистического чутья исполняемых произведений со ссылкой на различие композиторских стилей. Совместный со студентами поиск музыкально–художественного образа, проникновение в авторский замысел помогает отыскать верное звуковое решение музыкальных произведений с помощью богатейшей фортепианной оттеночной палитры, мощного разнообразия тембральных красок. Наличие двух инструментов в классе позволяет также реализовать творческий потенциал самого педагога, способствует обоюдному (ученик–учитель) непрерывному развитию и творческому взаимообогащению.

Тонкость музыкального вкуса студента на данном этапе обучения во многом определяется одаренностью творческой личности самого преподавателя, его звуковой культурой и исполнительскими приоритетами.

Цели последующего обучения игре на фортепиано в высшей школе включают профессиональный рост, пробуждение все большей потребности в самостоятельной работе, поиск творческих решений, опирающийся в большей мере на собственное, нежели учительское воображение, фантазию, образное мышление. Для этого периода обучения характерно развитие исполнительской интуиции в выборе стилистически оправданных исполнительских решений, выборе темпа и возможности его отклонения в сторону rubato, а также активно развивается внутренний слух, оттачивается «предслышание» (по Г. Нейгаузу) исполняемых произведений. В целом, происходит бурное развитие творческой личности. Студент проходит этап художественного самоутверждения, развивающий как музыкальные, так и личностно–волевые способности, формирующий творческое и критическое мышление.

На данном этапе взаимодействия особую важность со стороны педагога приобретают не столько элементы показа, сколько внимательное вслушивание в игру ученика, с целью тонкой корректировки формы, внесения тактичных замечаний по поводу игры на общем фоне доброжелательного сотрудничества.

Дидактический лозунг «Делай как я» уступает дорогу лозунгу «Делай лучше меня», что по сути является педагогической сверхзадачей и означает начало самостоятельного творческого пути ученика.

Литература

1. Спирков, С. Н. Основные направления инновационного развития теории и методологии экономического анализа в системе непрерывного образования / С. Н. Спирков, И. А. Грибоадова // Инновационные образовательные технологии. — 2005. №1. — С. 27—31.

2. Кочергин, В. Я. Информационные технологии в гуманитарной подготовке студентов: к проблеме инновационных изменений в процессе преподавания / В. Я. Кочергин [и др.] // Инновационные образовательные технологии. — 2005. — №3. — С. 51.

3. Шлепаева, А. Х. Информационный подход как фундаментальный метод в организации учебного процесса / А. Х. Шлепаева // Инновационные образовательные технологии. — 2005. — №3. — С. 63—69.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы