Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Эстетическое образование (Секция 7) Роль хорового пения в эстетическом воспитании мальчиков и юношества (Абрамович Е. И.)

Абрамович Е. И.

Белорусская государственная академия музыки (г. Минск)

Роль хорового пения в эстетическом воспитании мальчиков и юношества

Хоровое пение — искусство уникальное. Это действенный и экономически «выгодный» воспитатель, способный охватить своим влиянием любое общество. Есть много разных видов художественной деятельности, из всех же видов ее выделяют хоровое пение: коллективный его характер, доступный инструмент — голос, находящийся в каждом из нас, слово, усиленное музыкальной интонацией и оттого удваивающее силу воздействия — все говорит об уникальности этого инструмента совершенствования общества.

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. В современном мире значение хорового пения как воспитывающего фактора, поднимающего уровень всех детских и юношеских занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно–исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность ложится на педагога–музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а, следовательно, и воспитание маленького человека — будущего полноправного гражданина своей страны [6, с. 14].

Современное детское хоровое исполнительство представлено хором девочек, хором мальчиков и общим детским хором. Однако на практике мы сталкиваемся с детскими хорами, состоящими, в основном, из девочек. Мальчики, в лучшем случае, поют только до начала мутации. Но именно с воспитательной точки зрения хоры мальчиков, и именно смешанные хоры мальчиков, представляются нам наиболее желаемой формой. Прежде всего, как доказывают исследования швейцарских ученых, мальчики, которые занимаются музыкой и поют, лучше мотивированы: пение дает им ощущение счастья и способность к позитивной самооценке, а потому их в меньшей степени гнетет комплекс неполноценности, раздраженность, агрессия и желание всячески ее проявить. Даже когда ребята поют канон, они участвуют в нескольких процессах: учатся структурно мыслить, совместно работать и слушать друг друга. Тем самым у них пробуждаются и развиваются социальное чувство, толерантность и понимание ответственности за ближнего, столь необходимое для жизни в демократическом обществе. Во–вторых, увеличивается срок пребывания в хоре каждого мальчика, и тем самым ликвидируется психологическая проблема: «отпел и не нужен». Необходимо отметить, что в однородных хорах, где поют девочки и мальчики, или в однородном хоре мальчиков мутация иногда становится трагедией. Тем не менее, множество зарубежных и отечественных исследователей по вопросам развития и охраны детского голоса указывают на важность вокализации во время мутации и приходят к выводу о том, что ее соблюдение чрезвычайно полезно, когда сделано должным образом и последовательно [2]. Однако, в возрасте 12—16 лет, то есть в возрасте, в котором мальчики особенно нуждаются в благотворном влиянии, в интересном деле, желании подражать чему–то хорошему, положительному, они зачастую оказываются не востребованными. Появляется неудовлетворенность, чувство неполноценности, поиск новых друзей, не всегда, может быть, удачный, открываются возможности для влияния улицы и т. д. Вот почему хоры мальчиков, где имеются мужские партии, для нас наиболее желательны [5, с. 11—12].

Следует подчеркнуть, что вопрос о выживаемости такого особого вида исполнительского коллектива как хор мальчиков на разных уровнях музыкального образования стоит сегодня достаточно остро в нашей стране. В первую очередь это связано со слабыми знаниями хормейстеров в области методики работы с данным видом хора, а также с нехваткой репертуара и общим состоянием хоровой исполнительской культуры в целом. В настоящей статье мы позволим себе остановиться лишь на некоторых актуальных проблемах, связанных с ролью хорового пения в эстетическом воспитании мальчиков и юношества.

В 70–е годы XX века начала действовать система школ с эстетическим уклоном, среди которых была часть с хоровым. В них было введено углубленное изучение искусства, и в хоровых школах со временем выросли хорошие детские хоровые коллективы, достойно представляющие детское музыкальное творчество и у нас в стране, и за ее пределами. Однако, каких бы исполнительских высот они не достигали, они не способны повлиять на общую ситуацию. А значит, фундаментом массового воспитания, способным сформировать общенациональную культуру нашего общества, должна стать общеобразовательная школа с обычными уроками пения и обычными школьными хорами. В качестве доказательности нашей точки зрения, предлагаем проанализировать процесс произошедших и происходящих основных изменений развития музыкального образования в Беларуси на современном этапе, обратившись к статистическим данным, представленным в таблице [1, с. 3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видим, общее количество детей, обучающихся в музыкальных школах и школах искусств, очень небольшое. Если из этих цифр вычесть количество детей, выбравших профильным предметом любой инструмент, кроме «голоса», а значит не посещающих занятия по хоровому классу, а затем вычесть большой процент девочек, занимающихся пением (их численность, как правило, превышает численность мальчиков), то, в конечном счете, мы получим цифру в несколько сотен.

С 90–х гг. ХХ века в Беларуси началось фестивальное движение: фестивали Православных песнопений в Минске, позже в Гродно, фестиваль «Магутны Божа» в Могилеве, Певческая академия в Гомеле, Хоровые концерты Детской филармонии в Минске и другие. С 2002 г. проводятся международные праздники хоров мальчиков. Но этого не достаточно! Хормейстера изо всех сил стараются «удержать» этот особый вид искусства в нашей жизни, в современном мире, отчетливо понимая его значение для человека и для общества в целом.

В советские времена считалось, что семья — это маленькая ячейка общества, какова семья — таково и общество, ведь человек формируется в семье. Сегодня изменились условия жизни, и семья, как социальное звено, больна. Приведем некоторые статистические данные. Основной причиной семейного неблагополучия является злоупотребление родителей алкоголем и другими психоактивными веществами. Сотрудниками ИДН ежегодно выявляется около 50 случаев доведения взрослыми несовершеннолетних до состояния опьянения. По словам начальника отдела организации профилактики правонарушений молодежи и несовершеннолетних ГУМОБиСМ МВД Андрея Солодовникова, на сегодняшний день в республике 27 тысяч подростков состоит на учете в ИДН. Отметим, что преобладающее их большинство — мальчики. Можно сделать вывод, что каждый третий подросток совершает административные правонарушения. Огромной проблемой является детский и подростковый алкоголизм. B 2007 г. только в Гомельской области сотрудниками милиции за появление в пьяном виде и распитие спиртных напитков в общественных местах за год задержано 2530 подростков. За 9 месяцев 2007 г. анонимно пролечено 502 несовершеннолетних. За истекший период 2007 г. выявлено и поставлено на учет 1392 несовершеннолетних, что составило 491, 7 на 100 тыс. детского населения. Итоги изучения распространенности табакокурения среди школьников показывают, что более 29 % молодых людей начинают курить с 7 лет. Экспериментирование детей и подростков в поисках новых острых ощущений распространилось и на токсические и наркотические вещества. Параллельно с этим развиваются такие негативные явления, как уменьшение числа заключенных браков. Нежелание юношей брать на себя ответственность за семью приводит к тому, что молодые люди стараются все чаще жить в так называемом «гражданском браке». В связи с этим не могут не волновать вопросы формирования нравственных представлений о социально одобряемых качествах мальчиков–юношей–мужчин [1].

Традиционно с 1 мая по 1 сентября органами внутренних дел республики во взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами и учреждениями образования, спорта и туризма, общественными организациями проводится целый комплекс мероприятий под общим названием «Забота». Основная цель этой программы — предупреждение совершения подростками правонарушений и преступлений во время летних каникул. А почему бы в рамках этой программы не провести комплекс занятий хоровым искусством? Как нам кажется, именно занятия музыкой необходимы этим ребятам для эмоционального и нравственного воспитания, без которого их образование и воспитание будет односторонним и неполноценным, что может отрицательно сказаться на их последующей жизни.

Одним из результатов научно–технической революции является растущее понимание значения музыки и других видов искусства в повышении творческого потенциала человека, большой роли искусства в воспитании подрастающего поколения. Давно признано, что точные науки — математика, физика, биология, астрономия и другие — формируют познавательные способности и развивают мышление школьника, а искусство, и в первую очередь музыка, формирует чувства и нравственные качества будущего гражданина. Точные науки и искусство не противоположны, а дополняют друг друга в системе воспитания целостной личности, так как выражают необходимые и взаимосвязанные стороны рационального и эмоционального в человеке и в любой его деятельности [6, с. 28].

На наш взгляд, сегодня невнимание к воспитанию культуры общества может обернуться вопросом государственной безопасности. Наряду с термином «энергетическая безопасность» и «экономическая безопасность» пришло время ввести понятие «нравственная безопасность». Сегодня формирование личности проходит в большей степени в обществе, зависит от детсада, от школы, от института и т. д. Значит, формирование культуры детей и юношества происходит в школе. А школьный хор мальчиков может стать действенным воспитывающим фактором эстетического, нравственного и духовного сознания подрастающего поколения.

Потребуются ли серьезные капитальные вложения, чтобы школьный день начать с песни, встав вместе в школьном коридоре — учителя и ученики, как это делают в английских колледжах и датских школах уже 150 лет? Нужны ли какие–то затраты, чтобы на уроках пения не только говорить о музыке, но, в первую очередь, научить детей петь? Думается, что актуальность проблемы эстетическогообразования детей и юношества в нашей республике весьма велика. Ее решение возможно только в том случае, если фундаментом массового воспитания станут не единичные школы, а общеобразовательная школа с обычными школьными хорами [4]. В настоящей статье мы не ставим задачи обосновывать понятие «хор мальчиков» и доказывать его право на существование. Мы лишь попытались высказать собственное видение проблемы роли хорового пения мальчиков на современном этапе в эстетическом образовании детей и юношества и обозначить некоторые возможные варианты ее решения. В заключении хочется привести слова В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Литература

1. www.belstat.gov.by / Сайт статистики Республики Беларусь.

2. Henry Leck The Boy’s Chanding Voice / DVD, Hal Leonard Corporation, 2007.

3. www.kultura.by / Сайт Министерства культуры Республики Беларусь.

4. Слабодчикова, Т. Г. Хоровое пение в современном мире / Т. Г. Слабодчикова / Материалы междунар. конф. «Культура. Наука. Творчество». — Минск, 2008.

5. Струве, Г. А. Школьный хор: кн. для учителя / Г. А. Струве — М.: Просвещ., 1981

6. Мясищев, В. Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / В. Н. Мясищев, А. Готсдинер — Л. 1981.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы