Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогические технологии (Секция 6) Медиаобразование как необходимая составляющая современного образования (Семенова Л. Б., Короткова М. М.)

Семенова Л. Б., Короткова М. М.

Белорусский государственный экономический университет (г. Минск)

Медиаобразование как необходимая составляющая современного образования

В начале XXI века все большее внимание уделяется изучению феномена культуры и взаимодействию ее с человеком. В современном техногенном обществе появляется новый пласт (вид) культуры — медиакультура, на которую распространяются всеобщие законы, действующие в сфере традиционной культуры, а также возникают тенденции, характерные только для этого нового явления.

Само понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках. Сегодня слово «культура» является одним из наиболее употребляемых, что говорит, однако, скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности самого феномена. Обобщая наиболее значимые характеристики, которые можно выделить практически во всех авторитетных высказываниях о культуре, можно дать следующее определение: категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, относящиеся к биологически ненаследуемым (заученным) феноменам и искусственным, созданным людьми, объектам (артефактам) [1, с. 64].

Центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, и поэтому особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Современный ход реформ в нашей стране, целью которого является достижение качественного обновления общества, требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых не возможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого.

Эти вопросы остро поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой — умения выйти за рамки привычных представлений. В решении этих вопросов большую помощь, как мы полагаем, должно оказать медиаобразование.

«Медиаобразование» («media education») — это процесс образования и развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Медиаобразование можно четко разделить на три основных направления. Образование будущих профессионалов — журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, киноведов и др. Образование будущих медиапедагогов в университетах. И медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах и вузах.

Особенностью содержания медиаобразования, интегрированного в различные школьные и вузовские дисциплины является то, что фактологическая основа того или иного учебного предмета одновременно является фактологической основой медиаобразования.

Научные основы содержания медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, составляют основные понятия информологии — отрасли знаний, изучающей общие свойства и структуру информации, закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности. Однако эти понятия не рассматриваются автономно, они осваиваются обучаемыми интуитивно в процессе учебной деятельности, имеющей медиаобразовательную аспектность.

Предметную область изучения культуры составляют организованные совокупности искусственных материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых отношений между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе.

Содержание медиаобразования вклинивается в контекст содержания тех или иных учебных дисциплин на основе тематических, инструментальных, историко–логических, фактологических и других взаимосвязей. Принципы взаимосвязи можно рассматривать с точки зрения целесообразности воздействия медиаобразования на обучение другим учебным дисциплинам (повышение результативности), целесообразности и возможности внедрения элементов медиаобразования в те или иные учебные дисциплины, разработанности методических приемов, средств и форм медиаобразования [2, c. 46—48].

В содержании медиаобразования следует вычленять как одну из основных компонент собственно деятельностную компоненту, включающую субъект– объектное и субъект–субъектное взаимодействие; деятельность учащихся по созданию, преобразованию, накоплению, передачеи и использованию информации.

Организация процесса медиаобразования, как общего образования детей и молодых людей в разных странах на основе принципа диалога культур, будет способствовать адекватной личностной и групповой идентификации социализации. Диалог культур, по–нашему мнению, и предполагает как раз не навязывание чужих ценностей, воспринимаемое, естественно, человеком как посягательство на его собственные священные ценности, а обмен этими культурными ценностями.

Изучая культуру (медиакультуру) других народов мы, с одной стороны, лучше сможем узнать свою собственную и себя самих, а с другой стороны — познакомиться с культурой других народов и проникнуться к ней уважением и симпатией. А культурная самобытность одного народа может сохраняться только в силу ее признания и уважения другими народами, и тогда ни одна из сторон не допустит злоупотреблений в отношении другой, а недоверие — причина самых разных конфликтов — уступит место взаимоуважению и взаимопониманию.

Культурное разнообразие не есть что–то само собой разумеющееся, его необходимо развивать. В этом плане особые перспективы открывают, конечно же, достижения в области средств передачи информации и коммуникации (медиа) — мощных механизмов объединения людей, способов усиления культурного обмена. Мы полагаем, что в этой связи, соответственно, повышается роль медиаобразования в плане выявления взаимоотношений различного типа культур, изучение аккультурации (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой), налаживания адекватных отношений между этносами, главным в которых мы считаем равноправный диалог различных культур.

Литература

1. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. — М., 1967. — 97 с.

2. Рыжих, Н. П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств / Н. П. Рыжих. — Таганрог: Изд–во Кучма, 2007. — 188 c.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Смотрите описание экскурсии для детей барнаул тут.