Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогические технологии (Секция 6) НАУЧНО–МЕТОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ — УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ (Попова Е. А.)

Попова Е. А.

Таганрогский государственный педагогичекский институт (Россия)

НАУЧНО–МЕТОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ — УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ

Считается, что успешную личность можно развить, создавая для нее ситуации успеха. Рассмотрим, какие условия необходимо создавать личности учителя в образовательном учреждении, чтобы его деятельность приносила моральное удовлетворение и, а учитель чувствовал бы себя комфортно в педколлективе. Обратимся к педагогической литературе. А. С. Белкин подчеркивает, что успех связан с радостью [1]. А. С. Макаренко уделяет внимание «завтрашней радости», то есть перспективе. У В. А. Сухомлинского успешная личность учителя связана с понятием «хороший учитель». Он пишет, что хороший учитель, это тот, кто:

во–первых, любит детей, верит в них, принимает близко к сердцу детские радости и горести;

во–вторых, хорошо знает свой учебный предмет, следит за новейшими открытиями, исследованиями, достижениями;

в–третьих, знает психологию и педагогику;

в–четвертых, в совершенстве владеет умениями в той или другой трудовой деятельности [2, с. 51—52].

Те компоненты успеха личности педагога, которые выделил В. А. Сухомлинский, соответствуют той научно–методической деятельности, которую должен вести учитель в современном образовательном учреждении. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, как отмечает В. А. Сухомлинский, трудно найти. Поэтому в руководимой им школе выдающийся педагог начинает кропотливую работу с молодыми неопытными учителями. Задолго до принятия на работу, В. А. Сухомлинский приглядывается к молодым людям села, тем, кто учится в педагогическом и других институтах. Он приглашает молодых людей в школу, знакомит их с нею, предлагает посетить уроки опытных преподавателей. Когда интерес к школе проявляется у молодых специалистов, В. А. Сухомлинский рисует им перспективу будущей педагогической деятельности. Часто Василий Александрович поручает будущим коллегам проводить внеклассную работу (как дополнительное испытание) с ребятами школы, связанную с техническим творчеством, садоводством, цветоводством и так далее.

В. А. Сухомлинский убежден в том, что важным условием успешной работы является богатая, разносторонняя интеллектуальная жизнь, разнообразие интересов, широта кругозора, пытливость, чуткость к новому в науке [2, с. 55]. Но для того, чтобы жизнь была такой, молодому специалисту важно правильно вести научно–методическую деятельность, чтобы он почувствовал уверенность в себе, мог донести свои знания молодому поколению, был сведущ во многом.

Молодому специалисту следует:

— систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся или студентов с целью побуждения у обучаемых интереса к знаниям. Молодому специалисту можно предложить коллегам посетить его занятия, чтобы наглядно показать свои педагогические умения и возможности. При каждом взаимопосещении отмечать в дневнике педагогические находки, записывать возникшие ситуации и пути их решения, а также свои впечатления и предположения;

— систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов–новаторов, посещая читальные залы и библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и пометки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной и профессиональной высшей школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;

— совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно–практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно–воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

Совершенствование научно–методической деятельности молодого специалиста создает условия для его самоутверждения в среде коллег, обучаемых и их родителей, повышает уровень квалификации и содействует успеху в педагогической деятельности.

Литература

1. Белкин, А. С. Ситуация успеха, как ее создать / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — 176с.

2. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно–воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1979. — 393 с.

3. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. —128 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы