Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогические технологии (Секция 6) ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО–РЕЧЕВОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (Полягошко С. В.)

Полягошко С. В.

Национальный институт образования (г. Минск)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО–РЕЧЕВОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Посредством речи осуществляется удовлетворение коммуникативных и других потребностей личности, обеспечивается передача опыта и знаний последующим поколениям, происходит воздействие на сознание с целью сформировать определенные взгляды и убеждения, то или иное отношение к фактам, явлениям действительности, склонить к необходимым действиями и поступкам.

Развитие речи, обучение языку, формирование культуры речевого общения — важные направления работы с детьми дошкольного возраста. Решение задач речевого развития детей осуществляется в рамках программного раздела «Художественно–речевая деятельность» [2]. Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество [5, с. 16].

Традиционно художественно–речевая деятельность рассматривалась и рассматривается в дошкольной педагогике как средство формирования выразительности и образности речи (С. М. Чемортан, О. В. Акулова, Л. В. Ворошнина, Р. П. Боша, Н. Е. Гавриш, Д. Н. Дубинина, А. И. Илькова и др.). Однако на современном этапе средствами художественно–речевой деятельности решается также более широкий спектр задач. Данный вид деятельности выступает одним из средств развития творческих способностей ребенка. Так Н. М. Журавлева, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко считают, что углубленный анализ содержания литературного произведения способствует развитию творческого мышления детей. О. М. Дьяченко за основу обучения дошкольников пересказу художественных текстов берет метод моделирования содержания произведений, т. к. в основе моделирования лежат действия замещения и символизации, являющиеся, по мнению В. В. Давыдова, средством построения новых образов. Е. И. Синицына рекомендует заучивать стихотворения наизусть с использованием рисунка–опоры. Содержание стихотворной строчки изображается ребенком в виде опорного рисунка–схемы, затем по опорным схемам восстанавливается. Такая работа способствует развитию образного и ассоциативного мышления. Т. А. Литвинчук и А. В. Корзун рекомендуют обучать детей, начиная со среднего дошкольного возраста, осознанному пересказу на основе системного анализа сюжета (деление текста на смысловые части, затем происходит углубленный анализ каждой из частей).

Восприятие и исполнительство являются подготовкой к элементарному словесному творчеству [5, с. 19]. Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — рассказов, сказок, стихов и т. п. [4, с. 168]. В традиционной методике (Л. В. Ворошнина, О. С. Ушакова, Э. П. Короткова и др.) с целью формирования словесного творчества детей используется анализ литературных произведений, образец рассказ воспитателя с тем, чтобы дошкольники могли использовать фрагменты услышанного в собственных сочинениях. Также разработаны методы и приемы, позволяющие в процессе формирования словесного творчества развивать творческие способности в целом.

С этой точки зрения не теряет своей актуальности исследование Дж. Родари, считавшего, что с целью развития творческих способностей детей необходима работа над словом: «Слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отторгает, созидает, разрушает…» [3, с. 15]. Методические приемы, предлагаемые писателем, — «бином фантазии» (сказка составляется так, чтобы в ее сюжете были представлены предметы или явления, обозначаемые двумя произвольно взятыми словами), «перевирание» сказок (изменение сюжетов знакомых произведений, введение героев одной сказки в другую), «сказки, у которых три конца» (необходимо придумать свой вариант завершения сказочного сюжета), составление загадок на основе ассоциаций, метафоризации и др.

Авторы ТРИЗ–технологий (Т. А. Сидорчук, С. И. Гин, Е. В. Андреева и др.) предлагают обучать детей словесному творчеству, используя методы и приемы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), способствующие развитию творческого мышления и воображения детей (метод контрольных вопросов, дробление — объединение, «оживление», системный оператор, разрешение противоречий и др.).

Л. Б. Фесюкова с целью развития творческих способностей дошкольников посредством словесного творчества рекомендует использовать прием, составления сказки с опорой на содержание текста (загадки, стихотворения, пословицы, считалки). «Развитие мышления и воображения» выделено автором в качестве раздела работы по анализу художественного текста (наряду с разделами «Речевая зарядка», «Сказка развивает руки», «Нравственный урок», «Воспитание добрых чувств», «Сказка и экология», «Сказка и математика»).

М. В. Фадеева занималась формированием речевого творчества детей на основе текстов небыличного содержания. Ключевыми моментами ее методики являются: обучение детей пониманию комического, формирование умения различать особенности жанра (не только небыличного) параллельно с развитием воображения и переносить усвоенные знания в собственные сочинения. Исследование Н. А. Лосевой показывает, что знакомство детей с небылицами–перевертышами способствует не только осознанию образного содержания последних, но и повышению уровня мыслительной деятельности детей.

Наше исследование показало, что эффективным средством развития интеллектуально–творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является языковая игра. Мы формировали у детей 5—6 лет представление о языковой игре на основе остенсивного определения в процессе активного восприятия художественного текста, содержащего языковую игру. В результате такой работы дети оказались способными предложить много разнообразных способов использования предмета, предвидеть последствия гипотетической ситуации, в т. ч. необычные, подобрать слова на предлагаемый стимул, перечислить множество разнообразных признаков предмета, увидеть оригинальные изображения на рисунке с неопределенным сюжетом. Ознакомление старших дошкольников с языковой игрой также способствовало формированию умения самостоятельно придумать сюжет повествования, выстроить логическую последовательность действий, детализировать образы, самостоятельно создавать разнообразный и детализированный рисунок [1].

Таким образом, анализ источников и результаты нашего исследования показывают, что на современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Литература

1. Полягошко, С. В. Роль языковой игры в развитии интеллектуально–творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / С. В. Полягошко // Вопросы гуманитарных наук. — 2007. — № 2 (29). — С. 317—320.

2. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007. — 320 с.

3. Родари, Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари; пер. с итал.; предисл. А. Г. Алексина. — 2–е изд. — Москва: Прогресс, 1990. — 192 с.

4. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Изд–во Института Психотерапии, 2001. — 240 с.

5. Чемортан, С. М. Формирование художественно–речевой деятельности старших дошкольников / С. М. Чемортан. — Кишинев: Штиинца, 1986. — 80 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы