Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогические технологии (Секция 6) Теоретические аспекты мотивационно–смысловой детерминации поведения подростков (Князюк О. В.)

Князюк О. В.

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка

Теоретические аспекты мотивационно–смысловой детерминации поведения подростков

Генеральной целью социальной политики Республики Беларусь, является активизация человеческого фактора во всех сферах общественной жизни, оздоровление общества, обеспечение психического здоровья нации, показателями которого являются:

а) принятие ответственности за свою жизнь;

б) самопонимание и принятие себя;

в) умение жить в настоящем моменте;

г) осмысленность индивидуального бытия; способность к пониманию и принятию других.

В первую очередь это касается молодежи, т. к. именно в этой сфере наиболее часто отмечается деструктивное, разрушительное поведение. С развитием цивилизации оно не только не обнаруживает тенденции к понижению, но и находит новые, более изощренные формы проявления. Увеличилось количество преступлений, совершаемых подростками, участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно–насильственных посягательств, у молодежи наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода и степени причиненного жертве ущерба. Укорененность данной модели поведения в среде подростков выступает в качестве маркера деформированного образа жизни и отражает одну из острейших психологических и социальных проблем нашего общества — проблему мотивационно–смыслового опосредования деятельности человека.

Неблагоприятные социально–психологические условия развития ребенка, под которыми, прежде всего, понимается не только социальная депривация, т. е. исключение человека из социума, ограничение его взаимодействия с семьей, окружающим миром, но и те условия, которые являются антиобразцом общения, накладывают негативный, отрицательный отпечаток на формирование личности ребенка. Под их влиянием претерпевают изменения мотивационно–смысловые отношения субъекта: мотивационно–потребностная сфера, ценностные ориентации, система межличностного и социального общения ребенка, его самооценка и притязания.

Сложность объекта исследования, многообразие исследовательских подходов к проблеме мотивации деятельности приводит к тому, что любое психологическое явление, порождающее активность человека, и направляющее ее обозначается понятием мотив. Мотив, в свою очередь, рассматривается то, как потребность (А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.), то, как побуждение, влечение (И. М. Сеченов, Х. Хекхаузен. И. В. Ковалев), то, как намерение (К. Левин, Б. В. Зейгарник, Л. И. Божович), то, как интересы, убеждения, стремления (А. В. Петровский). Рядом авторов мотив рассматривается как сложное интегральное психологическое образование (И. А. Васильев, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, М. Ш. Магомед–Эминов, Д. А. Леонтьев, А. А. Файзулаев и др.) [3; 7; 9; 10; 12; 13; 16].

В отечественной психологии представления о мотивационно–смысловых отношениях индивидуальности начали формироваться в исследованиях школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии. Уже в работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» предпринимается попытка найти единицу, выражающую единство аффективных и интеллектуальных процессов. «Анализ, расчленяющий сложное целое на единицы… — пишет он, — показывает, что существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов… Он позволяет раскрыть прямое движение от потребности и побуждений к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности» [5, с. 123].

Позднее А. Н. Леонтьевым выделяется понятие личностного смысла как отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия. Личностный смысл, по его мнению, представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам действительности, ради которых развертывается его деятельность и общение. Наряду с ним в функциональном развитии мотивационно–смысловых отношений личности также выделяют: социальную позицию субъекта как члена той или иной социальной общности; побуждающие субъекта к деятельности мотивы, задаваемые этой позицией; реализуемые деятельностью объективные отношения субъекта к объектам и явлениям; приобретенный в свете тех или иных мотивов личностный смысл; личностный смысл как отражение в индивидуальном сознании отношения субъекта к этим предметам и явлениям; выражающие личностный смысл в поведении смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности.

Ведущей особенностью мотивационно–смысловых отношений является их производность от места человека, его социальной позиции в обществе, и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией. Таким образом, перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности. В ряде случаев резкая перемена социальной позиции человека может привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов, порой драматически проявляющихся в таких феноменах как феномены «потери себя» и утраты смысла существования [2, с. 10].

Говоря о личности необходимо также остановиться на эмоциональных переживаниях субъекта. Переживания отражают в сознании динамику борьбы мотивов, выбора или отвержения целей, к которым стремится человек. Они выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознаются личностные смыслы происходящих событий, в сознании осуществляется выбор возможных мотивов и регуляции динамики поведении личности. В данном случае мы можем говорить о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его. Являясь субъективными, переживания индивида не только окрашивают его деятельность, но могут выступать внутренними сигналами осмысления происходящих событий, выбора линии поведения. Агрессия, враждебность, жестокость, являясь изначально эмоциональной реакцией человека на события его жизни, став личностными свойствами человека, преобразуют его деятельность [11].

В то время как субъективные переживания, существуя на поверхности, изменяются под влиянием вербальных воздействий, изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредствовано изменением деятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру. Данные, полученные в самых разных исследованиях по психологии личности, показывают, что, только изменив социальную позицию субъекта, его место в системе общественных отношений, можно трансформировать смыслообразующие мотивы его личности и ее установки. На возникновении личностного смысла как бы заканчивается движение от деятельности к индивидуальному сознанию личности. С этого момента начинается жизнь личностного смысла в самом индивидуальном сознании и его обратное движение к деятельности.

Главное новообразование переходного возраста, по Л. С. Выготскому, новый качественно своеобразный фактор — личность самого подростка. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к становлению личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития. Самосознание, является как раз тем, что обычно принято называть личностью — именно в подростковом возрасте человек осознает самого себя как известное единство. Это есть конечный результат и центральная точка переходного возраста — осознание себя как личности. Стремление утвердить себя зачастую приводит к тому, что подросток во всем видит покушение на свою «независимость» и болезненно сопротивляется тому «воспитанию», которое возвращает его в положение ребенка [5].

Отсюда более остро ставиться проблема деструктивного поведения человека, которая в последнее время привлекает внимание исследователей самых разных специальностей: педагогов, психологов, социальных педагогов, юристов. В современной психологии под деструктивным поведением понимается стремление человека к агрессии, ненависти, разрушению, смерти, убийству; противостояние конструктивному жизнеутверждающему инстинкту жизни, любви и созидания [15, с. 163]. Совершая мелкие правонарушения, подростки могут преследовать различные цели, которые на прямую не связаны с желанием навредить кому–либо, например, желание самоутвердиться в группе сверстников, привлечь к себе внимание, переживания, личные обиды и т. п. Однако такое поведение деструктивно уже потому, что отмечается наличие отрицательной эмоциональной установки у ребенка. Не понятый родителями и учителями, отвергаемый сверстниками ребенок ищет защиты и одобрения среди себе равных таких же отверженных и слабых. В этом, пожалуй, заключается основная драма, которая, в конце концов, приводит подростка на скамью подсудимых.

Разработанные в психологии подходы и принципы, объясняющие феноменологию, механизмы и закономерности мотивации поведения личности не могут в полной мере исчерпать данную проблему. Как отмечает Л. И. Божович, «Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена» [3, с. 7]. Недостаточным для полного понимания данной проблемы является уделение внимание лишь побудительной и направляющей сторонам мотива и игнорирования его содержательной стороны. Как справедливо указывал С. Л. Рубинштейн «Детерминация через мотивацию — это детерминация через значимость явлений для человека». «Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение» [13, 30; 93]. В. Г. Асеев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ю. М. Забродин, Д. А. Леонтьев, Е. В. Субботский и др. указывают на важность изучения смысловой, содержательной стороны мотивации, что делает возможным анализ истинной направленности человека во всех ее проявлениях.

Анализ работ зарубежных и отечественных авторов позволяет объединить мотивы и смыслы в единую мотивационно–смысловую сферу и рассматривать ее как целостное, динамическое, иерархизированное образование личности, детерминирующее поведение и отношение человека к миру.

Основой исследования выступают: системно–деятельностный подход, под которым в общем плане понимают методологическое направление, разрабатывающее средства познания и конструирования сложноорганизованных объектов. В отличие от механизма система представляет собой качественное единство, или совокупность, обладающую интегральными свойствами. Внутренний план сознания формируется в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром предметов. Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении человека находят отражение его индивидуально– психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью и к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении, носящем явный деструктивный характер.

Смысловой подход, в котором личность понимается как особая регуляторная инстанция, подчиняющая активность субъекта устойчивой структуре его жизненных отношений, представляется необходимой мерой для объяснения причин деструктивного поведения личности, что в свою очередь будет способствовать не только теоретическому пониманию проблемы, но и ее практическому применению.

Так же хотелось бы отметить, что проблема соотношения мотива, цели и смысла в поведении личности на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность. Интеграция процессов обучения и воспитания, поиск новых подходов к обучению и новых технологий в образовании требует иного подхода к рассмотрению подростка как субъекта деятельности, как личности. От того, насколько образованными и воспитанными будут личности, составляющие общество, зависит в конечном итоге устойчивость и жизнеспособность любого государства.

Литература

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — М., 1976. — 224 с.

2. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Бо–жович. — М., 1968. — 209 с.

4. Братусь, Б. С. Вестник Московского университета. Серия14. — 1981. — №2. — с. 48.

5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Из–во Смысл, Издательство Эксмо, 2003. — 527 с.

6. Забродин, Ю. М. Мотивационно–смысловые связи в структуре направленности человека / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопр. психологии. — №6. — С. 100—106.

7. Зейгарник, Б. В.Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. — М.: Изд–во Моск. ун–та, 1980. — 157 с.

8. Иванников, В. А. Проблема потребности в теории деятельности / В. А. Иванников // Вестник Московского университета. — Серия 14. — Психология. — 1983. — №2. — С. 20—27.

9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — 509 с.

10. Ковалев, В. В. Социально–психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков В. В. Ковалев // Нарушения поведения у детей и подростков. — М.: Медицина, 1981. — С. 11—23.

11. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. — М., 1971. — 382 с.

12. Леонтьев, Д. А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. — М., 1999. — 487 с.

13. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2003. — 512 с.

14. Словарь психолога — практика / сост. С. Ю. Головин. — Минск, 2005. — 976 с.

15. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2т. / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 2001. — 998 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Рейтинг зарплат футболистов