Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Педагогические технологии (Секция 6) ДИАЛОГЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКА (Городецкая Л. Н.)

Городецкая Л. Н.

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

ДИАЛОГЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКА

В настоящее время духовно–нравственное совершенствование молодого человека становится все более актуальным для современного общества, ибо научный прогресс оправдан лишь тогда, когда параллельно с ним развивается нравственное сознание людей, а этого пока не происходит повсеместно. «Удивительно, что марки напитков, одежды, сигарет известны во всем мире, но никто не знает о доступной каждому более осмысленной, ценной и наполненной жизни, которая дает человеку необычайные возможности счастья и высшего блага», — пишет известный чилийский философ, лауреат премии имени В. И. Вернадского Дарио Салас Соммэр [1, с. 72]. Пока общество не осознает необходимости индивидуальной духовной самореализации каждого, мир вряд ли изменится к лучшему. Именно современное учебное заведения должно быть тем храмом, где формируется гуманизм и духовно–нравственный потенциал человечества.

Перед современной школой стоит важнейшая цель воспитания и развития в молодых людях гуманности и внутреннего содержания, а не просто механических навыков. А это требует поиска адекватных целей и средств ее реализации. Все попытки привить мораль, основанные только на рекомендациях по поводу того, что можно делать, а чего нельзя, неэффективны. Неосознанная мораль не может быть истинной. Этичное поведение не дается само по себе, оно вырабатывается трудом и дисциплиной. Любая истинная мораль должна быть свободной, добровольной и сознательной. Молодые люди не всегда видят конкретное преимущество в стойком следовании морали, не знают, как их за это может наградить жизнь, и потому предпочитают путь наименьшего сопротивления. Большинство из них относится к морали как к обузе или обременительному долгу, с которым вынужденно считаются, но которому не следует уделять много внимания, чтобы не нарушать привычных удовольствий. Для того, чтобы мораль стала этическим завоеванием человека, сводом норм, усвоенных свободно и понятых каждым в отдельности ,необходимо существенно изменить систему воспитания и обучения. Истинная мораль не может быть результатом механического подчинения социальным нормам, а должна основываться на индивидуальном размышлении человека, когда он целенаправленно принимает решение следовать высшим моральным ценностям.

Для современной педагогической науки и практики уже давно ключевой стала идея «о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно–воспитательного процесса преимущественно в его субъект» [2, с. 102]. Субъектность человека означает, что он совершает тот или иной поступок, действие, выполняет деятельность «не вследствие влияния на него тех или иных внешних или внутренних причин, людей, обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия, из убеждения в его истинности, ценности, значимости для него, для общества, для других» [2, с. 105]. Данное понятие субъектности ребенка соотносится с понятием нравственности, которое академик И. Ф. Харламов определял следующим образом: «Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно–механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил» [3, с. 374].

Из этого следует важный вывод о том, что развитие субъектности воспитанника тесно связано с формированием духовно–нравственных основ бытия ребенка. Это позволяет увидеть новый аспект в теории нравственного воспитания учащихся — ее направленность на развитие субъектных свойств личности. Субъектные свойства личности характеризуют ее как субъекта деятельности (способного осваивать и творчески преобразовывать свою действительность) и как субъекта своей жизни и внутреннего мира (способного планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни).

Отмеченные свойства личности представлены целым кругом понятий, помогающих понять как реализуется субъектная позиция личности, — «самооценка», «самоанализ», «самоограничение», «самодерминация», «самовоспитание» и др.

Остановимся более подробно на таком личностном феномене как самооценка. Как известно, результатом воспитания является изменение самого воспитанника, развитие его субъектности, т. е. в процессе и результате воспитания рождается не робот, обученный на выполнение определенных видов деятельности, а человек, способный относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты, которые соответствуют его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Предметом изменений становится сам ребенок как субъект, осуществляющий деятельность, которая требует рефлексии, оценки самого себя. Естественно, что наиболее адекватными методами воспитания являются методы самоанализа, самооценки, самокритики, самовоспитания, самоконтроля и т. п.

Таким образом, с одной стороны, самооценка выступает как метод развития и становления субъектной позиции воспитанника. С другой стороны, она может выступать как результат анализа своего поведения, действий и поступков на соответствие своим ценностным ориентациям, уже существующим нравственным взглядам и убеждениям. Если поведение, действия и поступки совпадают с ними, то это проявляется в высокой адекватной самооценке. Нравственная самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который определяет степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязания оказывают влияние неудачи и удачи на жизненном пути, успехи и неуспехи в конкретной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям; умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Существуют ли педагогические технологии, способствующие становлению субъектности развивающейся личности и формированию ее адекватной нравственной самооценки как механизма самокоррекции ее духовно–нравственного развития? На наш взгляд основы такой технологии вырисовываются в разрабатываемой в философии и психологии теории диалога.

Диалог позволяет преодолеть извечную противоположность позиций ученика и учителя. Э. Н. Гусинский отмечает некоторое заблуждение, которое имеется в отношении этого термина: «часто думают, что в этом слове фигурирует приставка «ди» — «два», но это не так. «Диа» (не «ди», а «диа») означает по–гречески «раз–», «сквозь», «через», а «логос» выступает в одном из главных значений — «слово». Так что диалог — это в буквальном смысле «разговор», слово, которое проходит через весь круг собеседников» [4, с. 116]. Диалогическое общение учителя с воспитанниками открывает большие возможности для их духовно–нравственного развития. Это можно аргументировать следующими положениями.

Во–первых, самой сильное воздействие ценностей одного человека на ценности другого, по мнению М. Бубера, проявляются через подлинный диалог, как «Я–Ты» отношения. В этом случае имеет место такое явление как «феномен встречи» или просто «встреча», когда при контакте с другой личностью (эффект может возникнуть и при восприятии книги или фильма) появляется чувство высокой значимости происходящего, особой близости этого человека, возникает резонанс личностных свойств собеседников, который увеличивает возможность взаимопонимания и облегчает их общение. Такая встреча часто определяет направление развития личности воспитанника в сторону подражания столь значимому другому. Совокупность таких встреч во многом определяет жизненный путь человека.

Во–вторых, С. Л. Рубинштейн в последние годы своей жизни заострял внимание на том, что «основным нарушением этической, нравственной жизни применительно к человеку в условиях общества является использование его в качестве средства для достижения какой–либо цели» [5, с. 360]. В этом случае, подлинный диалог между преподавателем и студентом возможен лишь при наличии искреннего интереса к Другому, что исключает потребительское отношение к собеседнику и соответствует предъявляемым требованиям

В–третьих, новым словом в педагогике и психологии стали идеи духовно ориентированного диалога, которые глубоко рассмотрены Т.А.Флоренской. Суть диалогического общения она так же видела в том, что человек — это не объект исследования и воздействия, а субъект живого общения, «сверхзадачей» которого является духовное пробуждение личности. Таким образом, диалог оказывает мощное влияние на потребностно–мотивационную сферу развивающейся личности.

В–четвертых, в диалоге присутствует эстетическая дистанция между собеседниками. Такая дистанция побуждает воспитанника к собственному поиску ответов на волнующие вопросы жизни, результатом такого поиска является рождение нового знания, которое «открыто» самим учеником, а не усвоено им механически. Диалог заставляет его мыслить от себя, открывать личностно выстраданные аргументы, разбираться в себе, осмысливать себя. Такая уважительная дистанция способствует осуществлению ответственного выбора растущей личностью реакций, действий и поступков, что является признаком взрослости. Таким образом, диалог влияет на когнитивную и эмоционально–чувственную сферы личности воспитанника, на появление и проявление его собственных духовно–нравственных взглядов и убеждений.

В–пятых, ученый О. С. Анисимов видит в диалоге средство преодоления первоначального эгоцентризма в сознании ученика и первоначальных мнений. Диалог пробуждает их интерес к иному мнению собеседника и таким образом влияет на поведенческую сферу личности.

Вполне достаточно аргументов за то, чтобы преподаватели высшего учебного заведения осознали необходимость осваивать такое средство воспитания и обучения, как педагогический диалог.

Литература

1. Соммэр, С. Д. Мораль ХХI века / С. Д. Соммэр. — М.: ООО Издательский дом «София», 2004.

2. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебник / И. Ф. Харламов. — Минск: Унiверсiтэцкае, 1998.

4. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. — М.: Логос, 2001.

5. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы