Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Проблемы вербального и невербального общ. (Сек. 5) ИСТОРИКО–КУЛЬТУРНЫЙ И ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (Зубович Е. А.)

Зубович Е. А.

Белорусский государственный экономичесский университет (г. Минск)

ИСТОРИКО–КУЛЬТУРНЫЙ И ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельностью были выбраны развитие въездного и культурно познавательного туризма, на то же ориентирована и региональная туристская политика в Республике Беларусь в Могилевской области в частности, в рамках повышение значимости регионов в развитии туристической отрасли, что тесно связана с экономической концепцией развития территорий. Одним из основных направлений развития въездного и культурно познавательного туризма на региональном уровне, в свою очередь, является разработка туристско–экскурсионных маршрутов.

Для того чтобы понять специфику разработки туристско–экскурсионных маршрутов, а также факторов влияющих на их создание, необходимо дать определение таким понятием как туристский маршрут, а так же маршрут экскурсии.

Туристический маршрут — это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.

Маршрут экскурсии — это путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов [1, с. 31].

Оценка историко–культурного и экскурсионного потенциала региона является важнейшим звеном подготовительного этапа разработки туристско–экскурсионных маршрутов.

Чем большим количеством различных туристических ресурсов, пригодных для экскурсионной деятельности, располагает регион, тем больше возможностей имеет он для привлечения туристов, то есть экскурсантов.

В рамках анализа туристско–экскурсионного потенциала все статистические показатели, для последующей разработки маршрута разбиваются на части для определения потенциала территорий по каждой из крупных групп ресурсов. Таким образом три основных группы ресурсов, т. е три основных группы факторов это транспорт, инфраструктура и аттракторы (аттрактивность территории) [2, с. 10].

Оценка транспортной доступности включает характеристику по следующим показателям: удаленности от центра, густота автомобильных дорог, качество дорог, время в пути, количество видов транспорта, доступных для посещения территории [1, с. 33]. Основными транспортными центрами в Могилевской области являются такие крупные города как Могилев, Бобруйск и Кричев. Через них проходят крупные авто– и железнодорожные магистрали, велик пассажиро– и грузопоток, что создает хорошие предпосылки для развития транзитного туризма. Следует отметить, что показатель густоты автомобильных дорог в области практически совпадает со средним по республике и составляет 331, 2 километра на 1000 квадратных километров территории, а основные развязки равноудалены от прилегающих к ним районов [3, с. 42]. Эти города так же находятся на крупнейших водных артериях области: Днепре, Березине, реке Сож, что создает дополнительные предпосылки для развития водного туризма.

Состояние туристской инфраструктуры следует оценивать по следующим показателям: единовременная вместительность средств размещения, оборот общественного питания на душу населения, количество объектов развлечений, оборот розничной торговли на душу населения. Так же тут следует учитывать уровень развития придорожного сервиса, наличие туристских предприятий. В Могилевской области в связи с этим насчитывается 29 туристско–экскурсионных предприятий, 12 туристических комплексов, 37 гостиниц, 119 пунктов питания, 85 объектов торговли придорожного сервиса (32 автозаправочные станции, 6 магазинов и 47 объектов общественного питания), 4 сельские усадьбы и 3 крупные зоны отдыха [4, с. 1]. Важным показателем здесь так же является численность работников занятых в отрасле туризма. В могилевской области этот показатель равен 0,4 тыс. человек, что составляет приблизительно 5% от общереспубликанского уровня [3, 76]. В этом отношении Могилевский регион безусловно уступает всем остальным. Однако, вместе с тем, инфраструктура туристической Могилевщины активно развивается. Примером активного развития туристской инфраструктуры могут служить д. Буйничи, расположенная в пригороде Могилева. Только за последние годы здесь созданы такие туристские объекты, как мемориальный комплекс Буйничское поле, туристко экскурсионный комплекс «Белорусская этнографическая деревня XIX века», Могилевский зоосад [5, с. 41].

Программа развития туризма в области предполагает дальнейшее развитие инфраструктуры. На сегодняшний день немало сделано для реконструкции и поддерживания в надлежащем состоянии Свято–Никольского монастыря XVIII– XIX веков, ул. Ленинской, дворца архиепископа Конисского, Полыковичской криницы в административном центре области, г. Могилеве. Ведуться работы по реконструкции музея советско–польского боевого содружества в п. Ленино Горецкого района [6, с. 11]. Продолжаются реставрационные работы на объектах экскурсионного показа и памятниках архитектуры: церкви 2–ой половины XIX века (д. Благовичи, Чаусский район), церкви XIX века (д. Галичи, климовичский район), Пустынского монастыря (Мстиславский район), дворца князя Потемкина (Кричевский район), мемориальной часовни (д. Лесная, Славгородский район) [5, с. 42]. С точки зрения развития инфраструктуры основными центрами Могилевщины являются: Могилев, Бобруйск, Кричев и Шклов.

Аттрактивность территории как комплексный показатель включает в себя природные и культурные достопримечательности, этнографические особенности, самобытность, непохожесть данной местности на ту, где проживают туристы, контрастность пейзажа. В Могилевской области насчитывается 37 музеев, 109 памятников архитектуры, 4 дворцовых, дворцово–парковых и усадебных ансамбля, 38 культовых сооружений, 32 памятника и памятных места связанных с именами выдающихся людей, 15 памятников и памятных мест с историческими и военно–историческими событиями, 89 памятников и памятных мест, связанные с событиями Великой отчественной войны 1941—1945гг., 20 парков, 49 памятников природы, 8 объектов экотуризма [4, с. 1].

В последние годы становится все более очевидным, что формирование имиджа области как привлекательного туристского региона благотворно отражается на ее экономике — растет эффективность от представления туристических услуг, создаются новые рабочие места для жителей Могилевщины. Развитие туризма позволяет сохранить и рационально использовать историко–культурное наследие и природный потенциал региона. Здесь расположено большое количество важнейших историко–архитектурных памятников. Среди них ансамбль Никольского Монастыря XVII в. в г. Могилев, Иезуитский костел с монастырем начала XVII века в Мстиславле, дворцово–парковый ансамбль XVIII в. в деревне Жиличи Кировского района, дворец князя Потемкина XVIII в. в Кричеве [6, с. 12]. Интересны для туристов и такие объекты, как Кармелитский монастырь Успения Матери Божьей XVIІI в. в Мстиславском районе, костел Святого Станислава XVIII в. в г. Могилеве, Троицкая церковь и Свято–Александра Невского кафедральный собор XIX в. в Мстиславле. Здесь расположены республиканские гидрологические заказники республиканского значения «Заозерье» и «Острова Дулебы» [5, с. 40], так же 72 заказника местного значення, 15 памятников природы, что способствует развитию экологического экскурсионного туризма [3, с. 62]. Основными атрактивными центрами являются: Могилев, Мстиславль, Кричев, Бобруйск, Быхов.

Таким образом, внутри каждой группы в случае достаточно большого числа переменных используется факторный анализ в отношении статистических данных отражающих сходные явления. Сочетания факторного анализа, метода экспертных оценок, а также контент–анализа позволяет получить более полное представление о туристско–экскурсионном потенциале региона [2, с. 11].

При изучении туристско–экскурсионного потенциала региона, после этапа анализа ресурсной базы при разработке туристско–экскурсионных программ, важным является не только учет ресурсных факторов, но так же потребительских факторов, тематичности. Это позволяет более полно учитывать индивидуальные запросы туристов [1, с. 28]. Анализируя тематику предложенных экскурсий по Могилевщине (23 действующих маршрута, в которых задействованы 90 культурных и исторических объектов), можно сделать вывод, что она имеет, как правило, военно–патриотический характер, а так же познавательный с архитектурным уклоном [4, с. 1]. Однако следует так же отметить что пока не в достаточной степени, разработаны природоведческие, экологические туристско–экскурсионные маршруты, маршруты, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей, этнографии. Как дополнительный фактор должно присутствовать комбинирование тематик, с целью разнообразия маршрутов, и удовлетворения потребностей как можно большего числа экскурсантов. Здесь же следует отметить и недостаточную дифференциацию по видам транспорта. Так пока лишь в разработке находится инвестиционный проект водного прогулочного маршрута Александрия — Быхов [4, с. 1].

Что касается потребительских факторах, то следует, прежде всего, упомянуть: возраст, личные предпочтения и интересы, платежеспособность, мотивацию и т. д. Здесь так же важно отслеживать и оперативно реагировать на изменение туристских потоков [2, с. 14].

Говоря о перспективах использования историко–культурного и экскурсионного потенциала Могилевщины, нужно в первую очередь предложить несколько вариантов новых экскурсионных маршрутов. Первый маршрут: Могилев — Лесная — Славгород — Чериков — Кричев — Мстиславль — Горки — Шклов — Могилев. Этот экскурсионный маршрут мог бы получить название: «Золотое кольцо Могилевщины» (рис 1). Разработка его позволила бы включить в активное использование экскурсионный потенциал таких малых городов как Славгород (Памятник природы «Голубая криница», Свято Рождественский храм XVIII века и т. д) и Чериков (здания больницы XIX века, городская застройка и т. д.) [6, c. 12]. Протяженность маршрута 315 км. В связи с большим экскурсионным потенциалом, а так же наличием на маршруте таких крупных туристических центров, как Могилев, Кричев и Мстиславль, маршрут целесообразно было бы сделать двухдневным с ночевкой в Мстиславле, тем более, что согласно разработанному инвестиционному проекту в Мстиславле должен быть построен большой туристско–развлекательный центр, реконструируется туристская инфраструктура города [5, c. 42]. Важным фактором, который нужно учесть при разработке маршрута — это его тематическое комбинирование (архитектурная, литературная, природоведческая и другие тематики).

Говоря о автобусных экскурсионных турах следует отметить так же слабую вовлеченность в существующие маршруты таких важных историко–культурных объектов, как Жиличский дворцово–парковый ансамбль [6, c. 15], а так же усадебно–парковый ансамбль в Грудиновке [4, c. 1]. Для этого могли бы быть разработаны, например, познавательные туры: Могилев — Бобруйск — Телуша — Турки — Жиличи, а так же Могилев — Грудиновка — Быхов.

Говоря о водных маршрутах, следует прежде всего обратить внимание на слабое использование экскурсионного потенциала реки Сож. Наиболее приемлемым здесь видится разработка трансрегионального водного прогулочного маршрута «По земле радимичей» Кричев — Чериков — Славгород — Чечерск — Ветка — Гомель, с опорой на такие туристические центры как Кричев и Гомель. Возможен и его укороченный вариант в рамках области: Кричев — Чериков — Славгород. Развивая тему трансрегиональных водных путей, нельзя не упомянуть о водных экскурсионных маршрутах по Днепру. Так, например, разрабатываемый проект маршрута Александрия — Могилев — Быхов, можно было бы включить в межгосударственный проект водного путешествия по трём славянским государствам (России, Беларуси и Украины). Маршрут выглядел бы следующим образом: Смоленск — Орша — Александрия — Могилев — Быхов — Жлобин — Речица — Киев.

Могилевская область — ближайшая соседка России, поэтому, конечно же, ничего удивительного нет в том, что именно ее памятные места чаще других упоминаются на страницах учебников русской истории. Это здесь под деревней Лесная одержал важную победу в Северной войне Петр I. В Могилеве дважды бывал, пусть и проездом, Александр Сергеевич Пушкин. Над Буйническим полем под Могилевом завещал развеять свой прах Константин Симонов…

Смоленщина дала миру таких знаменитых людей как М. И. Глинка, Н. М. Пржевальский, В. В. Докучаев, А. Т. Твардовский. Здесь родился и учился первый космонавт Земли Юрий Гагарин. В самом Смоленске уцелела значительная часть архитектурного наследия, в том числе Смоленские крепостные стены [7, c. 88].

Этот маршрут на территории Могилевской области позволил бы вовлечь в экскурсионную деятельность красивейший ландшафтный заказник «Старица», а также монумент, посвященный взятию Лудчецкой высоты во время Второй мировой войны [6, с. 14]. Подобный экскурсионный маршрут также способствовал бы единению и сближению трех братских славянских народов.

Еще одинтранс граничный маршрут, но уже автобусный: Могилев — Лесная — Славгород — Чериков — Кричев — Рославль (Спасо–Преображенский монастырь под Рославлем считается самым древним на территоррии Смоленской области. В этом монастыре хранится почитаемый образ Варвары Великомученицы, части мощей приподобных старцев Оптинских) [7, с. 91].

При разработке трансграничных маршрутов, особенно в отношении России и Беларуси, следует как положительный фактор учитывать отсутствие фактических границ, визового режима и томоженных формальностей, что безусловно способствует более интенсивному развитию туризма, как на межрегиональном, так и на межгосударственном уровне.

Очевидно, что историко–культурный и экскурсионный потенциал Могилевской области достаточно широк и позволяет развивать не только внутренний, но так же транзитный и трансграничный экскурсионный туризм, чему должна способстовать разработка новых познавательных маршрутов с вовлечением ранее не задействованных в экскурсионной деятельности объектов.

Литература

1. Савина, Н. В. Экскурсоведение: учеб.пособие / Н. В. Савина, З. М. Горбылева. — Минск: БГУ, 2004. — 335 c.

2. Голиков, Д. П. Организационно–экономический механизм использования регионального туристического ресурсного потенциала: Авторефер. дис. … канд. экон. наук: 11. 12. 2005 / Д. П. Голиков; Перм. ун–т. — Пермь, 2005. — 23 с.

3. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: стат. сборник. / Мин–во статистики и анализа Республики Беларусь. — Минск, 2007. 90 с.

4. Карта путеводитель Бобруйской (Могилевской, Мстиславской, Шкловской) туристской зоны. Минск: Плутос–Инфо. 2005. 1 с.

5. Смирнов, Е. Приднепровские маршруты / Е. Смирнов // Вестник внешнеэкономических связей. — 2006. — №3 — С. 38—43.

6. Программа развития туризма в Могилевской обл. на 2006—2010 гг.// НРПА РБ. — 2006. — №5. — С. 62—74.

7. Балышева, С. В. Славянские маршруты: путеводитель / С. В. Балышева. Минск: БелТА, 2006. — 95 с.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы