Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Средства массовой информации в обществе (Секция 4) Основные проблемы и пути развития печатных средств массовой информации Республики Беларусь (Якушенко К. В.)

Якушенко К. В.

Белорусский государственный университет (г. Минск)

Основные проблемы и пути развития печатных средств массовой информации Республики Беларусь

В последние годы XX века многие государства приступили к стратегическому планированию развития национальной информационной инфраструктуры, так как информация стала играть особую, первостепенную роль в жизни современного общества. Поэтому одним из основных понятий современной рыночной экономики является информационный рынок, функционирование которого оказывает существенное влияние на развитие производства и предпринимательства.

Проблемами эффективного построения информационного рынка и его инфраструктуры занимались В. Л. Тамбовцев, С. М. Гуревич, Н. Н. Семкина, И. А. Стрелкова, Г. Б. Домненко, А. А. Боканов, М. Кастельс, С. Майерс и др.

Однако зарубежные исследователи не могли учитывали специфику развития Республики Беларусь: переходный характер экономики, значительное государственное влияние на информационный сектор, особенность формирования и функционирования рынков средств массовой информации. Белорусские исследователи (Т. В. Садовская, И. А. Толстик, В. М. Руденков, И. П. Воробьев, И. П. Якубук, В. В. Почекина) внесли значительный вклад в изучение информационной сферы Республики Беларусь.

Тем не менее, теоретические и практические проблемы развития рынка печатных СМИ в Республике Беларусь, и особенно внешнеэкономическая деятельность белорусских организаций, работающих на информационном рынке, требуют дальнейшего изучения.

В настоящее время существует много определений как понятию «информационный рынок», так и понятию «структура информационного рынка». Так, отдельные авторы понимают рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории. Однако, на наш взгляд, информационный рынок — система регулирующих и организационно–экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, потребления, распределения и защиты информации в товарной форме [1, с. 88], является наиболее корректным.

Одна из частей информационного рынка (сфера) « пространство, где продукция превращается в товар и где идут процессы обмена, т. е. его продажи и покупки. Это « собственно информационный рынок. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара. К этой среде относятся 1) рынок периодических изданий; 2) рынок непериодических изданий; 3) рынок распространителей, способствующих продаже нового информационного товара; 4) рынок покупателей новой информации.

Рассмотрим некоторые аспекты развития и функционирования печатных СМИ на информационном рынке в Республике Беларусь.

На рынке периодической печати (прессы) нами были выявлены следующие тенденции развития.

Так, в течение 2005—2006 гг. в общем во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту рекламных доходов от их публикации.

Если использовать данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, то можно сказать, что рост происходил не только на развивающих, но и на уже стабильных развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации (WAN), где приводится цифра роста — 2,3% в 2006 г., следовательно, рост глобальных продаж газетных тиражей за пять последних лет произошел на 9,48%. Платные тиражи газет выросли в 2006 г. на 2,3% до рекордного уровня в 515 млн экз. в день. С учетом бесплатных ежедневных газет, ежедневный тираж увеличивается почти до 556 млн., что на 4,61 больше, чем в 2005 г. Общее количество платных ежедневных газет увеличилось в 2006 г. на 3,46%, а с 2002 г. на 17,67%, до 11207 изданий. С учетом бесплатных изданий, общее количество ежедневных газет увеличилось за год на 4,33%, а за 5 лет на 19,63%. Рекламные доходы газет выросли в 2006 г. на 3,77%, а за пять лет — на 15,77%.

Также из нашего исследования следует, что во многих странах тиражи платных ежедневных газет сохранили свою стабильность, а где–то даже и выросли. Нами было выяснено, что в пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно. Так, в Азии продажи тиража выросли в 2006 г. на 3,61%, в Южной Америке — на 4,55%, в Европе — на 0,74%, в Африке — на 0,65%, в Австралии и Океании — на 2,11%. В Северной Америке продажи сократились на 1,97%. В 2006 г. в Европе тиражи платных ежедневных газет выросли на 0,74%, а за пять лет сократились на 4,12%. С учетом тиражей бесплатных ежедневных газет, прирост тиража составил 10,19% за год и 12,84% за пять лет.

Глобальные рекламные доходы газет растут уже четвертый год подряд. В 2006 г. рост составил 3,77%, а доля газет на рекламном рынке остается относительно стабильной — 29,6% против 29,8% в 2005 г. Газеты по–прежнему являются вторым крупнейшим рекламным медиа мира, уступая только телевидению. Доля газет превышает доли радио, кинотеатров, наружной рекламы, журналов и Интернета вместе взятых. Если учитывать газеты и журналы, то печатные издания займут место крупнейшего рекламного медиа с долей 42%; доля телевидения составляет 38% [2, с. 233].

Рассмотрев важнейшие сегменты мирового информационного рынка, можно привести некоторые статистические данные и по Республике Беларусь. Так, информационный рынок страны по состоянию на 1 августа 2007 г. представляют 1244 печатных периодических издания, 9 информационных агентств, 60 программ телевещания, 156 программ радиовещания, 629 издательств.

В связи с рассмотренными показателями и статистическими данными можно выделить некоторые проблемы: правовые, экономические, организационные, выявленные автором.

Правовые проблемы в данной сфере состоят в следующем:

— не соответствие действующего Закона о печати изменившимся реалиям общественно–политической и социально–экономической жизни государства и общества, а также новому гражданскому законодательству [3];

— наличие нерешенных вопросов, связанных с выработкой законодательной практики отнесения тех или иных информационных ресурсов, расположенных в сети Интернет, к сетевым СМИ [4, с. 160].

Также существуют и экономические проблемы в данной сфере:

— постоянный рост цен на сырье, материалы, услуги в стране (так, в течение 2006 г. стоимость 1 т бумаги выросла с 1,5 до 1,9 млн рублей, или в среднем на 22%, полиграфических услуг — в среднем на 10%, почтовые тарифы на II полугодие 2006 г. по сравнению с 1 полугодием — на 10%) [5, с. 17];

— невысокая экономическая возможность государственных редакций печатных СМИ по выезду за пределы стран СНГ для участия в международных выставках и ярмарках из–за отсутствия высоких и стабильных доходов для маркетингового продвижения информационных товаров на внешние рынки;

— недостаточная прозрачность информационного рынка — нет открытых данных по оборотам негосударственных компаний (наличие серого бизнеса, когда идет сокрытие прибыли от количества реализованной продукции, неучет допечатки тиражей). При такой ситуации отсутствует официальная статистика продаж негосударственных компаний и организаций, невозможно точно подсчитать объем и потенциальную емкость информационного рынка, что свидетельствует о высоких рисках для потенциальных инвесторов.

— недостаточно техническая и технологическая развитость информационного рынка по сравнению с мировыми показателями, рассмотренными ранее.

Существуют институциональные и организационные проблемы, а именно:

— недостаточное развитие и дальнейшая модернизация товаропроводящих организаций информационного рынка за рубежом (наибольшее взаимодействие белорусский информационный рынок имеет со странами СНГ — Россия, Украина, Казахстан (в 2006 г. объем экспорта белорусской продукции в Российскую Федерацию через субъекты товаропроводящей сети составил 122,2 тыс. долл. США, за первое полугодие 2007 г. — 98,6 тыс. долл. США), в меньшей степени со странами Европы — Польша, Германия (объем поставок книжной продукции на рынок Федеративной Республики Германии в 2006 г. составил 4,3 тыс. евро, в первом полугодии 2007 г. — 821 евро ) [6, с. 25];

— падение интереса к чтению у белорусов, особенно у молодой части читательской аудитории (по опросам, проводимым исследовательским центром Белорусского государственного университета, выявлено, что на вопрос «Как часто вы читаете прессу?» получены ответы «Один или несколько раз в неделю» — 21,5%, «Не читаю вообще» — 15,4% респондентов, на вопрос «В прессе какой тематики Вы нуждаетесь?» получен ответ «Не нуждаюсь» — 68%) [7]. Эту мысль подтвердил и Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на выступлении на встрече с работниками газеты «СБ», отметив, что согласно опросам общественного мнения последние два года интерес читателей к печатным СМИ хоть немного, да снижается. У нас появляются новые конкуренты « интернет–ресурсы [3, с. 2];

— дефицит квалифицированных кадров по продажам информационного продукта на внутреннем и внешнем рынках. Об этом свидетельствует недостаточное применение маркетинговой стратегии по выходу продуктов информационного рынка за рубеж;

— отсутствие компаний, способных стать достойными конкурентами на глобальном информационном рынке.

В связи с выявленными тенденциями и существующими недостатками на белорусском информационном рынке, далее можно привести отдельные пути совершенствования печатных СМИ страны:

— повышение конкурентоспособности редакций на внешних рынках путем совершенствования содержательного наполнения, улучшения дизайна и верстки изданий и программ, улучшение качества менеджмента редакций;

— разработка эффективных маркетинговых стратегий отдельными крупными редакциями — более детальное изучение потребительских предпочтений, повышение уровня информированности потребителей о новинках рынка СМИ;

— принятие в законопроектах механизмов правового регулирования СМИ;

— создание на базе одного или нескольких редакций СМИ издательского дома;

— усиление государственной поддержки по выходу продуктов, созданных на белорусском информационном рынке, за рубеж;

— необходимость создания национальной программы, по пропаганде и поддержке чтения;

— создание единого информационного пространства СНГ, результатом которого может стать решение таких кардинальных вопросов как двойное налогообложение и высокие таможенные пошлины, улучшение культурных связей;

— необходимость создания межгосударственной программы по пропаганде и поддержке чтения;

— разработка межгосударственных (в первую очередь со странами СНГ) льготных тарифов на почтовые услуги, авиа и железнодорожные перевозки продуктов информационного рынка;

Таким образом, все приведенные доказательства говорят о необходимости дальнейшего изучения отдельных сегментов информационного рынка, и в частности печатных СМИ. В связи с этим приведенные пути совершенствования позволяют выявить мероприятия, которые возможно выполнить для дальнейшего выхода печатных СМИ на иностранные рынки.

Литература

1. Якушенко, К. В. Современные организационно–экономические тенденции развития мирового издательско–полиграфического комплекса / К. В. Якушенко // Журнал международного права и международных экономических отношений. — 2006. — № 4 (39). —С. 86—91.

2. Семак, Е. А. Глобализация и интернационализация экономики: курс лекций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Семак. — Минск: Изд–во БГУ, 2004. — 103 c.

3. Материалы Коллегии Министерства информации Республики Беларусь, 2006 год / Министерство информации Республики Беларусь « информация с грифом «для ограниченного пользования».

4. Дрыганов, В. Н. Цифровой век и право: на пути к информационному обществу / В. Н. Дрыганов, С. С. Лосев. — Минск: Тонпик, 2005. — 304 c.

5. Макаров, Д. Источник знаний в тенетах проблем / Д. Макаров // Директор. « № 7. — 2007. — С. 17.

6. Внешняя торговля товарами Республики Беларусь за январь —октябрь 2006 г. — Минск, 2006. — 90 с.

7. Анкетирование респондентов Республики Беларусь в сфере книгоиздания, 2007 год / Министерство информации Республики Беларусь — информация с грифом «для ограниченного пользования».

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы