Сажина Е. В.

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

КОНТАКТ В ПОЛЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Полемический дискурс печатных СМИ как объект лингвистических исследований представляет собой интерес не только с точки зрения его структурной организации и прагматики. Характеризуясь способностью к организации взаимодействия между своими участниками, данный тип дискурса реализует контактоустанавливающую функцию.

Являясь довольно сложным явлением, контакт все чаще оказывается в поле зрения лингвистов и исследуется преимущественно в рамках коммуникативно–прагматического подхода, которого будем придерживаться и мы, поскольку изучение контакта будет проводиться на материале диалогического контекста.

В настоящей работе, вслед за Г. В. Карпук, под контактом как условием успешной реализации коммуникативного намерения мы понимаем «установку на достижение эмоционально–интеллектуального взаимопонимания, регулирование коммуникативной дистанции (как правило, ее сокращение), формирование доверия и достижение позитивной настроенности коммуникантов по отношению друг к другу» [1, с. 4].

Принимая во внимание тот факт, что установление речевого контакта предполагает ряд действий, как, например, появление намерения вступить в речевую коммуникацию, создание адекватной обстановки общения и т. д., целесообразно рассмотреть ряд параметров, которые бы способствовали описанию механизма установления контакта в полемическом дискурсе печатных СМИ.

Прежде всего, следует отметить, что полемический дискурс представляет собой отсроченный во времени и пространстве диалог, в котором репликой–стимулом может выступать проблемная статья в целом или ее информационный отрезок. В свою очередь репликой–реакцией могут выступать целые тексты откликов читателей или же их информационные отрезки [2]. При этом сами отклики читателей могут становиться стимулами для других адресатов. Данный факт определяет особенности этапов реализации контактоустанавливающей функции.

В процедуре установления контакта можно выделить следующие этапы: наличие, как минимум, двух коммуникантов; появление намерения вступить в речевую коммуникацию; анализ партнера и его предрасположенности к коммуникации; создание адекватной обстановки общения; выбор канала общения; выбор кода общения; привлечение внимания адресата; посылка соответствующего запроса на установление контакта и т. д. Обращаясь к анализу полемического дискурса, следует отметить, что эти этапы могут иметь определенные отличия от этапов контактоустановления в других типах дискурса. Так, если рассматривать контакт с точки зрения взаимодействия между отправителем информации и адресатом, то ведущее значение приобретает прагматическая характеристика и ценность передаваемой информации. На первый план может также выступать характер взаимоотношений между адресантом и адресатом, которые, в свою очередь обусловлены ролью и намерением каждого из участников коммуникации. В полемическом дискурсе печатных СМИ целью является поиск решения актуальной проблемы. При этом адресант в лице автора проблемной статьи может преследовать и ряд второстепенных целей, таких как побуждение читателей к дискуссии, информирование, поиск единодушия во мнении и т. д. В свою очередь читатели, присылая свои отклики на статью, также преследуют различные цели: выражение согласия/несогласия с мнением автора статьи, потребность выразить свое отношение к той или иной проблеме, реализация потребности в общении и т. д. При этом неоспоримо то, что практически каждая цель предполагает наличие у адресанта интенции к установлению контакта с адресатом.

В процессе коммуникации психические состояния реципиента последовательно сменяются одно другим, причем каждое последующее напрямую зависит от предыдущего. Поэтому особое значение для адресанта приобретает выбор подходящей коммуникативной стратегии, в процессе реализации которой решаются такие задачи как: 1) установление контакта между коммуникантами; 2) привлечение внимания адресата к определенному факту; 3) изменение уровня информированности адресата; 4) изменение или сохранение установки восприятия. Наиболее актуальными для данного исследования выступают первые две задачи, впрочем, как нам видится, контактоустановление в широком смысле пронизывает процесс реализации всех четырех вышеупомянутых задач. Очевидно, к решению задачи установления контакта с адресатом приступают в самом начале процесса коммуникации. Так, например, в дискурсе печатных СМИ, в статьях и откликах с этой целью используется эмоционально окрашенная лексика, скрытая референция и другие речевые приемы, которые могут привлечь внимание читателей, заинтриговать или насторожить их. Решение этой задачи несколько затруднено в случаях, когда адресант может рассчитывать лишь на непроизвольное внимание адресата.

Каждый из этапов контакта имеет определенное значение и обладает рядом особенностей. Начальный этап коммуникативного акта, как правило определяет его последующую организацию и степень успешности, т. е. того, насколько были реализованы интенции коммуникантов. На данном начальном этапе можно выделить несколько подэтапов, которые проявляются через различные акты речи и речевые стратегии: привлечение внимания, идентификация адресата, прямое обращение, приветствие, представление, комплименты, комментарии, пожелания, извинения, благодарности и так далее и, в конечном итоге, постепенный переход к непосредственной передаче информации. Каждый из этих подэтапов включает в себя характерные речевые акты и имеет определенный арсенал средств выражения. Сюда входят лингвистические, экстралингвистические, паралингвистические, проксемические, грамматические средства выражения. Однако, учитывая тот факт, что данная работа основана на материале печатного (электронного) слова, нас будут интересовать лишь языковые средства выражения контактоустанавливающей функции.

В зависимости от коммуникативного намерения говорящего и направленности коммуникации, иногда выделяют несколько типов адресатов: непосредственный, опосредованный, случайный, условный и так далее. В зависимости от типа адресата происходит настройка речевого поведения отправителя информации. При этом прагматическая ценность коммуникации определяется количеством и характером связей, которые возникают между коммуникантами. Особенность полемического дискурса состоит в том, что, во–первых, проблемная статья предназначается для широкой аудитории. Автор не может с уверенностью ориентироваться на тот или иной тип адресата. Однако можно установить некоторые общие черты адресата, такие как грамотность, владение навыками работы в сети Интернет (если доступ к статье осуществляется посредством всемирной сети), относительный денежный достаток (способность купить газету). Такие скромные характеристики не позволяют автору статьи оперировать контактоустанавливающими средствами в полном объеме. Поэтому одним из наиболее распространенных контактоустанавливающих средств в проблемной статье являются вопросительные высказывания.

Как известно, вопросительные высказывания по своей иллокутивной функции не только предполагают заполнение поступающими на них ответами информационной лакуны. Они могут также выступать средством побуждения адресата к действию. Например: АдресантWhy do they need armies of professional staff? Автор проблемной статьи путем постановки данного вопроса ожидает ответной реакции от адресата, тем самым предполагается установление контакта между коммуникантами.

В свою очередь способность откликов выполнять не только реактивную, но и стимулирующую функции, расширяет репертуар языковых средств установления контакта в полемическом дискурсе. Как правило, читатели указывают свои собственные имена или псевдонимы, которые употребляются участниками полемического диалога как средства обращения для установления контакта. Например: АдресантDavid 9. 23am. Your idea of a supplementary question on the ballot paper would be a gift to any government. В данном примере имя собственное David сопровождается указанием времени поступления отклика, на который другой читатель выражает собственную реакцию. Употребление имени собственного, указание времени, а также употребление притяжательного местоимения Your в совокупности с лексемой idea способствует точной идентификации объекта контактоустановления.

Не менее распространенным средством установления контакта в откликах читателей являются риторические вопросы. Как известно, данный тип вопросительных предложений характеризуется тем, что собственно с вопросом его объединяют структурные сходства и наличие вопросительного знака в конце предложения. Однако иллокутивная функция риторического вопроса заключается в констатации определенного факта. Кроме этого, нами обнаруживается способность таких вопросительных высказываний в полемическом дискурсе реализовывать функцию побуждения. Помимо этого, можно предположить, что риторические вопросы могут выполнять и контактоустанавливающую функцию. Например: АдресантNew Labour and the CPS are made for each other — they both only work the percentages — neither are of the all out conviction type. How well that worked out on Cash–for–Honoursshall we see a repeat? Говоря о работе партии лейбористов и службы поддержки коммуникационных платформ, адресант критикует то, что их деятельность направлена лишь на получение процентов от той или иной сделки. Постановка риторического вопроса о том, что следует ли ожидать повтора провала акции «Деньги в обмен за заслуги», направлена на стимулирование ответного процесса со стороны других читателей. Выражая таким образом свое возмущение, адресант пытается установить контакт с другими читателями, побудить их проанализировать ситуацию и включиться в обсуждение данной проблемы.

Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что для полемического дискурса печатных СМИ характерно установление контакта между его участниками. Однако контакт в исследуемом дискурсе имеет определенные особенности. Во–первых, контакт устанавливается опосредованно, т. е. посредством бумажных и/или электронных носителей, что налагает основную нагрузку на языковые контактоустанавливающие средства в реализации контактоустанавливающей функции. Во–вторых, в откликах читателей, в отличие от проблемной статьи, обнаруживаются контактоустанавливающие слова, которые помогают идентифицировать конкретных участников диалога и изучить особенности этого вида взаимодействия. В–третьих, очевидным становится тот факт, что контакт в полемическом дискурсе печатных СМИ имеет имплицитный и эксплицитный характер, поскольку контакт может протекать лишь на информационном уровне и не получать языкового выражения, либо реализовываться в виде речевых формул согласия/несогласия между коммуникантами. Эти и другие языковые маркеры успешности реализации контактоустанавливающей функции в полемическом дискурсе печатных СМИ будут исследованы в дальнейших работах.

Литература

1. Карпук, Г. В. Контактоустанавливающая функция языка в судебном дискурсе (на материале выступлений русских и американских адвокатов): автореф. дис.… канд. филол. наук: 10.02.19 / Г. В. Карпук; МГЛУ. — Минск, 2006. — 20 с.

2. Сажина, Е. В. Структурные и прагматические характеристики полемического дискурса: дис.… канд. филол. наук: 10. 02. 04 / Е. В. Сажина. — Минск, 2007. — 132 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы