Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Средства массовой информации в обществе (Секция 4) Проблемы перехода современного радиовещания в цифровой формат (Карпенко И. И.)

Карпенко И. И.

Белгородский государственный университет (Россия)

Проблемы перехода современного радиовещания в цифровой формат

Переход на цифровое радиовещание в России является вопросом решенным: в декабре 2005 года департаментом массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации завершилась работа над «Концепцией развития телерадиовещания на период 2006—2015 гг.». На сегодняшний день Правительство РФ заканчивает разработку «Программы развития цифрового телерадиовещания в России на период 2006—2015 гг. », в основе которой лежит упомянутая Концепция. В предполагаемые перемены, которые затронут современную радиовещательную структуру, входят:

— модернизация передающей сети;

— создание цифровой телекоммуникационной инфраструктуры нового поколения для распространения радиовещательных передач;

— внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления передающей радиосетью страны;

— развитие отечественного производства радиоприемного оборудования для получения и обработки цифрового сигнала;

— перевод государственных и коммерческих радиовещательных и радиопередающих компаний на цифровое вещание;

— законодательное и правовое обеспечение развития радиовещания в России;

— стимулирование развития рынка услуг в области цифрового радиовещания [3].

Прогнозы относительно успешности внедрения цифрового радиовещания в России на сегодняшний день более чем положительные. Против ряда позитивных моментов реорганизации современной радиосети возразить сложно. К примеру:

— развитие цифрового вещания существенно повысит качество передаваемого сигнала, приблизив его по качеству звучания к звучанию CD–диска;

— увеличит техническую доступность услуг по всей территории Российской Федерации, то есть приблизит к максимуму покрытие сигналом всех географических зон страны;

— увеличит возможности мобильного приема сигнала без прерываний и волновых интерференций, а также повысит помехоустойчивость. На сегодняшний день FM–вещание не в полной мере покрывает данную необходимость. Мобильный прием сигнала на большой скорости движения может быть только в зоне уверенного приема. При пересечении ее границ сигнал прерывается или полностью исчезает;

— даст возможность вещателям передавать по сетям не только аудиальную информацию, но и информацию текстового и графического характера. На экране цифрового приемника может отображаться как сопроводительная информация к самой радиостанции (название, язык вещания, вид программ), к идущим радиопередачам (название песни, автора, текст песни, субтитры к обучающим программам и т. д. ). Может передаваться и вполне самостоятельная информация (новостная лента, котировки акций, прогноз погоды и т. д. ). Так как в системах цифрового вещания относительно просто реализовать адресный прием, то в цифровые радиоприемники легко включить функции пейджеров;

— возможность вещания станции на одной сквозной частоте по все территории страны, где производятся трансляции. Таким образом, мобильный пользователь, переезжая из города в город, будет избавлен от необходимости переключаться с одной частоты на другую;

— синхронизация принимающего оборудования с персональным компьютером для записи и его дальнейшего использования.

Однако наряду с положительными моментами цифровизации системы радиовещания существует ряд проблем, решение которых еще не найдено. Переход на цифровое вещание — процесс длительный. На сегодняшний день подобные практики уже существуют в тестовом режиме в Австралии, Индии и т. д., в постоянном — во многих странах Евросоюза, частично в России и Китае [2, с. 25].

Однако в России ситуация сложнее, чем хотелось бы. В нашей стране подобные трансформации не могут быть процессом безболезненным. Прежде всего, это связано с финансовым благосостоянием населения. Радио было и пока еще остается одним из самых дешевых средств получения информации. Относительная дешевизна радиоприемного оборудования дает возможность пользоваться услугами данного СМК как обеспеченным гражданам, так и людям со средним и низким достатком. Последние составляют бульшую часть радио–аудитории. К примеру, социально–профессиональный статус слушателей многих лидирующих в рейтингах предпочтений радиостанций по нашему анализу исследований мониторинговых компаний (КОМКОН–Медиа, Gallup–media) составляют рабочие и служащие с низким и средним достатком (порядка 30—32 %, редко, в зависимости от формата радиостанции и ее целевой аудитории, — до 20 %) и пенсионеры (порядка 26 %). Обеспеченная же аудитория — руководители, служащие высшего звена — до 10 %. Таким образом, можно предположить, что переход на цифровое вещание в России, который требует полного обновления радиоприемного оборудовании, не останется незаметным для большей части аудитории, так как подобное оборудование, разработка которого как за рубежом, так и в России только ведется, является недешевым приобретением. Примерная стоимость простейшего приемника для принятия цифрового сигнала обойдется слушателю от 1500 до 3500 рублей, а порой и выше. Данная тенденция может значительно замедлить широкое пользование цифровыми технологиями. Согласно разработкам, ведущимся на сегодняшний день в области проектирования и конструирования радиооборудования для приема цифрового сигнала, в подобные приборы не планируется внедрение каких–либо комбинированных аналоговых приемных устройств. Подобные технологии трансляции аналогового и цифрового сигнала одновременно и подобный же их прием реализован на сегодняшний день только на территории США, принявшей иную, нежели в Европе, технологию кодирования (IBOC — in–band on–channel). Хотя и на территории этой страны также разрабатываются концепции перехода на европейский стандарт. Можно предположить, что специально для получения цифрового сигнала сразу будет менять приемник лишь небольшой процент материально обеспеченных и технологически подкованных слушателей. Следствием образовавшегося технологического разрыва может быть количественное уменьшение аудитории, а отсутствие слушателя может привести к отказу рекламодателей сотрудничать со станциями, что в свою очередь может стать причиной неокупаемости эфиров и даже потери смысла радиовещания как такового. Выходом из сложившейся ситуации может стать разработка технических средств, позволяющих совмещать ведение цифрового и аналогового вещания. Однако подобной технологии, даже не смотря на техническую возможность ее воплощения, пока не существует.

Еще одной проблемой, на сложность которой руководители радиостанций пока не обращают внимания по причине ряда объективных преимуществ цифрового вещания и общей эйфории от технологической новинки, является проблема информационного наполнения. Значительное умножение количества радиовещательных компаний, которое станет возможным по причине повышения пропускной способности каналов распространения сигнала, может привести к кризису контента. Хотя существуют также мнения о том, что именно жесткая борьба среди огромного количества радиоканалов даст возможность осуществиться естественному отбору, вследствие которого выживут только «сильнейшие» и радиостанции станут узкоформатными. В данном случае в полной мере начнет реализовываться принцип демассовизации СМИ, выдвинутый профессором Геннадием Петровичем Бакулевым, согласно которому медиа–компании будут нацеливаться «на все более узкие сегменты массовой аудитории» [1, с. 149]. По словам профессора данный процесс начал свое движение еще в 1950–х годах, когда радиостанции начали заменять форматы, «рассчитанные охватить как можно более широкую аудиторию, форматами, предназначенными для определенных групп слушателей» [1, с. 149]. С этим можно согласиться. Однако стоит отметить, что содержательное и форматное развитие радиовещания, в отличие от развития технического, уже фактически завершилось. Свидетельством этому в последнее время может являться жесткий дефицит новых уникальных программ и отсутствие свежих форматов. Та же теория демассовизации может быть более успешно применима к телевидению. Западный опыт показывает, что узкое тематическое деление телевизионных каналов удачно реализуется. Ярким примером тому может быть образец функционирования таких узконаправленных каналов как «Drive», «Охота и рыбалка», «Теннис», «Гольф», «Парусный спорт», «Бильярд» и т. д. Подобная практика в силу специфических свойств радио как средства массовой коммуникации труднореализуема.

Возвращаясь к перечислению ряда других спорных моментов внедрения цифрового радиовещания хотелось бы также обратить внимание на замечания автора статьи «Цифровизация опасна?.. » С. Мишенкова. В статье высказаны предположения о сложностях физиологической адаптации к данному типу вещания. Слуховые анализаторы человека, привыкшие за многие десятилетия к восприятию аналоговых сигналов, не всегда положительно реагируют на искажения, которые происходят в цифровых каналах. По словам автора «…полноценное исследование искажений в цифровых каналах еще не проводилось: оно требует весьма трудоемких экспериментов… однако замечена повышенная утомляемость слушателей».

Необходимо также сделать акцент на еще одном, на наш взгляд проблемном аспекте реализации цифрового радиовещания, — это подготовка журналистских кадров для подобного сегмента рынка СМИ. В силу определенной специфики данного вещания, его практически безграничным техническим возможностям, данная профессиональная область требует подготовки специалистов широкого профиля с глубокими знаниями из разных областей. На сегодня обучение таких специалистов пока труднореализуемо. Практически отсутствует отечественная литература, посвященная изложению вопросов цифрового радиовещания, а также какая–либо профессиональная база для будущих специалистов. Эта проблема не отражена также и в ныне существующих программах обучения специалистов.

Затронутые проблемы отнюдь не исчерпывают себя перечисленным списком, который со временем, по мере всеобщего внедрения обозначенной технологии, могут либо увеличиваться, либо уменьшаться. С полной уверенностью можно сказать только то, что в этом вопросе точка бифуркации определена уже законодательно — 2015 год.

Литература

1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 176 с.

2. Зенгер, П. Новый универсальный цифровой стандарт радиовещания DRM: результат развития за последний год / П. Зенгер // Broadcasting. — 2007. — № 4 (64). — С. 24—26.

3. Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006—2015 гг. Департамента массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.medialaw.ru/ publications/zip/133/4.htm

4. Мишенков, С. Цифровизация опасна?.. / С. Мишенков // Broadcasting. — 2007. — № 2 (62). — С. 34—36.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы