Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Средства массовой информации в обществе (Секция 4) ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ БЕЛАРУСИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (Венидиктов С. В.)

Венидиктов С. В.

Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова

ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ БЕЛАРУСИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В настоящее время в белорусском государстве на основе демократических принципов формируется гражданское общество. Гражданское общество (лат. — «civilis societas») — это совокупность общественных коммуникаций, социальных связей и институтов, основными субъектами которых являются индивиды (представители среднего класса), взаимодействующие независимо друг от друга и от государства, а также негосударственные организации, выступающие центрами социальной власти.

В качестве канала прямой и обратной связи структур формирующегося гражданского общества и власти выступают средства массовой информации; телевидение и радио, обладающие наибольшей оперативностью и многоплановостью воздействия на аудиторию, в этом процессе имеют первоочередное значение.

Изучение аудитории, проведенное Центром социологических и политических исследований и факультетом журналистики БГУ, показало, что из телепередач политическую информацию получает около 67 %, экономическую и культурную — около 60 % аудитории белорусских СМИ. Степень доверия к телевидению остается традиционно высокой. Аудиторный рейтинг радио как основного источника массово–политической информации за последние 10 лет, напротив, снизился на 16%. Например, среди жителей Могилевской области в 2007 году он составлял 34,4 %. Коэффициент лояльности аудитории к программам радио как основному источнику информации составил 60%, по Могилевской области — около 70% [3]. За последние 10 лет увеличилось число белорусов, которые вообще не слушают радио, несколько уменьшилось число тех, кто включает радио ежедневно или несколько раз в день. Рейтинг Первого канала Белорусского радио снизился практически вдвое, а его аудитория сейчас меньше, чем суммарная аудитория радио «Столица» и «Радиус–FM».

Существенной особенностью белорусского телерадиовещания является преимущественная роль в нем государственных каналов, находящихся в наиболее выигрышном положении, что объясняется следующими факторами:

1) наличие финансовой и правовой поддержки со стороны государства;

2) максимальный охват территории вещания;

3) возможность аккумулировать большую часть рекламного бюджета.

Как следствие, государственные каналы обладают наиболее мощными информационными рычагами влияния на формирование гражданского общества. При этом на региональном и национальном уровнях телерадиовещания существуют расхождения в направленности информационных потоков.

На национальном уровне вещания доминирует «нисходящий» поток информации (государство à гражданское общество), что проявляется в донесении до общества решений всех ветвей власти, своевременном информировании о состоянии социально–экономических, политических и культурных процессов в стране и за рубежом, прогнозировании параметров государственного развития [1, с. 273]. Таким образом, одним из непременных условий формирования гражданского общества в рамках правового государства является доступ граждан к информации правительственных органов, что необходимо последним для эффективного принятия решений и их легитимности. Информационные программы («Панорама» на Первом канале, «24 часа» на канале СТВ, «Наши новости» на ОНТ, информационные выпуски на радио) обладают возможностью предоставлять такие сведения наиболее оперативно. Однако интерпретация информации подвержена значительному влиянию официальной власти и не отличается достаточным плюрализмом мнений и трактовок, характерным для публичной сферы в рамках зрелого гражданского общества.

Среди приоритетных направлений внутренней и внешней политики Беларуси, определяющих информационное наполнение телерадиовещания и влияющих на формирование основ гражданского общества, особая роль принадлежит вопросам, имеющим непосредственное отношение к национальной безопасности: проблемы функционирования Союза Беларуси и России, векторов внешнеполитического и внешнеэкономического развития, вопросы энергетической безопасности, развитие социальной сферы и т. д.

В идеале общественность должна быть достаточно информирована о действиях власти, а телевидение и радио — иметь возможность освещать те факторы, которые повлияли на принятие решений по изменению политического курса. Особо важная задача при этом — содействовать ориентации аудитории в потоке информации с точки зрения индивидуальных и национальных интересов, вызывая тем самым в обществе реакцию адресной активности. Программы этого направления в соответствии с рекомендациями социологов размещены в сетке вещания во время наибольшей активности аудитории («прайм–тайм»).

Например, телепередача «Сфера интересов» (Первый канал) доступно рассказывает обо всем важном, что происходит в экономической жизни страны. Сущность белорусской экономической модели — социально ориентированной, нацеленной на контроль рынка государством — также рассматривается в аналитическом проекте «Экономический курс» на Первом канале Белорусского радио. Общественно–политическая программа «Земельный вопрос» («Первый канал»), посвящена проблемам агропромышленного комплекса, который является ведущим фактором социально–экономического прогресса и основой формирования эффективного государства. Подобная тематика с комментариями специалистов–аграриев легла в основу проектов «Сельское утро», «Белорусская деревня. Время возрождения» на Первом канале Белорусского радио. Вопросы развития малого и среднего бизнеса, знакомство с опытом работы предпринимателей затрагиваются в программе «Свое дело».

Программа «Радиофакт» знакомит аудиторию с наиболее значимыми событиями в жизни Беларуси и зарубежья. Анализ новостей за день представляет «Постфактум», куда приглашают представителей всех ветвей власти, руководителей министерств и ведомств, политиков, экономистов, общественных деятелей. Результаты событий в Минске подводит информационная программа «Столичные новости» на радио «Рокс».

Информационная служба радиостанции «Беларусь» осуществляет вещание на русском, белорусском, немецком и английском языках. Основная цель англоязычного вещания — всестороннее информирование зарубежной аудитории относительно векторов развития страны, объяснение позиции Беларуси по ключевым вопросам международных отношений с точки зрения национальных интересов. В программах станции («Новости дня», «Беларусь в зеркале событий», дайджест недели «Беларусь: день за днем») всесторонне раскрывается общественно–политическая, экономическая и культурная жизнь страны. В английской службе радиостанции «Беларусь» отметим программы «Бизнес на Беларуси» (экономические процессы и деловая жизнь страны, перспективы иностранного бизнеса), «Белорусская модель развития» (путь развития страны, духовные ценности, политические традиции, история белорусской государственности). В еженедельной программе «В центре Европы» (на русском языке) приводится анализ и комментарии к международным событиям за неделю, официальная позиция руководства страны, а также мнения специалистов в области международных отношений. Такие программы способствуют интеграции информационного пространства Беларуси в европейский и мировой контекст, формируют внешнеполитический имидж государства.

Чрезвычайно важна также информация о деятельности системы права и правопорядка, так как именно в этой сфере формируется картина социальной конфликтности, выясняются причины социальных проблем. В проекте «Деловой понедельник» на радио «Радиус–FM» звучат сведения из Национального Центра правовой информации об основных законных актах Беларуси и изменениях в них.

В подобной информационной стратегии проявляется т. н. корреляционная функция телерадиовещания, в содержание которой входят анализ, объяснение, комментирование и интерпретация информации, прежде всего, в интересах официальной и легитимной власти, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов и норм. Данная роль преимущественно выполняется СМИ национального уровня; региональное телерадиовещание не обладает в полной мере возможностью формирования информационного поля Беларуси, его влияние на развитие основных структур гражданского общества имеет иную направленность.

На региональном уровне телерадиовещания Беларуси доминирует «восходящий» поток информации (государство ß гражданское общество). Находясь в более тесном контакте с органами исполнительной власти на местах, с одной стороны, и со своей аудиторией, с другой стороны, региональные телевидение и радио обладают способностью оперативного донесения до непосредственного адресата потребностей локальных сообществ. Нельзя не учитывать и сформированное у белорусской аудитории представление о доступности и открытости региональных СМИ для выражения тех проблемных вопросов, которые на республиканском уровне могут остаться незамеченными (деятельность в регионе жилищно–коммунального хозяйства, функционирование системы общественного транспорта и т. п. ) [1, с. 274] . Региональные электронные СМИ также способствуют повышению социальной активности граждан — через поднятие престижа полезной для общества деятельности (например, граждане совместно с городским телевидением в Могилеве не допустили незаконного строительства на месте древнего городища без соответствующего разрешения).

Такое включение населения в контекст государственного управления на локальном уровне способствует повышению эффективности работы местной власти. На многих теле– и радиостудиях существует механизм обратной связи (работа с корреспонденцией, анализ телефонных звонков и непосредственных обращений), который предусматривает дальнейшее привлечение ответственных лиц в качестве источника официальной информации. В результате у аудитории формируется представление о собственной значимости в рамках определенных групп, а также общества в целом, о возможности непосредственного влияния на актуальные вопросы регионального развития. Рост гражданской активности способствует структурированию частных интересов и координации их с интересами публичными, что является необходимой предпосылкой формирования среднего класса — основного социального фактора и экономического центра гражданского общества.

Таким образом, без понимания широкими слоями населения целей и задач власти невозможно движение к гражданскому обществу, а многие важные государственные инициативы могут оказаться тщетными, если не получат поддержки общественности. Доступность подобной социально значимой информации, а также — и это главное — духовных и культурных ценностей, составляющих основу национального наследия — единственно точный критерий оценки деятельности СМИ, включенной в процесс воспроизведения человеческого потенциала и гражданской активности.

И если телерадиовещание Беларуси служит средством реализации данной закономерности, то, очевидно, что его роль в формировании основ гражданского общества значительна и постоянно расширяется. Радио и телевидение в составе национальных средств массовой коммуникации должны стать одним из главных социальных институтов, т. к. по своему информационному потенциалу они превосходят возможности публичной, межличностной коммуникации. Вместе с удовлетворением возросших информационных потребностей общества эти медиаинституты превращаются в центры укрепления социальных связей как необходимой предпосылки формирования и существования гражданского общества.

Литература

1. Венідзіктаў, С. В. Узаемадзеянне структур грамадзянскай супольнасці і дзяржавы ў сістэме СМІ / С. В. Венідзіктаў // Журналістыка—2007. На–дзенныя праблемы. Перспектывы: матэрыялы IX нав.–практ. канф. — Вып. 9. — Мінск, 2007. — С. 273—275.

2. Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. — М., 1999.

3. Региональные государственные СМИ в формировании идеологии белорусской государственности: отчет о научно–исследовательской работе. — Могилев: МИРСПИ, 2007.

4. Русакевич, В. В. Динамика становления информационного поля Республики Беларусь / В. В. Русакевич // Проблемы управления. — 2006. — № 3 (20). — С. 48—53.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы