Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Личность— субъект общественных отношений (Секция1) ЦЕННОСТНО–ОРИЕНТАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ (Угликова И. В.)

Угликова И. В.

Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова

ЦЕННОСТНО–ОРИЕНТАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Существуют различные подходы к определению понятия «социокультурная компетентность» (СКК). Разные исследователи предлагают разные его трактовки, однако большинством отмечается важность таких признаков СКК как культуроведческие знания и способность к осуществлению деятельности на основе полученных знаний, представления о социокультурном контексте использования иностранного языка его носителями и понимание их поведения, толерантность, правильная интерпретация иноязычных реалий, опыт применения ИЯ (напр., М. В. Болина, О. Н. Игна, Е. Е. Щербакова, Н. А. Игнатенко, И. Л. Бим). При этом, в большинстве проанализированных нами работ социокультурная компетентность рассматривается не как «самостоятельная», ключевая, а как одна из составляющих других компетентностей, например, коммуникативной / иноязычной коммуникативной (Ян Вак Эк, Л. Н. Полушина, И. Л. Бим, Е. А. Смирнова, Е. Е. Щербакова, С. М. Колова), лингвосоциокультурной (Н. Б. Ишханян), культурологической (М. В. Булыгина), интеркультурной / межкультурной (И. И. Лейфа, И. Л. Плужник), профессиональной (Е. А. Смирнова, М. П. Пушкова) и др. Между тем, наше понимание социокультурной компетентности как готовности, способности и минимального опыта личности применять на практике знания и умения, обес­печивающие рациональное и уважительное восприятие иного и непривычного, конструктивное сотрудничество с его носителями, нахождение содержательных компромиссов (подробнее см. [1, 2 и др. ]) позволяет относить ее к разряду ключевых, т. е. многомерных, надпредметных, относящихся к общему содержанию образования и обеспечивающих эффективное решение разнообразных задач на основе единства знаний, обобщенных умений и универсальных способностей.

Любая ключевая компетентность подразумевает способность адекватно реагировать в проблемных ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия, а именно в таких ситуациях наиболее четко эксплицируются ценностные ориентации личности [3, с. 798], представляемые нами как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него [4].

В ходе изучения ценностных ориентаций как компонента модели СКК студентов мы не ставили задачу выработать точную «ценностную» терминологию. Поэтому отметим только интегративный характер понятия ценность и изучение его рядом гуманитарных наук (философией, педагогикой, психологией, социологией и др. ), что, однако, до сих пор не привело к наведению концептуального порядка в области изучения ценностей [5, с. 157]. В связи с вышесказанным мы считаем целесообразным обозначить лишь, что в самом общем смысле термин ценность используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение (положительное либо отрицательное для человека или общества) определенных объектов и явлений [6, с. 798], а в более узком значении под ценностями понимают духовные идеи, заключенные в понятия, которые имеют высокую степень обобщения (абстракции), и, формируясь в сознании, постигаются в ходе освоения культуры [7, с. 659].

Многогранность проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций определила существование множества подходов, теоретических и эмпирических оснований к их систематизации, операционализации, классификации, что делает проблематичным простое заимствование какого–то набора ценностей из одного источника.

В зависимости от критерия, положенного в основание, выделяют абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности. Достаточно распространенным является деление ценностей в соответствии со сферами жизнедеятельности человека на витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, качество жизни и т. д. ), социальные (социальное положение, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, терпимость, равенство, способность к достижениям, личная независимость и т. д.), политические (гражданские свободы, государственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир и др. ), моральные (добро, любовь, дружба, долг, честь, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям и др. ), религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение и т. д. ), эстетические (красота, идеал, гармония, следование традиции или новизна и т. д. ) [8, с. 115–116; 9, с. 19].

На основании отсутствия общепринятого определения, классификации и иерархии ценностей зачастую делается вывод об их [ценностях] относительности, релятивности. В то же время многие исследователи сходятся во мнении, что общество не может поддерживать целерациональные отношения иначе, чем в контексте абсолютных ценностей, которые скрепляют и направляют поиски людей — «общество требует основных ценностей, в которые верят независимо от перспективы действительных достижений» [цит. по 10, с. 132].

Основываясь на предпринятой Д. А. Леонтьевым многомерной реконструкции понятия «ценность» [11] мы выделяем следующие формы существования ценностей:

общественные идеалы — выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. При этом, ориентация индивида на общечеловеческие ценности (истина, красота, справедливость), либо ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), либо ценности малых референтных групп (успех, богатство, самосовершенствование) зависит от того, членом какой общности он себя в первую очередь ощущает.

предметно воплощенные ценности — т. е. предметная реализация общественных идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей. Совокупностью таких объективированных форм существования ценностей является культура как «реализованная, воплощенная ценность» [11, c. 23]. При этом, ценность оказывается закрепленной за произведением или деянием, в котором она нашла свою реализацию, но ни один предмет материальной или духовной культуры, воплощающий общественный идеал, сам по себе ценностью не является [11, с. 23].

личностные ценности — инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присвоенные индивидом; «модели должного», побуждающие личность к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов [11, с. 24].

Лишь приняв форму личностной ценности, тот или иной ценностный идеал становится действительно значимым, и начинает оказывать влияние на постановку целей, определение программ и стратегий деятельности, принятие решений и оценку окружающего мира, выступая таким образом основой жизненного самоопределения, выбора стратегии и смысла жизни субъекта. Процесс преломления общественных идеалов (внешних воздействий) через внутреннее содержание личности, ее практический жизненный опыт — это и есть процесс формирования ее ценностных ориентаций, в ходе которого осуществляется формирование индивидуальности, развитие внутреннего мира, самостановление и самоутверждение субъекта, т. е. определяется общий подход человека к миру и к себе. В то же время нельзя рассматривать ценностные ориентации как нечто окончательно сформированное, абсолютно упорядоченное и неподвижное; напротив, они носят достаточно динамичный, а под час и противоречивый характер, отражая как существенные взаимозависимости личности с миром, так и смену случайных жизненных ситуаций [12, c. 29].

Как правило, наличие или отсутствие в ценностных ориентациях ценностей общества, степень их значимости для личности проявляется при выборе ею варианта удовлетворения своих потребностей или разрешении проблемной ситуации. Существуют различные типы ценностных ориентаций; нами были выделены ориентации личности на следующие группы ценностей:

социального взаимодействия, общения, установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, дружеских и профессиональных контактов;

самореализации, успешность и утверждение своей роли в социальной / профессиональной среде, общественное признание, карьерный рост;

высокое материальное положение; при этом, фактор материального благополучия не обязательно рассматривается личностью как главный смысл существования, а может представлять ценность с точки зрения средства для достижения других ценностей;

саморазвития и самосовершенствования, познание и постоянное развитие своих способностей и личностных характеристик;

созидательную творческую деятельность, реализацию своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность;

общечеловеческие ценности (истина, добро, но, прежде всего — принятие человека как самую главную ценность в мире).

Та или иная ценность может рассматриваться личностью как терминальная (т. е. ценность–цель, в случае, если в ней отражается основной смысл деятельности личности) или инструментальная (ценность–средство, т. е. промежуточная ценность, при помощи которой достигаются ценности более высокого порядка). Превалирование тех или иных ориентаций в структуре личности студента и их иерархия (ценность–цель или ценность–средство) является одним из критериев, которые позволяют судить об определенном уровне развития социокультурной компетентности студента.

Литература

1. Угликова, И. В. Проблема развития социокультурной компетентности студентов в процессе обучения в классическом университете / И. В. Угликова // Современные подходы к подготовке учителя в высшей школе: материалы Междунар. науч.–практ. конф., Мозырь, (6—7 апр. 2006 г., г. Мозырь) / УО МГПУ; редкол.: Емельянова М. В. [и др. ]. — Мозырь, 2006. — Ч. 3. — С. 257—259.

2. Угликова, И. В. К вопросу о выделении основных структурных компонентов социокультурной компетентности студентов университета классического типа / И. В. Угликова // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. Шамякина. — 2007. — 1 (16). — С. 134—138.

3. Абушенко, В. Л. Ценностные ориентации / В. Л. Абушенко // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — С. 798.

4. Леонтьев, Д. А. Ценности и ценностные представления / Д. А. Леонтьев // Мир психологии [Электронный ресурс]. — 2006. — Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/content/1099134699.html. — Дата доступа: 11.03.2008.

5. Смирнов, Л. М Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей / Л. М. Смирнов // Психологический журнал. — 1996. — Том 17, №1. — С. 157—167.

6. Абушенко, В. Л. Ценность // Новейший философский словарь / сост. А. А. Гри–цанов. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — С. 798.

7. Ценность // Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск, 2005. — С. 659.

8. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: пос. для студ. вузов / Б. С. Ерасов. — 2–е изд. — Москва: Аспект–Пресс, 1997. — 591 с.

9. Кабуш, В. Т. Ценности — основа гуманистической воспитательной системы / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. — 2005. — № 6. — С. 19—24.

10. Кузнецов, Н. С. Человек: потребности и ценности / Н. С. Кузнецов. — Свердловск: Изд–во Урал. ун–та, 1992. — 152 с.

11. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С. 15—26.

12. Кирилова, Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — С. 29—37.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы