Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Личность— субъект общественных отношений (Секция1) ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННОГО ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ПО Ж. БОДРИЙЯРУ (Михеева Н. С.)

Михеева Н. С.

Республиканский институт высшей школы (г. Минск)

ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННОГО ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ПО Ж. БОДРИЙЯРУ

Ж. Бодрийяр, являясь авторитетным автором философии постмодернизма, отличается оригинальным подходом к описанию современной культурной ситуации. Разрабатываемая им идея потребления имеет важное значение как для анализа современной культурной ситуации, так и жизни человека современной эпохи.

Считая потребление характерной чертой нашей цивилизации, «на которой зиждется вся система нашей культуры», Ж. Бодрийяр дает свое определение понятия потребление: «это есть деятельность систематического манипулирования знаками» [1, с. 213]. Объектом потребления выступают не вещи и не материальные товары. Для того чтобы стать объектом потребления, вещь должна сделаться знаком произвольным (отличным от других и в тоже время обретающим смысл в соотнесенности с другими знаками–вещами).

Человеческие отношения автор также сводит к отношениям потребления в вещах и через вещи. Однако здесь потребляются не вещи, а идея отношения через серию вещей, которая ее проявляет. Иными словами, человеческое отношение опирается на вещи как на материальные носители значения, в которых повторяется идея отношения, причем последнюю людям не дано пережить.

Так называемый «жизненный проект человека», помимо периодичного характера обозначается «призрачной материальностью», что объясняется опять же его реализацией через вещи. Человеческое существование сводится к существованию в Другом. Существование — это отклонение того, что происходит извне: Другой и есть вторжение извне.

Ж. Бодрийяр категорически не соглашается с тем, что современная культурная среда пытается наложить ответственность за собственную жизнь, заявляя, что «человеку гораздо естественнее вручить свою участь, желания, волю кому–то другому» [2, с. 244]. В этой ситуации, когда жизнь является игрой Другого, она становится непостижимой для самой себя и реальность жизни ставиться под сомнение. С большей уверенностью мы принимаем существование Другого, и в результате заменяем собственные желания, волеизъявление чужими: «Мы уже не способны верить, но верим в того, кто верит. Мы уже не способны любить и любим лишь того, кто любит. Мы не знаем, чего хотим и хотим лишь того, чего хочет кто–то. Происходит нечто вроде всеобщего уклонения, в процессе которого желания, способности, знания оказываются не то чтобы заброшенными, но отставленными для второй инстанции» [2, с. 246]. Подобную замену Ж. Бодрийяр называет стратегией второй инстанции, то есть желанием того, чтобы нас контролировал кто–то другой, нежели мы сами.

Однако выбор этой стратегии не означает отказа от самого себя, а предполагает аффектацию — состояние души, при котором человек осознает искусственность своего положения и которое проявляется в стремлении создать себе нечто вроде искусственного двойника, проникнуть в его искусственную тень, создать искусственный автомат своей сущности и с помощью знаков уйти, подобно Другому, во внешний мир [2, с. 252].

Таким образом, согласно Ж. Бодрийяру, эпоха постмодерна создает новый культурный тип человека — человека–потребителя. Идея потребления носит ключевой и всеобщий характер: через нее рассматриваются не только человеческие отношения, но и все человеческое существование. Последнее в силу своей непостижимости и сомнительного характера может рассматриваться как симуляция, или порождение при помощи моделей реального без истока реальности, что приводит к совпадению всего реального с моделями симуляции, и, как результат, исчезновение различия между симуляцией и реальным.

Литература

1. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр, пер с фр. С. Зенкина. — М.: Рудомино, 1995. — 172 с.

2. Бодрийяр, Ж. Отклонение желаний / Ж. Бодрийяр // Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. — М., 2000. — С. 242–253.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы