Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Личность— субъект общественных отношений (Секция1) ОСОБЕННОСТИ Я–КОНЦЕПЦИИ СИРОТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД (Микелевич Е. Б.)

Микелевич Е. Б.

Полесский государственный университет (г. Пинск)

ОСОБЕННОСТИ Я–КОНЦЕПЦИИ СИРОТ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И В ПОСТИНТЕРНАТНЫЙ ПЕРИОД

Исследование психологии детей–сирот и организации их психолого–педагогического сопровождения в условиях интернатного учреждения на современном этапе является одним из приоритетных научных направлений в связи с устойчивой тенденцией распада института семьи и ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучение заявленной проблемы имеет свою историю в отечественной и зарубежной психологической науке. Вопросами воспитания и развития детей, находящихся в депривационных условиях, занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: И. Лангмейер, З. Матейчик, А. Фрейд, Дж. Боулби, а также Л. С. Выготский, Л. Н. Галагузова, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Л. М. Шипицина. Вместе с тем, как показывает анализ современных эмпирических исследований, влияние семейной среды и ее отсутствия на развитие самосознания и самоотношения ребенка изучалось преимущественно в раннем и детском возрастах (Т. В. Архиреева, А. А. Новаковская, К. Н. Поливанова, В. С. Собкин, О. В. Суворова, Д. М. Тамонова и др. ), в подростковом (Е. Н. Андреева, О. А. Карабанова, Н. А. Николаева, Н. С. Фонталова, И. Г. Чеснова и др. ) и в меньшей степени в юношеском возрасте (Д. В. Берко, С. Г. Достовалов).

Несмотря на давность изучения феномена и, несомненно, позитивный вклад психологической науки в комплексное рассмотрение проблемы сиротства, остается ряд острых, не разрешенных проблем в области когнитивного развития, аффективной и личностной сферы детей–сирот. Одной из наименее изученных является самосознание детей–сирот. Семейная среда и, в частности, детско–родительские отношения являются важным фактором психического развития ребенка, а также формирования психологического пространства его личности. Нарушение психологического пространства в виде разлуки с семьей, или одним из родителей, негативно сказывается на стержневых образованиях личности ребенка.

В современной социальной жизни от личности требуется способность адекватно воспринимать себя и окружающую действительность, способность быстро адаптироваться в сложных, порой экстремальных условиях, принимать ответственные и в то же время творческие решения. Для этого человек должен обладать адекватной самооценкой, а также — сформированным, хорошо развитым самосознанием. Еще в дореволюционной России передовые мыслители хорошо понимали, что ситуация несемейного казарменного воспитания в приютах не может обеспечить формирования необходимых качеств для успешной адаптации во взрослой жизни — «Детские приюты по своему устройству бывают очень разнообразны, но все они имеют одну общую черту, заключающуюся в том, что дети живут и воспитываются в них вне естественных условий жизни; их не соединяет с ухаживающими за ними взрослыми людьми связь естественной родственной любви; они не видят жизненной борьбы, которую приходится вести взрослым, не видят труда, который взрослым необходимо прилагать для добывания средств жизни; если они и видят все это, то только со стороны, вчуже, без сердечного участия; они живут замкнутой жизнью своего товарищеского кружка, не растворяясь, как это бывает в жизни, среди людей разных возрастов и разных жизненных опытов. При таких условиях дети в приютах живут как бы неполной жизнью, развиваются не всеми сторонами своего духовного существа и выходят менее подготовленными к жизненной борьбе, чем их сверстники, выросшие в обстановке естественной семьи, — конечно, при равных прочих условиях». [4, с. 1]

В. С. Агапов отмечает, что процесс становления Я–концепции подростков в условиях резких социальных изменений характеризуется обострением противоречий между

— интенсивно формирующимися взглядами и убеждениями, освоенными моральными нормами у подростков и вхождения в жесткий мир взрослых отношений;

— ежедневно обрушивающейся дозой информации на подростков и их низкой готовностью к ее критическому отбору, осуществляемому на уровне непосредственной доверчивости к ее источникам;

— распространяемой массовой культурой, ориентированной на стандартизацию чувств, мышления подростков и ограниченностью удовлетворения высокогуманных духовных потребностей;

— возрастной сущностью солидарности, равенства подростков и социальным расслоением в подростковой среде;

— растущей потребностью в позитивном изменении Я–концепции подростков и отсутствием в обществе необходимых условий. [1, с. 5]

Вполне логично предположить, что ситуация сиротства или маскированного сиротства, способна усугубить перечисленные противоречия и трансформировать их в факторы развития негативной Я–концепции.

А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, занимавшиеся изучением становления личности ребенка в интренатных учреждениях, исследовали формирование образа Я в единстве трех его сторон — когнитивной, аффективной и поведенческой. Авторы считают, что развитие детей в интернате идет не только медленнее, но и по–иному, чем у ребенка в семье. [5, с. 19]

С целью изучения особенностей Я–концепции нами исследованы различные возрастные группы детей–сирот и детей из полных семей.

Изучение реального процесса становления Я–концепции детей–сирот и детей из полных семей, выявление его типичных и наиболее существенных противоречий осуществлялось с использованием комплекса методов: «Образ Я в прямом автопортрете», сочинение «Я в прошлом, настоящем и будущем», анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа.

Обращает внимание тот факт, что многие ученики интерната в профессиональном самоопределении указывают не только профессию или тип профессии, но и видят себя на высоких ступенях карьерной лестницы: «я мечтаю стать директором какой–нибудь фабрики или завода; главным в МЧС и иметь свою бригаду; стать богатым». Выявлены случаи неопределенности, тенденция неопределенности незначительно снижается к старшему школьному возрасту. Перечень профессиональных ниш, которые указывают дети как ориентиры в будущем, достаточно разнообразен (боксером, стилистом, дизайнером, футболистом, учителем, летчиком, официанткой, учителем по плаванию, пожарником, врачом, художником). Это может быть объяснено эффективностью воспитательной работы в сфере профориентации и достаточной информированностью о существующих льготах при поступлении в учреждения профессионального образования.

Из интервьюирования социального педагога школы–интерната для детей–сирот удалось выяснить, что амбициозные жизненные планы не подкреплены ни объективными знаниями, ни обоснованными желаниями, ни деятельностью по их реализации. Они исчезают с той же легкость, с которой и появляются. Отсутствие результативности в достижении поставленных целей ребенка–сироту не расстраивает. Присутствует образ желаемой действительности, но обращает внимание его нереалистичность, не выявлено указания на деятельность, активность, планирования путей достижения поставленных целей. В работах детей из семьи гораздо чаще употребляются термины, начинающиеся с приставки «само», «сам» (самоопределение, самореализация, самосовершенствование и т. д. ), которые характеризуют человека как субъекта собственного развития. На современном этапе востребована активная, самоорганизующаяся личность, которая имеет позитивный внутренний настрой. Осознание субъектом собственной значимости отражается на отношении к другим людям и к миру в целом, тоже как к обладающим ценностью. Лица из категории сирот часто не демонстрируют качеств личности, способной к интеграции отношений к себе и к действительности с целью реализации активной жизненной позиции.

Ценным оказался опыт общения с детьми–сиротами в интернате. Удалось выяснить, что многие подростки не собираются строить свою жизнь в соответствии с определенными правилами, хотят только приспосабливаться. Анализ дополнительной психологической информации об индивидуальных особенностях становления Я–концепции показывает, что только 2% детей изображают себя метафорически, 55 % приходится на реалистическое изображение лица; 15% — изображение в полный рост (из них половина — достаточно схематичное прорисовывание лишь основных частей человеческого тела — совершенно безликое и стереотипное изображение); 20% реалистичное изображение в виде бюста, 5% реалистичное изображение лица в профиль; 3% отказались выполнять задание. Эти результаты говорят о небольшом проценте детей, имеющих сильно развитое творческое воображение, важное для становления позитивной Я–концепции. Отсутствие творческого воображения, низкая значимость потребности в творчестве указывает на низкий и средний активно–преображающий характер процесса становления Я–концепции. Наблюдение поведения сирот младшего школьного возраста позволяют сделать вывод о том, что направляющей работе взрослого они не мешают своими индивидуальными проявлениями. Нет вопросов, возражений, альтернативных предложений, позволяют легко себя организовать. Данная линия поведения сирот, связанная с отсутствием инициативы и пассивной позицией, может быть проявлением синдрома госпитализма.

18% детей из интерната выказывают озабоченность своим семейным неблагополучием и стремление изменить ситуацию: «мне всегда хочется домой»; «мечтаю, чтобы мама нас с сестрой забрала»; «моя мечта, чтобы у меня была мама»; «чтобы моя мама ожила и меня забрала».

Анализ существующей практики жизнедеятельности ребенка в учреждении интернатного типа позволяет сомневаться в наличии возможности для реализации факторов формирования положительной самооценки, выделенных Р. Бернсом: твердая убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к тому или иному виду деятельности и чувство собственной значимости [2, с. 47]. Интересно, что дети из интерната затрудняются сформулировать отношение окружающих к себе. Часто они избегают давать ответ или формулируют его предельно коротко и обтекаемо «нормально», «никак не относятся», «так, как и ко всем остальным». В то же время дети из семьи чаще конкретно определяют отношение родителей к себе как положительное, наполненное чувствами любви, восхищения, гордости. По мнению психологов, оценка окружающих имеет решающее значение для формирования Я–концепции. Решающий фактор формирования самооценки — отношения ребенка в семье, а не общие условия его существования.

Налицо негативная тенденция в отношении к школе. Основными ценностями для подростков являются: хорошая работа, машина, дача, дом капитал, красивая жена, муж. У подростков к будущему отношение противоречивое — от прекрасного до темного. Всего 1% подростков стараются изменить ситуацию, когда не везет. В сфере досуга предпочтения дети–сироты отдают просмотру DVD, телевизора, игре в приставку. Этот факт может объяснятся наличием опыта пассивно–созерцательного проведения досуга в семьях детей до поступления в интернат.

Мониторинг постинтернатной адаптации выпускников позволяет сделать вывод о наличии проблем: отсутствие мотивации на получение профессии, неумение наладить отношения со сверстниками, слабый характер предметной подготовки, неадекватная самооценка, наличие «синдрома жертвы». Работники профессионально–технических и высших учебных заведений в процессе взаимодействия с выпускниками интернатных учреждений отмечают, что наличие статуса сироты часто является источником уверенности в собственной исключительности, уникальности и превосходстве, что вызывает неадекватную реакцию на адекватные замечания со стороны педагогов. Часто отмечают две взаимоисключающие тенденции в характеристике одного человека: с одной стороны — дружелюбность, коммуникабельность, веселый характер, с другой — несдержанность, вспыльчивость и агрессивность. Распространенной является ситуация, когда лица из числа детей–сирот отчисляются из состава учащихся ПТУ и студентво вузов по причине нарушения учебной дисциплины, академической неуспеваемости, пропусков занятий без уважительных причин, по собственному желанию.

Сравнительно — сопоставительный анализ практики становления Я–концепции современных подростков показал: отсутствие выраженного стремления к достижению определенной цели; скачкообразный характер возрастной динамики процесса становления Я–концепции; неустойчивость, подвижность самооценки; увеличение с возрастом коэффициента социально–психологической адаптированности, отсутствие открытости реальной практике деятельности и отношений; возрастание по мере взросления в самоописаниях категорий личностных особенностей; низкую значимость потребностей в поисках смысла жизни, самоутверждении, положительной оценке, творчестве, самовоспитании, самореализации

Проявление негативных личностных качеств у детей из семьи, а также случаи формирования более гармоничной личности в условиях сиротского заведения позволяют предположить, что, во–первых, наличие или отсутствие семьи не является определяющим фактором в становлении характера, личности ребенка, и, во–вторых, для нормального развития детей необходима особая атмосфера принятия, доброты, понимания [6, с. 207].

Литература

1. Агапов, В. С. Возрастная репрезентация Я–концепции личности [Электрон. ресурс] // http://psi.lib.ru/ Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/statyi.htm

2. Бернс, Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Р. Бернс. — М.: Педагогика, 1986. — 421 с.

3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. — М.: Изд–во МГУ, 1987. — 303 с.

4. Несмеянов, Н. О формах призрении детей / Доклад на Всероссийском совещании по вопросам призрения детей в связи с войной, 17–20 марта 1916 года. Н. Несмеянов. [Электрон. ресурс] Архивные материалы / Режим доступа: http://innewfamily.narod.ru/menu6/list66.htm

5. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. — 3–е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 416 с.

6. Шипицина, Л. М. Психология детей–сирот: учебное пособие / Л. М. Шипицина. — Спб.: Изд–во С.–Пб. Ун–та, 2005. — 628 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы