Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Личность— субъект общественных отношений (Секция1) значение мотивации труда в социально–профессиональном становлении и самореализации личности (Купцова И. Г.)

Купцова И. Г.

Белорусский государственный университет (г. Минск)

значение мотивации труда в социально–профессиональном становлении и самореализации личности

Характеристикой социальной сущности человека является понятие «личность». Человек становится личностью в процессе социализации путем вхождения в социальную среду, усваивая существующий социальный опыт и преумножая его. На начальных этапах социализации происходит самоопределение личности — осознание себя и своего места в социуме, выбор желаемых (в наибольшей степени соответствующих внутренним потребностям) и возможных позиций в существующей социальной структуре; на следующем этапе возникает мысленная модель действий, выявляются побудительные причины (формируется мотивационная среда), что порождает самоактуализацию, активизируются потенциальные возможности личности по реализации поставленных целей, и в конечном итоге достигается самореализация, личность становится тем, кем она хочет и/или должна стать. Важным этапом на этом пути является социально–профессиональное становление, т. к. самореализация предполагает приложение индивидуально–творческих возможностей личности в различных сферах существования и деятельности, ведущим же типом деятельности на протяжении большей части жизни для человека является труд.

Самореализация не позволяет личности расслабиться и постоянно двигает к достижению поставленной цели, механизм этого движения — это и есть мотивация. Мотивация не является фактором, предопределяющим успешный исход какой–либо деятельности, но является необходимым условием ее осуществления и, соответственно, основное внимание должно отводиться вопросу о том, каким образом осуществляется мотивация труда и какими методами ее вырабатывать, развивать и поддерживать.

Поведение индивида становится мотивированным только тогда, когда имеет место взаимодействие нескольких факторов, с различной силой влияющих на него. Для эффективной мотивации важно выявить эти факторы, изучить и активизировать их. К ним относятся:

желание работать — внутренняя готовность и побуждение, которое может проявляться с различной интенсивностью в зависимости от степени собранности или расслабленности;

самоэффективность — убежденность индивида в том, что он может влиять на социальную среду, добиваясь желаемого и устроить свою жизнь, полагаясь на себя;

временная перспектива — фактор, предопределяющий выбор индивидом целей в зависимости от возрастного периода, жизненного этапа, воспитания и т. п.;

эмоциональная культура — эмоции и переживания индивида, предопределяющие его поведение посредством самосознания, самоуправления, эмпатии, степени участия в социальных отношениях и в конечном итоге самомотивации.

Это внутренние факторы, они образуют сложноорганизованный комплекс, в котором также доминируют сила воли, профессиональная составляющая и внешние условия среды. К данному комплексу примыкает еще один фактор — общая (само–) мотивация, в наиболее общей форме отражает желание осуществить или добиться чего–либо, что присуще каждому человеку.

В результате воздействия перечисленных факторов у индивида наряду с общей вырабатывается и специфическая мотивация, она обуславливается специфическим значением для личности достигаемой в процессе труда цели, им же определяется длительность стараний и затрата сил на ее достижение. Решение вопроса о специфической мотивации и ее изучение является центральной задачей, т. к. она предопределяет, с какой энергией индивид приступит к выполнению профессиональных задач.

На основе представленной модели проанализируем ответы молодых респондентов, будущих тружеников села, полученные в ходе социологического исследования «Социальная база реформирования АПК», проведенного Институтом социологии НАН РБ совместно с Могилевским государственным университетом им. А. А. Кулешова в Могилевской области в 2007 году дабы затем наметить пути их эффективной мотивации, тем самым способствуя успешному социально–профессиональному становлению и самореализации личности.

Центральный аспект анализа — желание работать. Это воплощение самомотивации применительно к профессионально–трудовой сфере и предпосылка специфической мотивации. Залог ее эффективности — готовность к выполнению труда в избранном направлении, она присутствует лишь у пятой части (18,9%) респондентов, т. е. у них изначально будут заложены предпосылки к формированию высокой мотивации труда; треть респондентов (32,5%) не выразила четкого желания трудиться, но и не отказалась от него вовсе, как это продемонстрировала своими ответами почти половина опрошенных (45,9%). В данном случае на фоне отсутствия внутренней готовности к выполнению труда важно задействовать внешние факторы по привлечению молодых работников и их потенциала. Но при этом важно устранить факторы, оказывающие негативное влияние на желание работать в агропромышленном комплексе. В первую очередь это низкая заработная плата (62,0%), ограниченный выбор профессий (46,2%), отсутствие возможностей для культурного развития и досуга (31,5%), плохие условия труда (30, 0%), плохое транспортное обслуживание сельских населенных пунктов (29,3%), отсутствие условий для продолжения обучения и повышения квалификации (24,8%). Вместе с тем респонденты отметили и факторы, связанные с работой и проживанием в сельской местности, которые кажутся им наиболее привлекательными: «близость к природе, чистая окружающая среда» — 82,6%; «более спокойный, размеренный ритм жизни» — 39,0%; «возможность жить в отдельном частном доме» — 24,8%; «возможность работать на земле, вести домашнее хозяйство» — 21,1%; «более доброжелательное отношение людей друг к другу» — 20,6% и другие факторы.

Важно также осознание индивидом возможностей по изменению ситуации, т. е. самоэффективность. Здесь картина более обнадеживающая: 86,3% присуща высокая самоэффективность (они полагают, что их будущее полностью (68,2%) или в большей мере (18,%) зависит от них самих, в меньшей мере от внешних обстоятельств), 11,2% респондентов с низкой самоэффективностью (считают, что их будущее полностью (6,7%) или в большей мере (4,5%) зависит от внешних сил и обстоятельств, в меньшей мере от личных усилий); 2,5% затруднились с ответом. В данном случае важно налаживать обратную связь администрации с работниками, совместно формулировать цели, достижение которых важно для обеих сторон, создавать работникам возможность узнать на собственном опыте, что затраты сил окупаются.

Как уже указывалось, немаловажное значение отводится временной перспективе. И хотя по возрастному признаку среди респондентов нет значительных отличий, налицо различия в выборе дальнейшего жизненного пути среди тех, кто уже вступил на путь профессионального становления (ученики колледжей и профессиональных лицеев) и приближается к его старту (учащиеся старших классов средних школ). Среди последних 98,3% планируют поступать в учебные заведения с целью профессиональной подготовки, из тех, кто уже проходит ее 74,1% намерены повышать образовательный уровень и далее, а 25,9% предпочитают по завершении профессионального обучения сменить учебную скамью на рабочее место.

Важно помнить, что самомотивацию индивида предопределяет его эмоциональная культура. Современная жизнь сложна и многообразна, постоянно увеличивается ее ритм и нарастает интенсивность. Негативный отпечаток накладывают огорчения и стрессы. Как показывают ответы респондентов, такие негативные переживания случаются у 81,4%, причем гораздо чаще среди представительниц слабого пола (94,9% против 70,8% среди представителей противоположного пола). Причиной тому чаще всего являются отношения в семье и материальные затруднения. Последняя причина как раз указывает на трудовую деятельность, которая призвана решить данную проблему.

На основе представленных результатов социологического исследования, направленного на изучение и анализ внутренних факторов, предопределяющих мотивацию труда на индивидуальном уровне, необходимо отметить, что важно задействовать весь имеющийся потенциал по развитию эффективной мотивирующей обстановки. Для этого необходимо:

— изучить мотивационные установки сотрудников, выявить предопределяющие их факторы; устранить негативные факторы;

— вместе сформулировать общие для работников и предприятия цели, совместное достижение которых является взаимовыгодным и актуальным для каждой из сторон;

— на основе мониторинга мнений работников с учетом имеющихся возможностей отработать систему мотивации труда, используя разнообразные формы и методы;

— обеспечить практическое внедрение, четкое функционирование и предусмотреть возможности совершенствования системы мотивации;

— продемонстрировать работникам действенность данной системы;

— постоянно проводить работу по совершенствованию системы мотивации труда.

Перечисленные меры мотивации труда очень важны, т. к. она представляет собой сложное глубинное образование, которое оказывает влияние не только на эффективность и удовлетворенность индивида своей работой, но и жизнью в целом.

Таким образом, на основе изложенного следуют выводы: в процессе становления личности и в целом в ее самореализации немаловажное значение отводится общей и специфической мотивации, в частности мотивации в сфере труда, который воплощает в себе основное условие существование человеческой жизни; для эффективной мотивации важны реальные возможности при наличии желания работать, имеющейся самоэффективности с учетом временной перспективы и эмоциональной культуры.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы