Козел С. Г.

Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

При определении понятия «культура» в сложившейся научной парадигме выделяются контекстуальные отношения культуры и природы, культуры и культа, культуры и религии, культуры и традиции, культуры и цивилизации. В целом под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни, социальных отношениях и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [5, с. 292—293].

На 43–й сессии международной конференции «Вклад образования в развитие культуры» (Женева, 1992) приняли такое определение: культура — это совокупность отчетливо выявленных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, присущих обществу или социальной группе. Наряду с искусством и литературой она охватывает образ жизни, основные права человека, системы ценностей, традиций, веры [4, с. 16].

А. В. Муханова считает, что в широком смысле слова «культура» — это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Развитие культуры неотделимо от истории развития цивилизации и определяется множеством факторов, но всегда творцом культуры остается человек [3, с. 204]. Далее автор отмечает, что новая культура не может возникнуть на пустом месте, она должна быть построена на тех культурных ценностях, которые уже созданы всемирной историей. В связи с этим очень актуальным становится изучение процессов овладения культурой, механизмов приобщения к достижениям культуры. В настоящее время выделено три типа трансляции культуры:

— обучение старшими поколениями младших;

— обучение у своих сверстников;

— приобщение к культуре, когда старшие поколения учатся у своих детей.

Как отмечает Н. Н. Захожая, культура — это достижения человеческого общества в процессе его эволюции. К ней относятся как материальные объекты, технологические процессы, так и духовные ценности, развитые в многосторонней человеческой деятельности. Каждый человек испытывает влияние природных условий, уровня социального и технического развития общества и культуры. Культура воздействует на человека, формируя его личность, но и человек, в зависимости от обстоятельств, способностей, собственной активности, в большей или меньшей степени воздействует на культуру. В целом степень развития культуры является показателем развития общества либо отдельной социальной группы, а уровень овладения личности культурой — критерий культурного развития [1, с. 341].

В работах В. М. Межуева подчеркивается, что действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т. д. В человеческой деятельности невозможны ни «чистая материальность», ни «абсолютная духовность». П. А. Сорокин считал, что проникнуть в духовное содержание культуры можно, лишь постигнув лежащие в ее основе духовные ценности. Сущность и функции художественной культуры в жизненном мире человечества раскрываются в работах М. С. Кагана.

Анализируя место художественного освоения мира в структуре человеческой деятельности, он обосновывает тезис о том, что искусство выступает как центральная подсистема культуры и форма ее самосознания (в отличие от науки и философии, которые являются ее сознанием). Человек у Кагана выступает, с одной стороны, как творец культуры, создающий в своей опредмечивающей деятельности ее предметное бытие, а с другой — как творение культуры, развивающееся благодаря распредмечивающей деятельности, которая позволяет ему овладевать культурой и участвовать в ее дальнейшем развитии [2].

Полноценное понимание культуры не представляется возможным без выявления творчески созидающего начала, деятельного субъекта, творца культуры. Человек и культура — объекты развивающиеся, обогащающиеся и творящие друг друга. Из субъектов культуры выделяют два основных понятия — индивидуальность и личность. Личность — это системное качество, характеризующееся активностью, стремлением субъекта расширять сферу деятельности. Индивидуальность — необходимая черта личности. Но индивид, обладающий индивидуальными качествами, — это еще не обязательно целостная, неповторимая личность. Поэтому задача культуры — помочь индивидуальности свободно совершенствоваться.

Характерным для современных исследователей культуры является взгляд на культуру как на жизненно необходимую среду, вне которой невозможно существование человека, развитие его духовных качеств. Сам человек является не только объектом культуры, но и образует активное субъектное, творческое начало, постоянно обогащающее культурные формы. Главной проблемой, на которую обращают внимание ученые, является проблема отчуждения личности от культуры. В этой связи возникают сложности в полноценном развитии духовности подрастающей личности. Культура перестает оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.

Таким образом, культура выступает в целом как явление синкретическое, как фон гармонических отношений человека с обществом, природой и самим собой, как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, как необходимое условие его гармоничной взаимосвязи с окружающим миром. Поскольку культура неотделима от человека — субъекта культуры и сам человек формируется в процессе адекватного ее прочтения в ходе деятельности как культурно–историческое существо, то это взаимодействие и составляет основу его формирования, так как в процессе усвоения и присвоения культуры он образовывается, воспитывается, развивается интеллектуально, духовно–нравственно и художественно–эстетически.

Литература

1. Захожая, Н. Н. Ориентация на личность ребенка / Н. Н. Захожая // Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности: матер. Междунар. науч. конф. молодых ученых (17—18 апреля 2001 г., г. Смоленск). — Смоленск: СГИИ, 2001.

2. Каган, М. С. Художественная культура как система / М. С. Каган // Вопросы социологии искусства: сб. ст. — Л., 1980.

3. Муханова, А. В. Концепция единой культуры в структуре современного профессионального образования: к постановке проблемы / А. В. Муханова // Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности: матер. Междунар. науч. конф. молодых ученых (17—18 апреля 2001 г., г. Смоленск). — Смоленск, СГИИ, 2001.

4. Салеев, В. А. Концепция эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь / В. А. Салеев // Асновы мастацтва. — 2000. — №4.

5. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

отделка санузла