Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Личность— субъект общественных отношений (Секция1) ФЕНОМЕН БЕЗОБРАЗНОГО И ПОИСК НОВОЙ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА (Карпенко Н. А.)

Карпенко Н. А.

Витебский государственный университет им. П. М. Машерова

ФЕНОМЕН БЕЗОБРАЗНОГО И ПОИСК НОВОЙ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ В ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА

Социальные и экономические потрясения, прорыв в развитии науки и техники в ХХ веке привели человека к утрате привычных нравственных, эстетических, религиозных и познавательных ориентаций. Ценностные ориентации, представляют собой устойчивые отношения личности к различным феноменам действительности и самим ценностям. Поэтому ХХ в. проходит под знаком поиска новых духовных основ человека в разных направлениях.

Кризисно–переходные черты культуры ХХ в. нашли свое выражение в художественной практике. Особый интерес возникает к репрезентации негативных эстетических феноменов, таких как уродливое, отвратительное, безобразное. Главная причина активного обращения к негативным феноменам заключалась в отказе и разрушении традиционных представлений об истине, добре и красоте, как о незыблемых ценностях человеческого бытия. Утверждалось, что через эпатаж или шокирующее действо осуществляется активизация человеческого сознания и творческого потенциала на поиски каких–то принципиально иных парадигм бытия, мышления, формирование новых ценностей, которые соответствовали бы современному этапу развития общества.

На основе теоретических разработок интуитивизма, психоанализа, экзистенциализма сформировался ряд художественных направлений, для которых феномен безобразного занимает не последнее место, даже приобретает особую актуальность. С точки зрения нашего исследования особый интерес представляет анализ таких художественных направлений авангарда, как экспрессионизм и сюрреализм. Для них в той или иной степени безобразное становится основным предметом изображения.

Выражение безобразного в искусстве характеризуется использованием художественных средств для создания художественного образа, который репрезентирует уродливое, больное, умирающее во всех сферах человеческого бытия. Одним из способов выражения безобразного в искусстве ХХ века является использование методов экспрессивного натурализма, где безобразное обладает определенным содержанием, смыслом, логикой, а также зримым, ощутимым, «видимым обличьем» (т. е. формой, строем, структурой), обязательно представимым и конкретным. Буквальное описание и частая гиперболизация (диспропорция, деформация) элементов художественного образа, отсутствие идеи утверждения положительных идеалов в идейно–содержательном плане — основные условия репрезентации безобразного в искусстве ХХ века.

Особый вклад в фиксацию кризисного состояния культуры и выражение эстетических модификаций безобразного вносит такое художественное направление как экспрессионизм (от лат. expression — выражение). Суть его заключается в обостренном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально–драматического спектров: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, повышенной эмоциональности, глубокой неудовлетворенности и т. п. Опустошенность, меланхолия, психопатия, истеричность, протест против окружающего мира содержат многие произведения экспрессионизма. «Печать известной тяжеловесной неуклюжести лежала в этих картинах, где предчувствие какого–то ужаса нередко сочеталось с ощущением собственной неполноценности, со стремлением деформировать природные формы, выпятить безобразное, с решимостью дискредитировать и разрушать все, что казалось особенно устойчивым и незыблемым…» [3, с. 18].

Оставаясь равнодушными к красотам внешнего мира, экспрессионисты были глубоко озабочены своими собственными переживаниями, погружены в свой духовный мир и пытались выразить средствами изобразительного искусства свои острые, порой трагические переживания. Поэтому внешний относительно их внутренней сущности мир изображается изломанным, деформированным, искаженным. Экспрессионисты ставили своей целью самовыражение вне всякой связи с действительным миром. Они деформировали в своих произведениях явления и предметы действительности с субъективистским восприятием.

Как направление в изобразительном искусстве, экспрессионизм обладает следующими особенностями: отказ от иллюзорности пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, их деформации, любовь к дисгармоничным цветовым сочетаниям, использование цвета вне связи с предметом.

Для всех представителей экспрессионизма характерно стремление как можно выразительнее зафиксировать свои переживания, чувственный, эмоциональный, визуальный, а иногда и духовный опыт исключительно с помощью художественных средств (цвета, линии, композиции, деформации видимых предметов), часто доведенных до предела и выразительных возможностей.

В картинах предшественников экспрессионизма (Д. Энсора, Э. Мунка и др. ) мы можем обнаружить призрачность, страх перед непонятной и враждебной действительностью, которые мы потом встретим и у экспрессионистов. Это обусловило тематику картин, как первых, так и последних, их интерес к безобразному. Отсюда предельная обезображенность людей в картинах Д. Энсора («Въезд Христа», «Дерущиеся скелеты»), деформированность фигур в картинах Э. Нольдо («Троица», «Легенда о святой Марии Египетской»), искаженность пропорций в произведениях Э. Хеккеля («Двое мужчин за столом»), интерес к миру «отверженных» — проституткам, преступникам, душевнобольным у Э. Нодьде («Невольник»), в картинах Х. Бекмана «Ночь», «Морг», «Семейный портрет» — сцены ужаса занимают одно из главных мест у Хофера — глубокое чувство отчаяния, потерянности, опустошенности.

Необходимо отметить, что принципы экспрессионизма были характерны и для представителей других художественных направлений первой трети ХХ в. Так, условно к экспрессионизму можно отнести таких немецких художников, как О. Дикс, Г. Грос, которые в дальнейшем представляют направление «социальный сюрреализм». Желание соединить обращение к старым мастерам с принципом деформации и отрицания красоты приводит О. Дикса к созданию произведений в преувеличенной, доведенной до гротеска, а зачастую до карикатурности, манере изображения безобразной реальности. Ошеломить зрителя натуралистически точным изображением деталей в соединении с фантастикой и крайностями увеличения или уменьшения, деформировать натуру посредством «микроскопического видения» — основная цель художника. В произведениях, посвященных войне (серия офортов «Война») Дикс старательно воспроизводит последствия войны, все ее ужасы, жестокость, грязь, страх и тоску. Искусство Гроса также пронизано углублением в мир отвратительного, жестокого и уродливого («Здесь пахнет плебсом», «Коммунисты падают, акции поднимаются», «Победа»). На всех его картинах обрывки реальности помещены в какое–то потустороннее пространство.

В этом отношении интересен памятник Осина Цадкина в Роттердаме. Огромная фигура с вздыбленными в отчаянии руками, с распоротым животом убедительно раскрывает трагедию войны, человеческого горя и страдания, однако здесь отсутствует идея противостоять жестокой стихии войны. Или его скульптурная композиция «Пьета», где четко прослеживается философия безысходности. Предельно деформированные фигуры девы Марии и лежащего у нее на коленях Христа, апатичные и безвольные, символизируют собой безысходность и бессмысленность человеческого бытия [4, с. 163].

Наиболее ярким примером воплощения и актуализации безобразного в искусстве выступает сюрреализм, и его самый крупный представитель С. Дали. «Мир новой реальности», который предложили сюрреалисты — это мир инстинктов, патологических извращений и распадающегося сознания. «Этот мир родится, в соответствии с фрейдистскими теориями, из конфликта между разумом и «темными силами». Это угнетающе мрачный, подавляющий своим уродством «мир новой реальности», представляющий собою фиксацию явных и скрытых пороков, создается, по утверждению сюрреалистов, для достижения «внутренней гармонии человека», но, якобы, способствует «очищению личности» путем «чистки нечистотами» [1, с. 42].

Произведения сюрреалистов насыщены насилием, жестокостью и кровожадностью. Для примера можно рассмотреть несколько картин Дали. Так, в работе «Призрак либидо», в которой на вывалившиеся внутренности, обрубки человеческого тела, обглоданные кости смотрит маленький мальчик, созерцает, по выражению Дали, «вечную женственность». Картина «Предчувствие гражданской войны», в которой изображена чудовищная конструкция, состоящая из гигантской костяной ноги, двух хищных рук и обрубков человеческого тела, сверху этой конструкции высится гигантская человеческая голова с жесткой гримасой. «Осеннее каннибальство» — в ней два чудовищных монстра режут, жуют друг друга, вооружившись ложками, вилками и ножами.

Алогичность, эротические мотивы, уродливая деформация образов, бредовые галлюцинации — это все характерно не только для творчества Дали, но и в целом для сюрреализма. Конечно, не все картины сюрреалистов, как впрочем, и самого его крупного представителя, носят такой характер. Такие произведения как «Христос св. Иоанна на кресте», «Тайная вечеря» и некоторые другие проникнуты человечностью, чувством истинной красоты, возвышенностью человеческого духа. Но это уже более поздний период творчества Дали, связанный с закатом сюрреализма.

Сюрреализм с его алогичными и хаотическими мирами, не подчиняющимися никаким закономерностям развития, с одной стороны был чужд реализму с его глубоким анализом явлений действительности, с другой — породил такое направление, как «социальный сюрреализм», представители которого, пользуясь техникой сюрреалистов, стремились к воспроизведению реального мира.

Скульптор Дэвид Смит употребляет «метафору кесарева сечения» в медали под названием «Бомбардировка гражданского населения». На ней изображена старая женщина, убитая осколком. Живот ее раскрыт, и внутри виден ребенок, как на медицинской схеме кесарева сечения. По обе стороны статуи изображены «два символа современной войны». Справа — ребенок, принесенный в жертву, на бомбе. Слева — бомба, занявшая место ребенка, в детском креслице, как детище цивилизации. Эта медаль «похожа на культовый образ богини–матери, некоей Анти–Деметры бесплодия, разрушения и скверны» [2, с. 133].

Близки к «социальному сюрреализму» работы Олтона Пиккенса, в которых он изображает чудовищных уродцев — детей с лицами стариков, занятых мучительством друг друга. Город, повседневная жизнь людей является основным источником, из которого он черпает темы для живописи. «Дети улицы кажутся детьми, но они в то же время старички, ожесточенные жизнью. Наоборот, люди, состарившиеся с годами, в известном смысле все еще дети. Далее: существует невероятная жестокость человека к человеку, его изумительная выносливость, терпимость и трагическое прислужничество, порождением чего является страсть к мучительству. Быть может, легче представить себе трагедию гетто в Европе, чем видеть истощение человеческих тел вокруг нас. И, наконец, как можно смотреть на все это без некоторой дозы скептического юмора?» [2, с. 135].

Социальные сюжеты становятся поводом для игры садизма и мазохизма, жестокости и жажды страдания одновременно. Поэтому очень часто при восприятии художественного произведения притупляются чувства нравственного негодования, сострадания чужому горю. Данная тенденция объединяет сферу эстетического со сферой этического, т. к. в данном случае безобразная форма репрезентирует моральное зло. Экспрессивный натурализм, с предельно точным изображением деталей в соединении с увеличением (гиперболизацией) негативного феномена являются основными чертами репрезентации безобразного в искусстве ХХ в.

Под влиянием философии Ницше, который утверждал релятивность моральных ценностей, включая ценность самой жизни, исследований Фрейда агрессивно–сексуальных инстинктов человека, его интенции и смерти, художественного опыта маркиза де Сада и Л. Захер–Мазоха привели к включению в сферу искусства различных проявлений жестокости.

В искусстве первой половины ХХ ст. сцены жестокости, насилия репрезентировались в искусстве чаще всего в качестве неких возбудителей чувств сострадания, состояния протеста против жестокости или в качестве сугубо художественных средств выражения, отчужденных от обыденного жизненного смысла этих акций (например, в экспрессионизме, дадаизме, сюрреализме, театре абсурда). Со второй половины века на первый план выдвигается эстетический аспект репрезентации актов жестокости, утверждающие ее самоценность и равноправие. Художники, включающие сцены жестокости (в живописи, графики, фотографии, кино, телевидении, «театре жестокости», префомансах и хэппенингах) признают наличие в человеке агрессивных инстинктов и призывают не подавлять в себе жажду убийства и разрушения, а сублимировать, точнее, трансформировать ее в сферу искусства, причем не в символическом, а в прямом виде, т. е. просто являть открыто, буквально.

Во всех приведенных примерах безобразное приобретает привлекательный характер и соотносится с этическим понятием зло. В таких художественных направлениях ХХ в как экспрессионизм, сюрреализм безобразное начинает рассматриваться как качество, неотъемлемо присущее человеку и господствующее в мире. Ни злу, ни уродству ничего не противопоставляется. Отсюда пессимизм и антигуманизм этих произведений. Актуализация и популяризация безобразного в искусстве ХХ в. ведет к утрате в художественных произведениях подлинных человеческих ценностей и идеалов, что может привести к серьезным социальным последствиям, и, прежде всего к разрушению в человеке его духовных основ и ценностных ориентаций.

Литература

1. Куликова, И. С. Сюрреализм в искусстве / И. С. Куликова. — М.: Наука. 1970. — 174 с.

2. Лифшиц, М. А. Кризис безобразия. От кубизма к поп–арту / М. А. Лифшиц, Л. Я. Рейнгардт. — М.: Искусство. 1968. — 201 с.

3. О модернизме /Сборник статей. — М., 1987. — 118 с.

4. Яковлев, Е. Г. Эстетическое сознание, искусство и религия / Е. Г. Яковлев. — М.: Искусство. 1969. — 175 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Смотрите описание как отремонтировать насос автомобильный тут.