Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Личность— субъект общественных отношений (Секция1) Нравственная активность личности, сущность ее и компоненты (Зайцева И. А.)

Зайцева И. А.

Таганрогский государственный педагогический институт (Россия)

Нравственная активность личности, сущность ее и компоненты

В научной литературе различные виды активности получили многогранное раскрытие. Социальная активность рассматривается как высшая форма проявления активности личности.

Н. С. Мансуров определяет социальную активность как проявление сущностных свойств личности в общественной жизни, т. е. в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие [1,c. 40].

Социальные факторы, обусловливавшие формирование и развитие личности, являются в то же время и факторами, определяющими и порождающими ее социальную активность. «Одной из закономерностей социальной активности, — отмечает Н. С. Мансуров, — является то, что эта активность глубоко обусловлена интенсивностью развития коренных общественных процессов, основными политическими тенденциями эпохи» [1, c. 11].

Ю. Лазаускас связывает социальную активность личности со свободой развития ее морального самосознания [3, c. 123], которое позволяет человеку самостоятельно подчиняться чувству долга, осуществлять определенные нравственные идеалы и получать общественное признание ценности своей деятельности. Отсюда и определение социальной активности личности: «Это мера ее свободы, определяемая соотношениями между тем, что личность могла бы сделать и тем, что реально в конкретно–исторических условиях она осуществила» [3, c. 123].

В работе Ю. Лазаускаса содержится перечень качеств личности, составляющих ее характеристику. Раскрывая сущностные свойства социально активной личности, ученый называет не только инициативу, самодеятельность и творчество, а и развитие потребности и интерес, инициативное и смелое стремление к цели, независимость и самостоятельность, сознательный подход к любому виду деятельности и другие свойства личности в индивидуальном их своеобразии и сочетании. Ю. Лазаускас считает, что социальная активность личности охватывает самые разнообразные сферы человеческой деятельности: труд, познание, общественно–политическую работу и т. д. Если человек не проявляет в какой–либо из этих сфер достаточную активность, он не может в конечном итоге испытать чувство удовлетворения, а значит и не может быть полного нравственного совершенствования личности [3, c. 124].

Таким образом, социальная активность личности рассматривается как результат активного взаимодействия объективных и субъективных (личностных) факторов. В социальной активности реализуются возможности личности как субъекта общественных отношений и творческой преобразовательной деятельности.

Одни ученые рассматривают социальную активность как отношения человека к разным видам деятельности, другие — как готовность к деятельности или как действия.

Так, например, В. В. Водзинская [2, c. 359] понимает под социальной активностью сознательное, творческое отношение к трудовой, общественно — политической и духовной жизни общества.

А. Якуба и А. Андрющенко — внутреннее отношение человека к миру социальных ценностей, выражающееся в конкретной деятельности [2, c. 242]. Об уровне активности свидетельствует реальная доля вклада личности в решение общих дел, масштабы и интенсивность деятельности, качество, наличие элементов творчества, характер деятельности, степень удовлетворенности личности своей деятельностью, отношение направленности интересов и социальных установок к их практической реализации [4, c. 243].

М. И. Боровский связывает социальную активность с нравственной свободой и ответственностью личности и тем самым указывает на важность рассмотрения ее нравственного аспекта. Он определяет социальную активность как нравственное качество личности, которая характеризуется наличием сознательного, творческого, инициативного подхода к выполнению той или иной работы на благо общества [5, c. 12].

Нравственный аспект социальной активности исследует и Т. С. Лапина, которая рассматривает ее как фактор и выражение нравственного развития личности. Т. С. Лапина подчеркивает, что социально активную личность характеризует повышенная старательность, через которую человек вносит самобытный вклад в развитие общества [7, c. 123], ответственное отношение к своим обязанностям и другие нравственные качества. Она отмечает, что социальная активность является показателем морально — волевого развития личности [7, c. 128]. Расширяя нравственный аспект понятия, Т. С. Лапина связывает социальную активность с принципиальностью, порядочностью и честностью. Автор находит, что социально активный член общества не может быть сторонним наблюдателем; он активно влияет своими действиями на жизнь своего сообщества и окружающих.

Н. Е. Воробьев, изучая вопрос о критериях социальной активности, рассматривает социальную активность в широком смысле — как проявление всякой деятельности социального субъекта и в узком значении — как систему осознанных действий, совершаемых в обществе, предлагает следующие критерии социально активной личности: критерием процесса социальной активности является деятельность субъекта — ее носителя; критерием продуктивности социальной активности служит результат деятельности. Социальная потребность выступает как критерий побудителя активности субъекта [8, c. 11].

В исследованиях социальной активности обнаруживается стремление к выявлению ее видов, форм проявления. Так, Е. А. Ануфриев утверждает, что социальная активность складывается из двух видов активности: трудовой и политической — и представляет собой их гармоническое сочетание [4, c. 150].

Однако, на наш взгляд, указанные два вида активности не могут вобрать в себя всех разновидностей деятельности, в которой участвует член общества; содержание социальной активности включает все их многообразие.

На рассматриваемых позициях российских ученых стоят также А. Ясинька и Р. Семиньска (Польша). Под социальной активностью личности они понимают действие на благо других людей, более или менее широкого социального окружения или всего общества [1, c. 146]. Важной особенностью социальной активности авторы считают добровольность деятельности и указывают, что активность личности может проявляться в работе обществ, политических организаций, во время участия в массовых действиях. Объектом действия при этом является индивид, социальная группа и общество в целом.

Социальная активность личности охватывают широчайшую и разнообразную гамму видов деятельности человека в обществе. Большинство авторов определяет все виды активности как свойства личности.

Нравственная активность рассматривается исследователями как один из видов социальной активности. По утверждению М. И. Боровского, если социальная активность обусловливается еще и моральными стимулами, то вполне допустимо говорить о моральной активности как о социальном элементе, или одном из видов социальной активности, так как могут «создаваться объективные условия для всемерного развертывания социальной, в том числе и моральной активности» [6, c. 12].

Нравственная активность исследуется пока нешироко, и мы не располагаем большой литературой по этой проблеме. Да и сама социальная активность, в форватере которой решается проблема нравственной активности, по справедливому замечанию В. И. Овчинниковой [9, c. 81) находится на том этапе исследования, когда только еще делается попытка зафиксировать социальную активность как социальный феномен, имеющий свою качественную определенность, раскрыть ее сущность и определить месть в системе научных категорий. Это, естественно, затрудняет нашу работу. И все же есть достижения, которые следует выделить. Намечены некоторые подходы к определению нравственной активности, раскрытию ее сущности и структуры.

Авторы сборника «Нравственный прогресс и личность» относят нравственную активность к разновидности социальной активности и отмечают, что, свободно выполняя моральные требования, человек утверждает себя как нравственную личность, которая самостоятельно, без внешнего принуждения ставит перед собой и осуществляет нравственные цели [3, c. 123]. Продолжая эту мысль, В. Блюмкин пишет, что моральная активность включает в себя способность к самоотверженности и готовность к подвигу во имя общего блага [3, c. 147]. Моральная активность личность неразрывно связана с сознательностью, готовностью отвечать за свои поступки [6, c. 15]. М. И. Боровский считает, что «чем больше степень осознания молодым человеком единства общественных и личных интересов… тем большая степень моральной активности будет проявлена в его поведении». Высшей степенью проявления нравственной активности М. И. Боровский считает самопожертвование ради общего блага [5, c. 62], а одним из критериев моральной активности называет отношение к общественно– политической работе, которое показывает степень сознательности человека. П. Шутпельц (Германия) относит к моральной активности моральный выбор, оценку, нравственный самоконтроль и самовоспитание [2, c. 100]. О моральной активности как качестве личности пишут В. Т. Ефимов и С. М. Косолапов. Они связывают моральную активность с формированием у человека внутренней потребности к постоянному нравственному совершенствованию, стремлению решать наиболее сложные моральные задачи [11, c. 59].

Формируя нравственную активность, необходимо учитывать роль моральных регуляторов, на которых останавливает свое внимание В. А. Блюмкин в работе «О нравственной деятельности» [10]. Эти регуляторы побуждают личность соблюдать нормы морали, совершать нравственно– ценные поступки [10, c. 57] и тем самым способствовать поднятию уровня нравственной активности. Нравственная активность тесно связана с моральной необходимостью. В зависимости от того, как человек умеет правильно и своевременно согласовывать свое поведение с требованиями окружающих, общества, можно говорить о высокой степени нравственной активности личности и о нравственной зрелости ее.

Отмеченная нами зависимость очевидна. Совершая те или иные поступки, нравственно активная личность на основе нравственных знаний и умения делать моральный выбор, правильно оценивать свое поведение и поведение других людей испытывает потребность в нравственно ценных поступках, становиться духовно богатой.

Духовное богатство личности рассматривается в научной литературе как результат отражения богатства общества, ее духовной культуры. Личность развивается тогда, когда она проявляет свою активность и может оказать духовное влияние на окружающих.

Таким образом, изучение научной литературы приводят к следующему выводу. Нравственная активность является проявлением социальной активности личности в сфере моральной деятельности и нравственных отношений. Наличие нравственной активности у человека свидетельствует о том, что нормы морали стали внутренними регуляторами, критериями оценки личностью своего поведения и поведения окружающих людей. В связи с этими важнейшими характеристиками нравственной активности является добровольность и сознательность выбора, ответственность за свои поступки, способность к объективной нравственной оценке и самооценке, единство слова и дела.

Нравственная активность характеризует нравственную цельность личности и может рассматриваться как интегральный показатель ее нравственной активности.

Нравственно активная личность– это максимально деятельная личность, осознанно принимающая участие в жизни культурно– воспитательной среды коллектива. Нельзя абстрактно судить о человеческой активности вне конкретных исторических, социальных условий; активность личности всегда имеет нравственную окраску. Человек может активно действовать ради собственного благополучия, Для достижения своих престижных целей и не быть самоотверженным в труде, не проявлять инициативу в интересах других людей. Специфика же нравственной активности состоит в том, что нравственно активной личности всегда присущи сознательно– деятельные мотивы деятельности.

Исходя из теоретических представлений о структуре морали, мы сочли возможным выделить в структуре нравственной активности следующие взаимосвязанные компоненты: осознание нравственных норм и умение выделить (увидеть) нравственный аспект поступка, осуществить его нравственную оценку; эмоционально– нравственные переживания поступка и умение сопереживать; готовность к активным нравственным действиям и умение сознательно, добровольно, с моральным удовлетворением совершать нравственно ценные поступки. Характерными признаками такого компонента нравственной активности школьника, как осознание нравственных норм м умение выделить нравственный аспект поступка, осуществить его нравственную оценку, мы считаем, прежде всего, понимание школьниками той нравственной нормы, которой регулируется поступок; умение объяснить его нравственный смысл и оценить его. К признакам эмоционально– нравственных переживаний поступка и умения эмоционально откликаться на поступки людей (второго компонента нравственной активности) мы относим умение выражать сочувствие, оказать внимание, заботу, а также умение сдерживать отрицательные эмоции по отношению к людям. Третий компонент нравственной активности— готовность к активным нравственным действиям и умение охотно, с желанием совершать с моральным удовлетворением нравственно — ценные поступки — содержит такие признаки, как умение принимать морально оправданные решения и соотносить свои намерения и поступки.

Литература

1. Активность личности в социалистическом обществе/ под ред. Т. Ярошевского, Н. С. Мансурова. — М.: Наука, 1976. — 278 с.

2. Нравственный прогресс и личность / под ред. Жямайтес и др. — Вильнюс: Минтис, 1976, — 243 с.

3. Активность личности в социалистическом обществе / под ред. З. Суфина и др. — Москва — Варшава: Мир и социализм, 1974. — 386 с.

4. Ануфриев, Е. А. Социальная роль и активность личности / Е. А. Ануфриев. — М.: МГУ, — 1976. — 152 с.

5. Боровский, М. Н. Моральные потребности и их роль в нравственном поведении молодежи / М. Н. Боровский // Воспитание молодежи в духе коммунистической нравственности в условиях развитого социализма — М.; 1974. — 146 с.

6. Бодлевский, М. И. Нравственная свобода и ответственность личности / М. И. Бодлевский. — Минск: Знание, 1976. — 18 с.

7. Лапина, Т. С. Социальная активность как фактор и выражение нравственного развития личности / Т. С. Лапина // Нравственное развитие личности / под ред. О. П. Целиковой. — М.: Московский рабочий, 1969. — с. 123—146.

8. Воробьев, Н. Е. К вопросу о критериях социальной активности личности / Н. Е. Воробьев; под ред. К. М. Никонова. — Волгоград, 1976. — с. 3—11.

9. Овчинникова, В. И. К анализу понятия «социальная активность». В кн.: Социальная активность личности / В. И. Овчинникова; под ред. К. М. Никонова. — Волгоград: Волгоградский педагогический институт, 1976. — с. 80—91.

10. Блюмкин, В. А. О нравственной деятельности / В. А. Блюмкин. — М.: Знание, 1977. — №12. — 64 с.

11. Ефимов, В. Г. Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания / В. Г. Ефимов, С. М. Косолапов. — М.: Мысль, 1977. — 166 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы