Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Личность— субъект общественных отношений (Секция1) Понимание социального интеллекта в современной психологии (Волкова Н. В. )

Волкова Н. В.

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Понимание социального интеллекта в современной психологии

В последнее время интерес к проблеме «социального интеллекта» возрастает среди специалистов различного профиля, в том числе и психологов. Социальная сущность человека проявляется во всех сферах его жизни. Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, становления его как специалиста и участника процессов коммуникации и интеракции. Особую актуальность проблема социального интеллекта приобретает для представителей профессий типа «человек — человек», осуществляющих работу с людьми и коллективами с учетом знаний и представлений о человеческой личности и поведении. Так, в своих работах Е. А. Климов не раз указывал, что представители данных профессий нуждаются в способности представлять и моделировать варианты возможных последствий действий людей [8].

Нам представляется важным анализ теоретических изысканий зарубежных и отечественных ученых по определению сущности социального интеллекта.

В течение продолжительного времени изучение социального интеллекта велось в двух направлениях: тестологическом и экспериментально–психологическом. С точки зрения тестологической парадигмы изучение социального интеллекта велось по двум направлениям. Первая линия основана на идее целостности интеллекта и представлена работами Г. Айзенка, Ж. Пиаже, Э. Торндайка, Дж. Гонда. Вторая линия базируется на положении о множественности сторон интеллекта. Этой точки зрения придерживались Дж. Маейрс, Дж. Гилфорд, Г. Олпорт [12].

Первое направление имеет достаточно прочные теоретические обоснования и доказательную базу экспериментальных исследовании. При рассмотрении психологической сущности социального интеллекта с данной позиции ведущим является понятие «интеллект», а слово «социальный» — уточняющим (см. табл.1).

Впервые в 1920 году Э. Торндайком был использован термин «социальный интеллект». Данным понятием автор обозначил дальновидность в межличностных отношения и приравнивал его к способности мудро поступать в человеческих отношениях.

Согласно Э. Тордайку, существует три вида интеллекта:

1. Абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и проводить с ними какие–либо действия.

2. Конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие–либо действия.

3. Социальный интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними [2].

Э. Торндайк определил социальный интеллект как часть общего интеллекта и при его исследовании значительное внимание уделял познавательным процессам, таким как социальное восприятие.

По мнению Г. Айзенка социальный интеллект гораздо шире чем биологический, мало от него зависим и является результатом развития общего интеллекта под влиянием социокультурных условии, другими словами это способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества [1]. Среди факторов, влияющих на уровень развития социального интеллекта, Г. Айзенк выделил социоэкономический статус, мотивацию, культурные факторы, уровень образования и т. д.

Р. Кеттелл выделял в работе интеллекта две стороны: одна из них обуславливалась особенностями строения и функционирования головного мозга (потенциальный интеллект), другая — влиянием окружающей среды (кристаллический интеллект). Потенциальный интеллект является основой нашей способности к мышлению и служит базисом для формирования кристаллического интеллекта [12].

Ж. Пиаже рассматривал суть интеллекта в гибком и устойчивом приспособлении к физической и социальной действительности.

Р. Селман рассматривал становление социального интеллекта в контексте социализации личности. Он проследил развитие социального интеллекта в онтогенезе и выделил четыре линии социального взаимодействия: понимание себя, близкие дружеские отношения, отношения в группе сверстников и с родителями [12]. Концепция интеллекта Р. Селмана во многом схожа с концепциями Ж. Пиаже и Л. Колберга.

В данном направлении так же работали и представители отечественной психологии. В рамках структурно–динамической теории Д. В. Ушакова социальный интеллект является одним из видов интеллекта, который совместно образуют способность к познавательной деятельности. Д. В. Ушаков считает, что показатели социального интеллекта должны быть связаны с личностными особенностями людей [17].

А. Л. Южанинова выделяет интеллект как одну из трех характеристик интеллектуальной структуры. Она рассматривает социальный интеллект как особую умственную способность, от которой зависит эффективность межличностного общения и адаптации человека к социокультурным условиям [19].

Таким образом, большинство представителей данного направления определяют социальный интеллект как составную часть общего интеллекта, представленной в виде общей способности, практического мышления либо особой формой социальной адаптации.

Второе направление трактует социальный интеллект как некую автономную совокупность способностей, определяющих уровень социально–психологической адаптации индивида (см. табл. 2).

Г. Олпорт, изучая способность «хорошо разбираться в людях», описал восемь «личностных качеств», в которые включил социальный интеллект. По его мнению «социальный интеллект» представляет собой «особый дар» сохранения тонкого равновесия поведения и обеспечивающий гладкость в отношении с людьми, но его продуктом является не глубина понимания, а социальное приспособление, проявляющееся через способности прогнозирования вероятных реакций другого человека и высказывания быстрых, автоматических суждении о людях [8].

В настоящий момент найболее расширенная концепция интеллекта была представлена Дж. Гилфордом. Модель Дж. Гилфорда позволяет разработать процедуры диагностики психических феноменов, открытых описательной психологией, но еще не измеренных психологией экспериментальной. Согласно его концепции, социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов. Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда термин «социальный интеллект» стал измеряемым конструктом [12].

Новые методические разработки в области социального интеллекта принадлежат М. Форду и М. Тисак. Они определили социальный интеллект как группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации для успешного решения проблемных ситуации. Было доказано, что социальный интеллект не тождественен общему интеллекту и развивается в социальной среде [11].

В. Штерн определял социальный интеллект как приспособительный акт, осуществляемый посредством действий с ментальным эквивалентом объекта при доминирующей роли сознания либо бессознательного [5].

В. Н. Куницына предложила свое определение социального интеллекта как глобальной способности, возникающей на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции. Эти черты обуславливают прогнозирование межличностных ситуации, интерпретации поведения и информации [10].

Таким образом, в рамках данного направления социальный интеллект определяют как общую либо особую способность, обеспечивающую познание, ориентацию и адаптацию к социальной действительности.

Литература

1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — №1. — С. 111—131.

2. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андереева. — М.: Аспект–пресс, 1997. — 204 с.

3. Бачманова, Н. В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н. В. Бачманова, Н. А. Стафурина // Современные психолого–педагогические проблемы высшей школы. — 1985. — №5. — С. 78—86.

4. Бобнева, М. И. Социальная психология личности / М. И. Бобнева. — М., 1979. — 344 с.

5. Геранюшкина, Г. П. Социальный интеллект студентов–менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: дис.… канд. псих. наук: 2001 / Г. П. Геранюшкина. — Иркутск, 2001. — 194 с.

6. Годфруа, Ж. Что такое психология; в 2 т. / Ж. Годфруа. — М.: Мир, 1992. — Т. 2. — 370 с.

7. Емельянов, Ю. Н. Активное социально–психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. — Л.: ЛГУ, 1985. — C. 7—27.

8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Ростов–на–Дону: Феникс, 1996 — 509 с.

9. Кудрявцева, Н. А. Единство интеллекта: научный отчет / Н. А. Кудрявцева. — СПб.: СПбГУ, 1995. — 222 с.

10. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В. Н. Куницына // Сб. теоретические и прикладные вопросы психологии. — 1995. — №1. — C. 195—200.

11. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций; в 2 т. / Г. Кунц, С. О’Доннел. — М.: Прогресс, 1981. — Т. 2 — 512 с.

12. Лобанов, А. П. Интеллект и когнитивные стили / А. П. Лобанов. — Орша: Диаль, 2006. — 304 с.

13. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 1998. — 682 с.

14. Михайлова, Е. С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена): руководство по использованию / Е. С. Михайлова. — СПб.: Иматон, 1996 — 53 c.

15. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. / редкол.: Н. С. Лейтес (глав. ред.) [и др. ]. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 2. — 463 с.

16. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. — М.: Просвещение, 1980. — 160 с.

17. Ушаков, Д. В. Интеллект: структурно–динамическая теория / Д. В. Ушаков. —М.: Институт психологии РАН, 2003. — 264 с.

18. Чеснокова, О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О. Б. Чеснокова // Познание. Общество. Развитие: сб. науч. ст. / Ин–т психологии Ран; под науч. ред. Д. В. Ушаков. — М., 1996. — С. 54—74.

19. Южанинова, А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. — Саратов, 1984. — С. 84—87.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы