Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2008 Личность— субъект общественных отношений (Секция1) К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА «ИДЕНТИФИКАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ (Баршай Т. И.)

Баршай Т. И.

Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова

К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА «ИДЕНТИФИКАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ

Употребление термина «идентификация» в психологии неоднозначно. Само слово в переводе с латинского языка означает отождествление, уподобление. В психологии термин «идентификация» трактуется по–разному. В одних случаях она рассматривается как состояние, в других как процесс, в–третьих — как механизм.

Рассмотрим значения слов: «состояние», «процесс», «механизм». Для этого обратимся к толковому словарю.

Что такое состояние? В толковом словаре знаменитого русского лингвиста С. И. Ожегова под состоянием понимается расположение духа, настроение, а так же положение, в котором кто–либо находиться или что–нибудь находиться [1, с. 691].

Слово «процесс» в «Большой советской энциклопедии» трактуется как 1) продвижение, движение вперед; 2) последовательная смена состояний, каких–либо явлений, ход развития чего–либо; 3) совокупность последовательных действий ради определенного результата. [2]

Семантика слова механизм имеет несколько определений:

— последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое–нибудь действие, явление [3];

— система, устройство, определяющие порядок какого–нибудь вида деятельности [1, с. 321];

внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие [1, с. 321].

Исходя из рассмотренных определений и употребления их в психологии, мы отобрали наиболее приемлемые значения.

Для понимания процесса мы использовали следующее толкование: совокупность нескольких состояний. Для механизма — совокупность нескольких процессов. Таким образом, можно выстроить пирамиду: вершина — это состояние, в котором кто–либо находится; в середине, на более широкой ступени — процесс как последовательная смена состояний и у подножия размещается механизм, как последовательная смена процессов. Можно сделать вывод, что идентификация может употребляться в широком и узком смыслах.

Но неоднозначность понятия «идентификация» заключается не только в упомянутом аспекте. Одни психологи рассматривают идентификацию как защитный механизм, другие — как механизм структурирования самосознания, механизм социализации, некоторые — как сопереживание и относят ее к разряду феноменов, имеющих выраженную эмпатическую природу и т. д.

Рассмотрим ключевые позиции.

Термин «идентификация» в психологии впервые употребил З. Фрейд в работе «Групповая психология и анализ Эго» (1914). Позже он не раз обращается к этому понятию, дополняя и развивая его употребление в психологии. Этот термин он рассматривал, прежде всего, как защитный бессознательный механизм разрешения проблемы Эдипова комплекса. Ребенок или взрослый приемлет для себя образ другого, чувствует с ним схожесть, неосознанно подражает ему, и таким образом формирует свое Я.

Анна Фрейд продолжила исследование идентификации в качестве одного из механизмов защиты Я. Развивая детский психоанализ в работе «Я и защитные механизмы» она рассмотрела случаи «идентификации c агрессором». Ребенок присваивает себе качества людей, воспитывающих его, их мнения, таким образом, изменяется активное нападение на внешний мир [4].

«Фрейдист–раскольник» К. Юнг, представитель аналитической психологии рассмотрел идентификацию человека с группой, с героем культа и даже с душами предков.

Р. Плутчик, автор структурной теории защитных механизмов, определял идентификацию как процесс бессознательного моделирования отношений и поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладению с возможным разделением или утратой (будь как это, чтобы не потерять его) [5].

В. С. Мухина рассматривает идентификацию как центральный механизм структуирования самосознания. Она различает интериоризационную идентификацию, которая обеспечивает перенос чувств, мыслей другого, и обратную — экстрариоризационную идентификацию, способность приписывать свои особенности, склонности и чувства другим. Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы ведут к адекватному социальному поведению [6, с. 6—9].

Представительница эмоциональной трактовки Н. Н Авдеева рассматривает идентификацию как феномен познания и понимания людьми друг друга, имеющий выраженную эмпатическую природу, необходимый для установления в процессе отражения объектов внешнего мира (материальных или идеальных) специфической эмоциональной связи между субъектом и отраженным объектом [7].

В интеракционистском направлении Дж. Мид рассматривает идентификацию с точки зрения социокультурного механизма. Высказывает мнение, что процесс идентификации индивидуума с определенными социальными ролями происходит двумя способами: через непосредственное общения (интеракционизм), и опосредовано: через знаковые системы культуры (язык, миф, искусство, религия и т. д.), несущие информацию о возможных в данном социальном контексте индивидуальных ролях.

Таким образом, в психологии нет единого подхода к термину идентификация. Психологи употребляют этот термин в разных значениях, тем самым запутывая его понимание. На наш взгляд, необходимо пересмотреть определение различных по сути понятий, названных одним словом. Если обратиться к первоисточнику, переводу с латинского языка этого слова, то значение слова идентификация связано с неким действием (отождествление, уподобление), что можно отнести скорее к процессу или же механизму, но только в том случае, если понимать механизм как последовательную смену состояний или процессов. Трудно связать смысл перевода термина идентификация с понятием состояние, так как оно предполагает некую статичность. Таким образом, на наш взгляд, термин идентификация лучше всего понимать как процесс в системе какого–то механизма (например, социализации или защитный), влекущий за собой установление определенного состояния.

Литература

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — Москва «Русский язык», 1975. — С. 846.

2. Большая советская энциклопедия. — (http://www.i–u.ru/biblio/forsp.aspx?dictid=1&word=%cf%d0%ce%d6%c5%d1%d1)

3. http://mirslovarei.com/content_oje/Mexanizm–22517.html

4. Фрейд, А. Я и защитные механизмы / А. Фрейд. — М.: Педагогика, 1993 — 144 с.

5. Вороцкая, И. Ю. Профессиональная идентичность ортпроводников: структура и особенности / И. Ю Вороцкая. — Дис. …канд. психол. наук. — М.: РГБ, 2006 — (http://diss.rsl.ru/diss/06/0182/06018020/pdf)

6. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально–экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. — 1997. — №4. — С. 28—38.

7. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком / Н. Н. Авдеева // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. — С. 6—9.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы