Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ВУЗА К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Карпович Е. Б.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

 

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ВУЗА К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Трансформация семьи как социального института, новые научные достижения в области социологии и психологии семьи обусловливают необходимость поиска современных моделей организации семейного воспитания, формирования новой семейной идеологии. Это предполагает разработку авторских образовательных технологий, обеспечивающих психолого-педагогическое просвещение в области семейного воспитания, подготовку родителей (будущих родителей) к выполнению своей социальной роли в семье, а также будущих педагогов для эффективной работы с семьей.

Авторская технология педагогической интерпретации художественной литературы, являющаяся результатом поиска продуктивной методики преподавания и изучения педагогики, может содействовать, с одной стороны, конкретизации и обогащению современной педагогической теории, с другой -усилению субъектной позиции студента в профессиональной подготовки будущих педагогов [1].

Педагогическую интерпретацию художественной литературы мы рассматриваем как процесс самоосвоения и мироосвоения, индивидуального осмысления своей сути, природы другого человека, человеческого общества с помощью классической и лучших образцов современных произведений художественной литературы с целью развития педагогического мышления и интуиции, выработки индивидуального гностического стиля и личной позиции, понимания и чувствования ребенка как объекта и субъекта воспитания.

Механизм педагогической интерпретации литературного произведения, отражающего проблемы становления личности, методы воспитательного воздействия, индивидуально-психологические особенности ребенка, схематично может быть представлен следующим образом: установка - учебная цель -ощущение зрительной (слуховой) модальности - восприятие - осмысление -педагогический анализ и педагогическое истолкование.

Интерпретация - дискретное явление, растянутое во времени, а в множественности его актов мы различаем первоначальную интерпретацию (как интерпретацию стихийную, так и преднамеренную, организуемую в процессе профессиональной подготовки и самоподготовки), которая в последующей теоретико-практической учебной работе, в процессе социализации обучающегося претерпевает значительные изменения.

Педагогическая интерпретация художественной литературы может включать работу над характеристикой влиятельных факторов в процессе формирования ценностных ориентаций, потребностей, личностной позиции ребенка, определение методов и приемов воспитания и обучения, прослеженных в произведении, экспертную оценку их эффективности, вычленение учебно-воспитательной проблемы, индивидуальный и коллективный поиск действенных способов ее решения; соотнесение эмпирических знаний с теоретическими положениями педагогики, критический сравнительно-селекционный анализ эмпирического и теоретического, разработку собственной теоретико-эмпирической конструкции решения моделируемых педагогических проблем.

К особенностям содержания технологии следует отнести:

достижение эмоциональной насыщенности образовательного процесса с помощью специального чтения мировой классической и лучших образцов современной детской художественной литературы и литературы о детях;
анализ собственного и чужого практического опыта воспитания детей в семье для постижения личности ребенка и обращение каутодидакти-ке;
научно-теоретическая работа по формулировке своих принципов, методов и форм воспитания детей в семье и в учебном заведении (академическая группа - временный творческий коллектив);
преобладающие формы учебной работы: беседы (аналитическая, эвристическая, свободная), дискуссия, импровизация, индивидуальная (коллективная) творческая работа, защита авторских инновационных проектов решения педагогических проблем;
обеспечение целостного восприятия художественного произведения как учебной единицы с последующим вычленением блока педагогических тем и рассмотрением их в жизненном контексте;
концентрация внимания на вопросе о роли и месте образования в жизни человека (философский аспект);
ярко выраженная практико-ориентированная направленность учебной работы по формулированию теоретических положений и выработке практических умений разрешения учебно-воспитательных задач без отрыва от их жизненного контекста.

Технологические приемы педагогической интерпретации: анализ, ретроспективный анализ, сравнительный анализ, проведение аналогий, установление ассоциативных связей, экстраполяция, определение корреляционных зависимостей, вычленение главного, приоритетного, выделение педагогических проблем из жизненного контекста, экспертная оценка, выбор предпочтительных вариантов решений, моделирование, проектирование, прогнозирование.

Технология реализуется в процессе специально организованного чтения рекомендуемой художественной литературы через систему вопросов и разноуровневых заданий, направленных на достижение комплексной цели:

общее развитие (интеллектуальные способности, воображение, интуиция);
воспитание (нравственные качества, эстетический вкус, чувство меры, ценностные ориентации, внимание к человеку);
формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности (индивидуальный гностический стиль [2], рефлексивные, аутоди-дактические умения);
развитие педагогического мышления (ценностно-смысловой, ценностно-эмоциональный, оценочно-креативный компоненты сознания);
формирование готовности косознанному родительству и умений на осознанном и интуитивном уровне понимать и чувствовать ребенка, прогнозировать в рамках возможного его развитие, проектировать свои действия как родителя и педагога сообразно конкретной ситуации;
формирование профессиональных знаний, умений и навыков обучать и воспитывать, в том числе и с помощью художественной литературы.

Литература

  1. Карпович, Е. И. Педагогическая интерпретация художественной литературы: образовательная технология. Пособие для студентов и преподавателей  Е. И. Карпович, Е. Б. Карпович. - Минск, 2004. - 40 с.
  2. Можаров, М. С., Бойченко Г. Н. Концептуальные основы использования когнитивного моделирования в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов  М. С. Можаров, Г. Н. Бойченко  Педагогическое образование и наука. - 2003. - №1. - С. 32-35.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы