Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Захарчук Л. А.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Высокий уровень образования в Республике Беларусь положительно влияет на развитие других сфер общественной жизни. В свою очередь, государство, улучшая социально-экономические достижения, предьявляет серьезные требования ко всей образовательной системе. Поэтому, в современном развитии общества, наряду с актуализацией культурных, духовно-нравственных проблем, вопросы формирования профессионально-творческой личности педагога занимают приоритетное положение в научно-педагогической теории и практике учебно-воспитательной работы. Образовательным учреждениям нужны высоко квалифицированные педагоги, умеющие строить взаимоотношения с детьми на демократической основе формировать творческие дарования обучаемых.

Теория творчества как научная проблема возникает и формируется на рубеже 19-20 столетий (К. Роджерс, Э. Фромм) и находит отражение в философском и психологическом аспектах. Сущность творчества, его генезис и развитие раскрыты в философских работах Н. А. Бердяева, В. С. Библера и др. В широком понимании творчество интерпретируется как «целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается создание чего-либо нового, ранее неизвестного, или активное, отвечающее потребностям времени, освоение уже существующего богатства культуры».

Психологической основой творческой личности является яркая эмоционально-чувственная сфера. «Продуктивное воображение» и фантазия активизируют творческую деятельность, придавая ей индивидуальную неповторимость и оригинальность. Функциональные особенности продуктивного воображения определяет Л. Н. Столович, отмечая, что для него нужны такие черты творческого мышления как способность по новому увидеть обычное, ассоциативно связывать далеко отстоящие друг от друга процессы, умение открывать в предметах новые функциональные значения. Процесс формирования творческой личности осуществляется длительный период. В раннем и дошкольном возрасте происходит зарождение творческих потребностей ребёнка. Отношение к миру, окружающим людям развивается посредством синкретических художественных игр. Первые элементы творчества, воображения ребёнка в различных видах игровой деятельности подготавливают основу для формирования индивидуальных творческих проявлений. На следующем этапе развития и разностороннего формирования личности (школьный период) очень важно в потоке информации и возможности негативных влияний псевдотворческих стилей и направлений современной культуры не заглушить нравственно-эстетические чувства и способствовать активизации творческой деятельности детей.

Теоретическое обоснование художественных вкусов и идеалов на основе накопленного опыта происходит на этапе самоопределения личности. Именно в этот период на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания, поиска смысла жизни, творческой самореализации. Поэтому представляется таким важным дальнейшее развитие творческих способностей, преломление накопленного опыта в полноценную деятельность.
В процессе становления личности как социального субъекта, формирования её профессиональных качеств при наличии условий и чёткой организации творческой деятельности осуществляется подготовка специалиста, обладающего определённым уровнем профессионально-творческого мастерства.

Психолого-педагогическая наука признаёт, что уровни творческого развития человека различны и имеют свои границы, которые устанавливаются генетическими особенностями, условиями воспитательно-образовательного процесса, спецификой жизнедеятельности. Творческое развитие личности осуществляется в различных видах практической деятельности, в процессе которой она реализует интеллектуальные, художественные, профессиональные способности. Профессиональное становление будущего педагога подразумевает широкую общекультурную подготовку, включающую мировоззренческую позицию о месте человека в социуме, высших нравственных ценностях, собственной ответственности за качество образования и воспитания.
Анализ современной литературы позволяет определить возрастание интереса исследователей к проблемам профессионализма педагога(Н. И. Гусля-кова, И. И. Казимирская, Л. М. Митина, Е. И. Исаев и др. ). Большинство ученых отмечают, что цель профессиональной деятельности педагога заключается в создании собственной духовно-личностной модели взаимодействия с педагогическим опытом, традиционными культурными ценностями в формировании профессионально-личностной культуры в условиях включения в процесс социализации, освоения новых образовательных систем и педагогических технологий. Говоря о педагогической деятельности, следует отметить её особую значимость в творческом процессе. Современной школе нужен учитель, обладающий широким общекультурным и художественным кругозором, нравственно-эстетической культурой, высоким уровнем профессионального мастерства, творческой активностью. Только творчески работающий учитель сможет процесс познания сделать увлекательным, интересным, организовать учебно-воспитательную деятельность и направить её на развитие способностей учащихся. Этим объясняется включение критерия «творческая деятельность» в профессиональную культуру учителя, которая формируется в целостной системе учебно-воспитательного процесса вуза, при участии всех структурно-функциональных образований. В структурно-содержательном плане творчество учителя можно можно выразить следующими показателями:

творческая инициатива;
способность к широкому применению знаний и умений в профессиональной деятельности;
оригинальность и новизна педагогических решений;
способность ктворческой импровизации;
стремление кудовлетворению творческих запросов и духовных потребностей.
В подходе к проблеме развития творческих способностей мы разделяем позицию учёных, рассматривающих развитие прежде всего через эмоционально-чувственную сферу индивида. Творческий педагогический процесс - это эмоциональное озарение, всплеск, фантазия, которые направлены на создание новых художественных ценностей. Особую важность в этом процессе приобретает яркая индивидуальность, с новым видением творческой деятельности и её результата. Однако для формирования духовно-творческого потенциала будущего педагога необходима тесная взаимосвязь основных компонентов творчества: эмоционально-чувственного мира различных состояний и реальных способностей проявления фантазии. Творческая способность мысленно представлять процесс создания художественной ценности связывается с конечным результатом художественно-эстетической деятельности при использовании разнообразных средств и форм творческого самовыражения.

Несмотря на достижения психолого-педагогической науки в области художественной одарённости, творческого развития личности до сих пор мало разработаны методики выявления творческих способностей. Анализируя их специфику, специалисты выделяют явную одарённость личности и скрытую, более сложную для выявления. Применительно к настоящей работе, определённую трудность для распознания творческих, одарённых студентов и их дальнейшего развития представляют некоторые существующие формы, методы и средства обучения. Вопрос касается также уровня педагогического мастерства преподавателя, его профессиональной компетентности, нравственно-эстетической культуры. Творческий преподаватель имеет личное позитивное влияние на студентов, создаёт благоприятный психологический климат в студенческих группах, воздействует на результативность педагогического процесса в целом. Однако в общем потоке лекционно-практических занятий порой даже опытному специалисту нелегко выявить степень творческой одарённости студентов. Для улучшения определения и развития творческих способностей будущих педагогов необходимо поддерживать творческую обстановку, развивая воображение и фантазию в решении нестандартных задач и педагогических ситуаций. Большое внимание следует уделять индивидуальной работе творческого характера, которая даёт возможность более полно раскрыть потенциал студента. Важно также создавать условия, способствующие коллективному творческому поиску, применяя новые формы организации учебно-воспитательной деятельности, в которых каждый студент сможет уверенно реализовать собственный творческий план.

С целью улучшения работы в этом направлении современные педагоги М. Кларин, Е. Подгорных предлагают задания, побуждающие к многовариантным решениям педагогических задач:
устранение внутренних препятствий для творческих проявлений, которое предполагает помощь преподавателя в организации творческого поиска студентов, создание условий для уверенных взаимоотношений с окружающими;
уделение внимания работе подсознания, направленное на фиксацию, прояснение идеи, разрешение проблемы;
воздерживание от предварительных оценок, что позволяет расширить проблемное поле, поток идей и размышлений;
указание на возможность использования метафор и аналогий для поиска новых ассоциаций и связей, которое способствует созданию образов и целенаправленности в их осмыслении;
управление творческим воображением, воздействуя на сознание прямо и опосредованно, в зависимости от характера педагогической задачи;
коррекция фантазии, направленная на создание обстановки внутренней свободы, «созревание идей», обсуждение предложений;
целенаправленность и коллективное осмысление творческой деятельности, ценностно-ориентирующее на её результативность в педагогическом процессе и других формах жизнедеятельности.

Разностороннее обучение и развитие творческих способностей происходит не только в ходе непосредственного общения преподавателя со студентами, но, в большей степени, в коллективной подготовке занятия и в общении студентов между собой после его проведения. Поэтому в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов, наряду с традиционными, целесообразно использовать новые формы для освоения информационно-содержательного материала студентами. Это могут быть профессионально ориентированные ролевые и деловые игры и упражнения, дидактические спектакли, педагогические этюды, занятия педагогического и художественного мастерства, которые совмещают мыслительную деятельность с творческой.
Реализация учебно-воспитательной работы в этом направлении требует нестандартных подходов и поиска новых форм организации внеаудиторной деятельности. Это проведение творческих фестивалей и конкурсов с использованием произведений различных видов искусства, организация творческих встреч, художественных выставок, составление концертных программ, подготовка и проведение выступлений.

Важной и необходимой частью формирования профессионально-творческих способностей будущих педагогов является практика общения с художественными ценностями и обучение художественному творчеству в различных его видах. В результате непосредственного общения с произведениями искусства формируется художественный вкус, развиваются творческие потребности, активизируется деятельность, расширяются горизонты познания и художественного восприятия. Процесс освоения студентами культурных ценностей через эмоционально-окрашенное художественное творчество обеспечит развитие творческих сил и способностей, необходимых в педагогической деятельности.

В развитии профессионально-творческой культуры будущих педагогов важное значение имеют контакты с творческими организациями, центрами молодёжного творчества, театрально-художественными, музыкальными коллективами. Такая творческая деятельность и сотрудничество в педагогическом вузе позволят обогатить профессиональные знания, приобрести умения и навыки, способствующие развитию творческого опыта.

Таким образом, необходимым условием высокой результативности труда учителя является деятельность, требующая от него творческого отношения ко всем видам педагогической практики. От того, насколько творческим будет учитель, как станет осуществлять свою профессиональную деятельность, способен ли выполнять требования современного педагогического образования, во многом зависит духовное развитие школьников. Учитель, который творчески организует педагогический процесс и управляет им на основах гуманности и добра, где каждый ребёнок чувствует себя свободно и комфортно, имеет необходимые условия для развития и реализации профессиональных задатков и творческих способностей обучаемых. Таким образом, профессиональная культура учителя представляет собой с одной стороны продукт институциональной сферы (совокупность специфических социально-психологических признаков, профессионально-ориентированных качеств, творческих способностей), с другой - формируется под влиянием социокультурного пространства, повседневной среды особенностей и традиций национального развития.

>Педагогические вузы должны широко использовать новые формы, методы, средства обучения и воспитания, направленные на выявление и формирование профессионально-творческих способностей будущих специалистов, развитие их духовно-нравственной, эстетической, педагогической культуры.

Литература

  1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1., 2  В. И. Андреев. - Казань. 1998.
  2. Бердяев, Н. А. Смысл творчества Философия творчества, культура и искусство Н. А. Бердяев. - М., 1994. - Т. 1.
    Библер, В. С. Мышление как творчество  В. С. Библер. - М., 1975.
  3. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество А. А. Кан-Калик, Н. Д. Ни-кандров. - М., 1990.
  4. Пономарев, Я. А. Психология творчества  Я. А. Пономарев. - М., 1976.
  5. Столович, Л. Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности  Л. Н. Столович. - М.: Политиздат, 1985.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы