Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ» ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Заблоцкая М. В.
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ» ПОСРЕДСТВОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Во всех развитых и во многих развивающихся странах мира происходит переход к построению виртуальных образовательных систем, к пониманию открытого, опережающего, непрерывного, доступного, массового профессионального образовании; разрабатываются пути повышения результативности образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Сегодня общество заинтересовано в трудовых ресурсах с высоким уровнем интеллектуальных способностей, в совершенстве владеющих приемами информационных технологий, обладающих достаточно высоким уровнем развития инновационно-творческой культуры, профессиональной пригодности, социализации, способных проводить исследования как фундаментального, так и прикладного характера, желающих продвигаться вперед, повышая свое мастерство.

Эффективное существование человека в обществе, базирующемся на компетенциях, требует реализации принципа обучения в течение всей жизни. Концепция образования в течение всей жизни (непрерывного, пожизненного образования) начала формироваться около тридцати лет назад как отражение растущего осознания важности и постепенного повышения значения образованности населения в успешном развитии общества и его граждан. Следует сразу подчеркнуть, что непрерывное образование не означает построения новой системы образования. Это, скорее, новый подход, предусматривающий появление многообразных возможностей для обучения граждан, предоставляемых различными институтами общества. Непрерывное образование это модель эффективного существования в современном мире.
Получать современные знания, можно используя различные формы обучения: очную, очно-заочную, заочную, частично и полностью дистанционную и другие. Выбор формы обучения обусловлен многими факторами: должностью обучаемого, его возрастом, уровнем образования, склонностью к обучению и самообучению.

В условиях становления экономики знаний традиционная система образования, по мнению большинства аналитиков, не способна обеспечить подготовку и переподготовку специалистов и тем более удовлетворить потребности всех желающих учиться. Выход видится в освоении новых образовательных технологий.

Нынешний «информационный век» предъявляет новые требования к институту образования. В современных условиях «знать как» гораздо важнее, чем «знать что».

Сегодня все более полно появляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования. Словосочетание «дистанционное обучение» прочно вошло в мировой образовательный лексикон. В течение последних трех десятилетий дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно изменив облик образования во многих странах мира.

Дистанционное обучение является современной универсальной формой профессионального образования, предоставляющего возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей.

Популярность дистанционных видов обучения вызвана рядом причин: реализацией системы непрерывного образования «через всю жизнь»; стремлением получить образование в учебных заведениях, удаленных от места жительства, включая иностранные государства; возможностью обучения без отрыва от производственного или иного процесса; стремлением минимизировать материальные затраты на получение образования; доступностью независимо от состояния здоровья и социального статуса; необходимостью повышением качества обучения слушателей; способностью удовлетворить как индивидуальные образовательные запросы, так и запросы профессиональных организаций; свободой выбора времени, места и уровня обучения.
При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии. В основе дистанционных курсов заложен принцип активной деятельности слушателей, индивидуализации и дифференцирования обучения, использования новых педагогических технологий.

>При дистанционном обучении студент и преподаватель пространственно отделены друг от друга, но при этом могут находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, способов коммуникации посредством электронной почты и других сервисов Интернета, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий, например таких, как: установочные лекции, собеседования и консультации, групповые семинары, форумы, разбор ситуаций, программированный контроль, психологическое тестирование, курсовое проектирование, мультимедиа, компьютерные деловые игры, практические занятия, лабораторные работы, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы и т. д.
Дистанционное обучение, а также его эффективные сочетания с элементами очного или заочного обучения, постепенно приобретает черты универсальной формы профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Такой вид обучения предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей.

Сегодня нужно иметь в виду, что полученные базовые знания уже не являются тем багажом, которым можно пользоваться всю жизнь: чтобы быть высоким профессионалом, знания придется обновлять всю жизнь. В современном обществе существует необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного пожизненного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки, которые позволят ему быть профессионально мобильным и творчески активным.
Т. о., если говорить о целях дистанционного обучения, то можно выделить несколько групп таких целей: [2, с. 40]

профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
углубленное изучение отдельных тем, разделов программы;
ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках по определенным дисциплинам;
подготовка к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
подготовка по отдельным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
дополнительное образование по интересам.

За последнее десятилетие в мире накоплен значительный опыт реализации проектов и программ дистанционного обучения. По масштабу все проекты в области дистанционного обучения можно разделить на региональные, национальные и локальные. В научной литературе можно встретить такие определения проектов и программ в области дистанционного обучения, как «планетарный», «глобальный», что характеризует степень их распространения в мире [3, с. 73].

Рассматривая дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, следует обратиться к возможным вариантам его организации, принимая во внимания существующие модели, технологии и разновидности дистанционного обучения. Они достаточно разнообразные, что способствуют реализации принципа вариативности.

Каждая из составляющих имеет свои преимущества и недостатки, однако следует иметь в виду, что дистанционное обучение в широком смысле слова означает использование различных моделей, технологий и разновидностей обучения. Ведь эффективность обучения во многом зависит от его качества.

Следует отметить, что, при значительном повышении требований к уровню интеллектуальных и творческих способностей человека; при востребованности трудовых ресурсов, свободно владеющих информационно-коммуникативными технологиями; при исчезновении временных и пространственных барьеров в использовании трудового потенциала; а главное при возрастающем количестве студентов, желающих учиться по дистанционным технологиям, состояние дистанционного образования в Беларуси на сегодняшний день не отвечает требованиям информационного общества, стремящегося интегрироваться в мировое сообщество. Это обусловлено рядом причин: отставанием от развитых стран в применении технологий дистанционного обучения при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов разных областей и уровней; отсутствием телекоммуникационных сетей данных, низким качеством и недостаточной надежностью связи; отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей и обеспечивающей деятельность учебных заведений в направлении внедрения дистанционного образования как равноценной формы обучения наряду с традиционными.

Все эти особенности необходимо учитывать при разработке и внедрении дистанционного обучения в образовательную среду.
Т. о., анализ опыта и результатов внедрения дистанционного обучения свидетельствует о его перспективности стать средством образовательной навигации в системе непрерывного образования (через всю жизнь, пожизненного).

Литература

  1. Кревский, И. Г. Информационно-образовательная среда открытого образования и развитие дистанционного обучения  И. Г. Кревский
  2. Высшее образование сегодня. - 2003. - №8. - С. 14-19
  3. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения  Е. С. Полат Информатика и образование. - 2001- № 5. - С. 37-42.
  4. Тавгень, И. А. Исследование проектов и программ дистанционного обучения  И. А. Тавгень  Веснк Беларускага эканам чнага университета. -2002. - №5. - С. 73-76.
  5. Тавгень, И. А. Система дистанционного обучения в Беларуси: факторы: и перспективы развития  И. А. Тавгень  Белорусский экономический журнал. - 2003. - №2. - С. 25-30

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы