Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА О МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Журавкина И. С.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА О МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Системный анализ глобальных изменений, происходящих в мире в последние десятилетия, с необходимостью должен включать в себя исследования феномена коммуникации. Проблема общения, как отмечает М. Н. Ночев-ник, практически всегда представляла не только познавательный интерес. Обращение к ним являлось насущной потребностью для жизнедеятельности людей во все периоды развития общества.

Любой специалист - особенно представитель профессий типа «человек-человек», приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах по И. М. Юсупову. Именно сегодня, подчеркивает Ю. В. Барышникова, необходимы такие качества, как способность действовать продуктивно и оценивать результаты своей деятельности, активно взаимодействовать с окружающим миром. Становятся востребованными коммуникативные качества, умение вести социальный диалог, возможность обеспечивать социальное партнерство в различных сферах общественной жизни [3; 7].

Динамика изменения современного общества актуализирует необходимость развития коммуникативных умений как важного компонента в профессионально обусловленной структуре личности специалистов среднего и высшего звена, способных в будущем обеспечить гуманизацию производственных отношений на основе сформированных коммуникативных умений и навыков. Коммуникативные умения, базовым элементом которых является культура речи, выступают важнейшим показателем воспитанности личности, ее общей культуры, уровня духовного развития человека. Нетрудно заметить, что такое качество личности как коммуникабельность, становится одним из приоритетных профессиональных качеств [1; 3; 7].
Поэтому актуальным является раскрытие следующих вопросов: в какой мере общение в социальной сфере формирует человека, каковы особенности этого взаимодействия, какие есть перспективы общения в мире природы, в семье, в социальных отношениях? Каким образом происходит и как должен быть организован процесс формирования коммуникативных характеристик, в чем отличие мужской и женской специфики во взаимодействии и коммуникации?

Изучением проблемы развития коммуникативно-речевых способностей, невозможных без личностного контакта, подчеркивая значимость становления у человека психических функций, психических процессов, личности в целом занимались такие ученые как: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломинс-кий, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. А. Люблинская, В. А. Петровский и др. Теоретические положения психологии о речевой природе сознания человека, влиянии общения на развитие психических функций; субъект-субъектном взаимодействии как научной основы формирования личности выдвигали: К. А. Альбуханова-Славинская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, И. А. Зимняя, Г. С. Костюк, В. К. Котырло, С. Е. Кулачковская, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Н. Н. Подъяков, С. Л. Рубинштейн и др.

При исследовании проблемы общения необходимо руководствоваться следующими методологическими положениями: а) деятельностный подход к исследованию общения: деятельность и общение неразрывно связаны, одно невозможно без другого; б) воспитательная функция общения по отношению к группе и индивиду, ведь повышение роли и значения данной позиции связано с конкретизацией идей комплексного подхода и оптимизации воспитания [3, с. 4-5].

Личность - феномен одновременно и индивидуального, и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. Основными условиями и движущей силой развития личности является общение с другими людьми и складывающиеся при этом отношения.
Общение, по мнению Л. Г. Машуковой , имеет большое значение не только как общий фактор развития человека, но и как условие проявления и утверждение в жизни, на социальном поприще каждого отдельного человека. Условия рынка требуют компетентности и деловитости, умения строить контакты и связи с другими людьми.

В психологических исследованиях наблюдается стремление представить взаимодействие либо как один из процессов или компонентов общения (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, Д. Б. Парыгин и др. ), либо как один из видов связи (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Я. Щепански и др. ), либо как явление, тождественное общению или межличностным отношениям (Е. А. Родионова и др. ). На данный момент существует большое количество трактовок общения. По мнению Б. Д Парыгина, общение в широком смысле слова, понимается как взаимодействие, как многогранный процесс, который выступает в одно и тоже время: как информационный процесс и как отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга и как процесс их сопереживания, взаимного понимания. В узком смысле слова, общение, с точки зрения А. А. Леонтьева, - непосредственно наблюдаемая реальность и конкретизация всех общественных отношений, их персонификация, личностная форма Л. П. Буева или внешняя сторона человеческих отношений по А. А. Леонтьеву.

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности, пишет Юсупов И. М. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями индивидов, в которых фиксируются идеи, интересы, чувства, установки, приемы, результаты [7, с. 6]. Как отмечает Амельков А. А., межличностное взаимодействие включает систему общения, деятельности и отношений (компоненты совместной деятельности). Некоторые исследователи отмечают, что процесс взаимодействия включает три компонента. Одни указывают на поведенческую, аффективную и когнитивную составляющие (Я. Л. Коломинский), другие - на праксическую, аффективную и гностическую (А. А. Бодалев), третьи -на регулятивную, аффективную и информационную (Б. Ф. Ломов). Но, прежде всего, это рассмотрение межличностного взаимодействия как процесса на эмоциональном, познавательном и поведенческом уровнях.

Основной парадигмой в исследовании общения выступает, как считают Ломов Б. Ф., Беляева А. В. и др. исследователи, субъект-субъектное взаимодействие. Оно характеризуется тем, что субъектом и объектом по отношению друг к другу здесь выступают люди, отличающиеся активностью, способностью сознательного целенаправленного планирования и организации своего поведения и жизнедеятельности в целом, оказывающие взаимные воздействия, определенным образом воспринимающие и оценивающие друг друга [4, с. 11]. Любой вид деятельности непосредственного взаимодействия людей друг с другом, с точки зрения Бодалева А. А., предполагает опору общающихся на многокомпонентную систему знаний и умений, формирующуюся в течение всей жизни человека. При общении человек актуализирует и функционирует представления и понятия, в которых аккумулированы его знания о моральном и аморальном, прекрасном и безобразном и т. п., т. е. нормы и ценности, характерные для общества, сформировавшего личность этого человек [1, с. 130].

Анализ общения как процесса включает изучение причин его возникновения, последовательной смены этапов, периодов и фаз развития, результатов взаимодействия. Имеются различия в определении результативной стороны общения. К числу ее показателей относят (по Ломову Б. Ф. ):
индивидуально-личностные изменения;
социально-психологический уровень понимания характера взаимоотношений, групповая атмосфера и т. д.;
предметно-практический результат при решении коммуникативных задач [4, с. 12].
В последнее время появлялся ряд исследований, теоретически обосновывающих значение общения в профессиональной деятельности (Арсеньев, Э. В. Безчеревных, Е. Б. Быстрай, В. В. Воронов, Е. Н. Жаркова, Е. И. Исаев, Р. Р. Кондратов, Б. Т Лихачев В. И. Слободчиков и др. ). Какие же качества личности будут наиболее важными в процессе общения?

Одним из важнейших для общения качеством является общительность. Общительность в самом широком смысле - это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как правомерно считает В. А. Канн-Калик, в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке общения и стабильных коммуникативных навыков и умений [7, с. 20].

Необходимо сказать и о таком важном качестве в восприятии, каким является наблюдательность. Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательными по отношению к окружающим нас людям, способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении, заключать об истинном характере изменений в их настроении.
Наша память, обращенная к другим людям, предметам, явлениям, тоже условие нашего успешного общения с ними. Следует отметить, что важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, является мышление. Вданном случае речь идет о способности каждого из нас анализировать поступки человека, видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях. Чтобы хорошо общаться с другими людьми, нужно развивать у себя воображение. Воображение в этом случае проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека, видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами. Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним [6, с. 53].

Умение сохранять установившиеся отношения с партнерами по общению даже вопреки изменениям позиции какого-то его участника относится к числу особых способностей личности - способности к общению.

Способы общения, в которых проявляется исполнительская регуляция поведения субъекта, осуществляемая формирующимися у него понятиями и представлениями об окружающих людях, в процессе деятельности обобщаются, генерализуются. На этой основе формируются коммуникативные способности, являющиеся одним из главных компонентов педагогических и организаторских способностей. Обобщение способов общения ведет к формированию внешней формальной стороны коммуникативных черт характера [3, с. 45].

Интегральными понятиями, отражающими уровень индивидуально-личностного включения в общение, в психологии являются понятия: коммуникативные свойства личности, коммуникативные способности, коммуникативный потенциал и т. д. К числу важных личностных проявлений составляющих структуру ее коммуникативного потенциала, относятся: уровень потребности в общении, его локализованность и интенсивность, коммуникативная активность и инициативность, наличие установки на общение с другими людьми, особенности эмоционального отклика на партнера, собственное самочувствие человека в ситуации общения, степень удовлетворенности общением, «уверенность в общении». Коммуникативный потенциал - стабильное личностное образование, формирующееся в детстве (Ломов Б. Ф., Беляева А. В. и др. ) [4, с. 13].

Многие черты, от которых зависит коммуникативный стиль личности, относительно устойчивы и постоянны (Block, 1981; Кон, 1984), однако многое, заложенное еще в детстве, так и остается основой дальнейшей жизнедеятельности. Например, индивидуальный уровень общительности и преимущественно экстенсивный или интенсивный стиль общения устойчиво сохраняются у детей от 2, 5 до 7, 5 лет. В любом возрасте девочки чаще мальчиков бывают задействованы в «социальных» играх с участием других детей. Девочки задают родителям больше вопросов о социальных отношениях (Johnson, Termal, 1940; Terman, Tyler, 1954) и вследствие этого девочки больше готовы кобще-нию, чем мальчики. Тырнов О. А. выявил, что юноши чаще, чем девушки, используют шаблоны типов взаимодействия. Они в меньшей степени владеют приемами и способами общения. Девушки же более гибки и вариативны в общении [2, с. 177].

Многие личностные свойства, с точки зрения Кона И. С., от которых зависит общение индивида, формируются независимо от воли и желаний и не могут быть поставлены ему лично ни в вину, ни в заслугу, так как являются основой формирования и воспитания их в семье и социуме, так и гендерных особенностей личности. Относительно свойств личности и темперамента сегодня психологи с уверенностью могут сказать, что женщины более общительны (экстравертированы), активны, эмпатичны и заботливы, а мужчины более автономны, настойчивы, авторитарны (Feingold, 1994; Eagly, Karau, Kakhijani, 1995). Большое стремление девочек к общению была обнаружена и у взрослых: отмечается (А. А. Бодалев, 1983; С. М. Петров 1995), что объем общения у мужчин в полтора раза меньше, чем у женщин.

Мужскойстильобщения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным, но в то же время более соревновательным и конфликтным, чем женский. При этом для мужчин содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам. Многие авторы подчеркивают, что женщины во главу угла ставят отношения между людьми (Chodorow, 1989; Miller, 1986; Gilligan, 1990), что проявляется в большей для женщин значимости общения [3]. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью. Женщины свободнее и полнее (в том числе вербально) выражают свои чувства и эмоции, у них раньше возникает потребность делиться с кем-то своими переживаниями, а также способностью к сопереживанию (эмпатии).

Человеку необходимо развивать плодотворные потенциалы общения. Резервы для повышения коммуникативных способностей у нас таковы, отмечает Толстых А. В., что реализация даже малой их толики может дать прекрасный эффект. Каждый способен научиться общаться продуктивно, улучшить свои коммуникативные качества, если правильно определить и оценить, объективно представить свои достоинства и недостатки, посмотреть на себя глазами другого человека, со стороны [5, с. 40]. Высокий уровень коммуникативности, общительности - условие успешной адаптации человека в любой социальной среде, по отношению к разным видам деятельности, его продуктивного взаимодействия с другими людьми.
Безусловно, человека необходимо научить общению, дать ему знания различных значений, в которых выражены различные смыслы взаимоотношений, научить адекватным реакциям на поступки и действия окружающих, помочь ему усвоить принятую в данной социальной среде модель поведения. Ответственность за разумно организованную жизнь, за нормальные взаимоотношения между людьми, за хорошее самочувствие, бодрость и здоровье человека несет, так или иначе, каждый из нас.

Литература

  1. Бодалев, А. А. Формирование понятий одругом человеке как личности А. А. Бодалев. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1970. - 134 с. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины  Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
  2. Кондратьева, С. В. Профессионализм в педагогическом общении: Монография Под ред. С. В. Кондратьевой. - Гродно: ГрГУ, 2003. - 272 с. Познание и общение  Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, М. Коул. - М.: Из-во «Наука», 1988. - 208 с.
  3. Толстых, А. В. Наедине со всеми: о психологии общения А. В. Толстых. -Минск: Полымя, 1990. - 208 с.
  4. Чуфаровский, Ю. В. Психология общения в становлении и формировании личности Ю. В. Чуфаровский. - М.: Изд-во «МЗ-Пресс». - 2002. -232 с.
  5. Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания И. М. Юсупов. - Казань, 1991. - 192 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы