Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ВЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ НА ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Ефременко И. И., ДударевА. Н.
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

ВЛИЯНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ НА ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Подготовка будущего учителя в вузах отстает от запросов быстро меняющейся практики обучения и воспитания школьников в условиях модернизации отечественного образования. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием фундаментальных исследований, вследствие чего большинство проблем, связанных с профессиональной подготовкой учителей, решается не учеными, руководителями и преподавателями вузов.

В качестве цели исследования мы определили: выявить социально-демографическую и психолого-педагогическую характеристики современного студента педагогического вуза и оценить степень влияния содержания и технологий педагогического образования на личностное и профессиональное развитие будущего учителя. Для реализации указанной цели необходимо провести интегрированное исследование с участием педагогов, психологов, социологов и медиков. При этом педагогический компонент является интегрирующим, системообразующим, поскольку изучаются условия и степень влияния процессов профессионального обучения и воспитания на личностный рост будущего учителя, на его познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный и операционально-деятельностный потенциалы.

Обосновывая программу исследовательской деятельности, мы опирались на следующие теоретико-методологические подходы. На этапе вступления в самостоятельную жизнь, в период освоения профессии, в психологии человека происходят существенные изменения. Они затрагивают основные формы и направления психического развития индивида: его сознание, деятельность, личность. Наиболее выраженная динамика изменений в период поздней юности или ранней молодости отмечается в социальной группе студенчества. Знание об их закономерностях составляет научную основу для деятельности по созданию педагогических условий полноценного развития личности и индивидуальности будущего профессионала.
Задача педагогики и психологии высшей школы - определить, а при необходимости и создать соответствующие условия развития личности в студенческом возрасте. Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно. Выявлено, что процесс адаптации к вузу обычно сопровождается:
отрицательными переживаниями, связанными с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и поддержкой;
неподготовленностью к большей самостоятельности в учебе в вузе;
неумением осуществлять самоконтроль поведения и деятельности;
поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
налаживанием быта и самообслуживания и т. п.

В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой и т. п. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, существуют несоответствия ожиданий, представлений о профессии реалиям ее освоения.
Психологи считают, что каждый возраст имеет следующие доминирующие характеристики:
социальная ситуация развития человека;
ведущий вид деятельности;
важнейшие психические новообразования.

В студенческом возрасте социальная ситуация развития студентов педагогического вуза определяется возрастными особенностями и спецификой их профессиональных намерений, изменением статуса личности. Новая социальная роль предоставляет им некоторую свободу как в определении характера учебной деятельности и досуга, так и в выборе сфер и объектов общения. Определяющее влияние на то, как молодой человек распорядится полученной свободой, оказывает новая среда его обитания, особенно если он меняет место жительства.
Новый статус по-другому ставит перед юношами и девушками вопросы организации быта и материального обеспечения своей жизни. Иная среда обитания актуализирует проблему референтности личности. Отсюда зачастую и появление многих пагубных привычек: к курению, алкоголю, наркотикам и др.

В ситуации развития личности психологи выделяют три важнейшие фазы:
адаптацию - присвоение индивидом новых социальных норм и ценностей, формирование типических моделей поведения и деятельности;
индивидуализацию - выявление своих профессионально-личностных склонностей и возможностей, становление позитивной Я-концепции, развитие профессионального самосознания, рефлексии (становление субъектности личности студента);
интеграцию - взаимовлияние индивида и новой общности, преодоление противоречия между утверждением личностью своего «бытия» и стремлением окружающих принять и одобрить только те качества и свойства студента, которые влияют на развитие профессиональной общности, что, в свою очередь, стимулирует личностное развитие будущего учителя [2].
Развитие студента во многом определяется деятельностью, ведущие виды которой задаются конкретной социальной ситуацией [3]. Для студента педагогического вуза - это учебная ситуация, т. е. «организованная система переменных учебного процесса, психологическим ядром которой являются взаимодействия, отношения и общение преподавателя со студентами и студентов друг с другом» [4]. Исходя из этого положения, определяли направления и базы комплексного изучения специфических особенностей сегодняшних студентов, их мотивации, ценностные приоритеты, профессионально-этические позиции, компетентностью характеристики от первого к выпускному курсу.

Полученный материал необходим для развития и коррекции профессионально-личностных качеств будущего учителя, для прогнозирования содержания и технологии профессионального обучения.
Исследование осуществлялось на двух факультетах (физической культуры и спорта; социальной педагогики и психологии) и охватывало студентов I-III и V курсов. Начиная исследование, была выдвинута гипотеза о том, что успехи студентов в учебе, эффективность становления их профессионально-педагогической компетентности связаны с тем, в какой степени учитывается при проектировании образовательного пространства комплекс социально-демографических, биолого-физиологических и психолого-педагогических параметров сегодняшнего студента. Среди множества показателей, определяющих его социальный «портрет», наиболее значимыми были следующие:
место жительства;
роль семьи, ее состав;
тип учебно-воспитательного учреждения, которое закончил будущий студент;
-условия быта;
- состояние здоровья (физического, психического, социального);
- мотивы выбора вуза и предполагаемой профессии; -уровень самооценки, притязаний;
сформированность личностных и профессионально-ценностных ориентаций;
характер внеучебных интересов, их широта и др.

В ходе исследования применялись такие методы, как анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности студентов и т. д. Чтобы выявить степень влияния содержания предметной подготовки на становление профессиональных ценностных ориентации, мы сопоставляли характеристики обучающихся на разных факультетах.
Соотношение юношей и девушек педагогического университета типично для высшего педагогического образования, хотя данное соотношение варьируется в зависимости от факультета: на факультете физической культуры и спорта - 70% юношей, а на факультете социальной педагогики и психологии юношей всего 4%.
Исследование показало, что большая часть юношей, даже имеющих ярко выраженную педагогическую направленность, в силу причин социально-экономического характера не связывает свое будущее с педагогической деятельностью. Это свидетельствует, во-первых, о том, что феминизация учительства, отрицательно влияющая на эффективность и качество образовательного процесса и социализации учащихся, будет продолжаться; во-вторых, что система педагогического образования в настоящее время утрачивает присущую ему ранее четкую профессиональную направленность, готовя просто специалистов с высшим образованием.

Анализируя академическую успеваемость студентов не выявлена связь между типом учебно-воспитательного учреждения, которое закончил абитуриент, и отметками, полученными на экзаменах. Выпускники лицеев, гимназий, профильных классов не были более успешными по итогам первой сессии, чем их однокурсники, окончившие традиционные школы. Не обнаружено прямой зависимости уровня академической успеваемости от физического состояния студентов. В то же время выявлена корреляция индекса здоровья и самочувствия с местом жительства: студенты из сельской местности имеют более высокие соответствующие показатели, чем их однокурсники из городов. Первые характеризуются также более высоким уровнем социального здоровья. Студенты из городских семей более автономны, независимы в своих оценках, в меньшей степени ориентированы на внешний контроль, на мнение окружающих. Они пользуются авторитетом среди своих однокурсников. Данная положительная корреляция прослеживается на различных курсах и факультетах. Самооценка обучающихся зависит от условий их жизни и быта.

Важнейшим параметром, определяющим продвижение студентов в образовательном процессе педагогического университета, является мотивация. Побудительные причины, направляющие обучение студентов, распределились следующим образом:
стремление получить глубокие и прочные знания - 71%; -желание занять достойное место в обществе - 61%;
возможность общаться с людьми (с детьми, с коллегами) - 55%;

стремление получить важную профессию, необходимую в современном обществе (не обязательно педагогическую) - 51%;
научиться самостоятельно пополнять знания - 29%;
заниматься научно-исследовательской работой в области педагогики и психологии - 8%.
Основные мотивы, побуждающие студентов учиться, таковы:
- желание успешно сдать сессию - 73%;
-хорошо подготовиться ктекущим занятиям (семинарам, практическим) -
36%;
- встречаться с друзьями - 31%.

К сожалению, стремление получить знания доминирует лишь у 3% обследованных студентов. Анкетирование и беседы показали, что студенты I-III курсов слабо представляют себе связь полученных знаний с будущей профессиональной деятельностью. Это обстоятельство и обусловливает преобладание внешних мотивов познавательной деятельности: посещение занятий в соответствии с ранее сложившимися интересами, увлеченность учебным предметом, позитивное отношение к преподавателю, потребность в общении и др.
Результаты исследования и анализ публикаций по проблеме показывают, что образовательная ситуация, сложившаяся в современном педагогическом вузе, мало способствует становлению субъектности студентов в учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем недостаточно стимулируется их учебная и научная активность, не учитываются социальная ситуация развития, типичные характеристики возраста (противоречивость ценностных ориента-ций, критичность и неустойчивость самооценки и уровня притязаний, стремление самостоятельно разобраться в различных вопросах и боязнь личной ответственности, инициативность и др. ).
Студенты III-V курсов, одновременно с учебой решают и иные проблемы: они стремятся найти работу по специальности, обзаводятся семьями, определяют личные, гражданские, социальные и политические приоритеты. Все это вместе взятое вступает в противоречие с достаточно регламентированной жизнедеятельностью вуза, что затрудняет развитие профессионально-педагогического самосознания, познавательных процессов, коммуникативной культуры - ведущих видов деятельности и психических новообразований, характерных для студенчества как специфической возрастной и социально-профессиональной группы. Именно этими обстоятельствами можно объяснить падение интереса к учебе у студентов от курса к курсу [1].

Литература

  1. Асмолов, А. Г. идр. Личность как предмет психологического исследования А. Т. Асмолов. - М., 1984.
  2. Медик, В. А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье В. А. Медик, А. М. Осипов. - М., 2003.
  3. >Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека Ю. П. ПОваренков. - М., 2002.
  4. Шиянов, Е. Н. Развитие личности средствами психологической деятельности  Е. Н. Шиянов [и др.] Педагогика. - 2004. - №4. - С. 16-21.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы