p>Ермолович М. М.
Белорусский государственный университет (г. Минск)

 

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Изучение возможностей соблюдения требований профессиональной этики в современных условиях является одной из проблем педагогики. Профессиональная этика, под которой понимается совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом его профессиональной деятельности и конкретной ситуации, наделена рядом особенностей, как общих, так и частных [1, с. 7]. Одна из них касается неравенства сторон в сфере взаимодействия этих сторон. Именно это неравенство ведет за собой создание профессиональной деонтологии, вырабатывающей этические кодексы, нормы и правила поведения специалиста. Термин «деонтология» в науку был введен английским исследователем Иеремией Бентамом в XIX веке, дословно он переводится как «учение о должном». В работе «Деонтология как наука о морали» он подчеркнул важность такой социальной необходимости как профессиональный долг, рассмотрел проблемы соотношения морали и права [3, с. 60]. Профессиональная этика и профессиональная деонтология - понятия пересекающиеся, но не совпадающие, о чем свидетельствуют различные интерпретации в научной литературе разных специальностей. И если «этика как учение о морали» знакома всем студентам и не только, то термин «деонтология» многие слышат впервые, хотя деонтология в прикладном аспекте функционирует во многих профессиональных группах.

Общими аспектами в деонтологии различных специальностей являются нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность, и исходящие из высших моральных ценностей; ситуация общения или профессиональная коммуникативная ситуация, из которой следует два направления, разграничивающие области в профессиональной деонтологии. Первая область - типовая - отвечает за исполнение требований этических профессиональных норм. Вторая, ситуативная, несет на себе личную ответственность за принятие решений в конкретной ситуации. И если первая составляющая касается только осведомленности специалиста в своей области и регламентирующая его поведение, то вторая исходит из ситуации вмешательства в личную жизнь и здесь важно определить границы этого вмешательства.

В настоящее время наряду с медицинской деонтологией, наиболее полно разработанной в науке, существуют и другие профессиональные деонтологии, например инженерная, юридическая, педагогическая. Профессиональная деонтология может пониматься широко, как выполнение профессионального долга согласно нормативно-правовым документам. В наиболее узком смысле профессиональная деонтология - это взаимоотношение людей в конкретном месте в конкретной (частной) ситуации. В данном случае большую роль могут сыграть неформализованные отношения. Традиционно - система действий и постулатов, регламентирующих деятельность человека по отношению к другому. Современно - система знаний о том, что должен знать специалист, чтобы заслужить уважение общества.
При формировании личности следует учитывать деонтологические особенности, которые проявляются во взаимоотношениях между людьми. Как показывает практика, ими являются: сознание человека, оно должно оставаться действием человеческого мозга и постоянно совершенствоваться; потребность человека в общении, никакие механизмы не смогут полностью заменить живое общение; слово, которое является основой взаимоотношения. Одну и туже мысль, фразу можно выразить под разным углом. Немаловажное значение имеют жесты, мимика, интонация; культура речи; личностные качества.

Большую роль в формировании личности играет педагог, поэтому необходимость разработки педагогической деонтологии, как научного направления, исходит через историческую необходимость и социальный заказ. Специфика ее состоит в том, что педагог, участвуя в воспитании человека, готовит его к выполнению своего профессионального долга. И насколько это качество будет заложено в человеческую воспитанность, настолько потребуется разработка других профессиональных деонтологий. А так как педагогическое взаимодействие носит не разовый характер, то и обучающий должен контролировать свое поведение. Новый исторический период требует внесения корректив в развитие всесторонне развитой личности, поэтому от содержания педагогической деятельности требуется то, что не требовалось ранее.
Педагогическая деонтология возникла не на пустом месте. Нормативные требования к профессиональному поведению учителя и воспитателя прослеживаются на протяжении всей педагогической мысли. В трудах древних просветителей определяются требования, которым должен следовать педагог согласно целям образования и воспитания, исходя из конкретной исторической ситуации. Уставы братских школ в XVI-XVII вв. являлись своеобразными кодексами учителей. Представители Просвещения стояли на гуманистических позициях, подчеркивая особую роль нравственного отношения кучащимся. Из числа русских ученых внесших значительный вклад в развитие педагогической этики и деонтологии, можно назвать А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Они руководствовались принципами воспитания, стояли на гуманистических идеях и считали очень важным разумное руководство педагога действиями учащегося. Взгляды К. Д. Ушинского на эффективное профессиональное поведение, в т. ч. нормы поведения педагога и их следствия, заслуживают внимание и в наши дни. Проблемы личности и педагогического поведения рассматривали П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. В настоящее время делаются попытки осмыслить предыдущий опыт и систематизировать взгляд на новое направление педагогической науки. Теоретический анализ литературных источников показал особую остроту этических проблем в рамках педагогической деонтологии, которая занимается изучением нормализованных и неформализованных норм поведения педагога [2, с. 8-9]. Проводимые исследования в данной области указывают на назревший вопрос разработки ориентиров и принципов профессионального поведения педагога. Это ведет к необходимости создания новых исследований в педагогической деонтологии - деонтологической компетентности, где изучались бы этические аспекты и педагогические личностные механизмы, обеспечивающие морально-нравственное функционирование личности специалиста в процессе своей профессиональной деятельности. Реализация процесса формирования деонтологической компетентности студента осуществляется через систему деонтологической подготовки специалистов в структуре профессионального образования.

Актуальность исследований определяется остротой проблемы соблюдения этических профессиональных норм поведения в процессе взаимодействия неравенства сторон. Деонтологические аспекты оказания помощи в рамках предметно-педагогической работы мало разработаны. В тоже время педагоги несут моральную ответственность перед обществом в целом, так как в практической деятельности моральные решения специалиста предоставлены личному выбору. Новые парадигмы образования предъявляют и новые требования не только к выпускникам, но и профессионально-педагогическим знаниям преподавателей. Это предполагает внесение изменений в содержание процесса обучения и воспитания с деонтологических позиций.

Литература

  1. Мишаткина, Т. В. Педагогическая этика  Т. В. Мишаткина Ростов Дону: Феникс, Минск: ТетраСистемс, 2004 - 304 с.
  2. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии  К. М. Левитан. - М.,
    1994- 192 с.
  3. 3. Рыскельдиева, Л. Т. Деонтология вистории философии  Л. Т. Рыскельди-
    ева. - Симферополь, 2004 - 384 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Окажем помощь в получении лицензии фсб.