Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Дусенко З. П., Архипова Е. А.
Белорусский государственный хореографический колледж (г. Минск)

 

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Современное общеобразовательное учреждение - важнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения.

Государственная политика в области воспитания учащихся нашла свое отражение в Концепции непрерывного образования детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Условиями эффективности идеологической работы в учреждении образования являются профессионализм, искренность и высокий уровень управленческих способностей педагогических работников.
Для развития управленческих способностей личности необходимо поэтапное углубление профессиональной компетентности обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности, предоставление возможностей для самореализации личности, развитие стремления к осознанному освоению профессиональным мастерством, отвечающего способностям, интересам обучающихся.

Условиями воспитания управленческих способностей в процессе профессионального становления личности являются:

совершенствование организации культурных форм досуга;
создание условий для творческого развития обучающихся;

максимальное вовлечение обучающихся в различные виды досуговой деятельности с учетом их интересов, способностей и потребностей;
совершенствование материально-технической базы в сфере культурного досуга.
Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:
способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
это только те особенности, которые имеют отношение куспешности выполнения деятельности;
способности несводимы кзнаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

В структуре способностей принято разделять две их основные категории - общие и специальные способности. Первые определяют успешность выполнения не одной (или даже нескольких), а многих видов деятельности. Вторые являются деятельно-специфическими и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности, Способности формируются и развиваются в деятельности на основе задатков. Задатки - это морфологические и функциональные особенности нервной системы, которые выступают в качестве природных - биологически обусловленных, врожденных предпосылок для развития способностей. Задатками для успешных занятий хореографической деятельностью являются пропорциональность фигуры, определенные внешние сценические данные, подъем, выворотность, шаг, музыкальность. Развитие способностей неотделимо от развития личности в целом.

В формировании управленческих способностей будущих специалистов мы исходили из того, что любая управленческая деятельность имеет три основных измерения:
собственно-деятельностное;
кадровое, связанное с управлением людьми, с организацией межличностных взаимодействий;
технологическое, связанное с непосредственно с организацией технологического процесса.
В развитии управленческих способностей молодежи мы исходим из необходимости развития индивидуальности, неповторимости личности. Согласно О. С. Гребенюк и Т. Б. Гребенюк, индивидуальность - это высший уровень развития человека. Становление индивидуальности происходит за достаточно длительный промежуток времени в жизни человека, а учеба в хореографическом колледже проходит на протяжении девяти лет. Очевидна важность этого жизненного периода в развитии индивидуальных способностей личности «Индивидуальность - подчеркивает И. И. Резвицкий, - состоит не столько в том, что каждый индивид неповторим, хотя в этом также заключен момент его индивидуализации, а в том, что каждый человеческий индивид - это отдельный, самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность».

Многие выпускники хореографического колледжа становятся не только артистами, но и педагогами. Следовательно, чтобы в дальнейшем управлять коллективом детей необходимо сформировать соответствующие коммуника-титвные, организаторские, организационно-деятельностные, диагностические способности. Пребывая в колледже, учащиеся в процессе многолетней и нелегкой работы развивают свою самобытность, свои природные задатки. Мы согласны с положением , сформулированным А. Г. Асмоловым: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Следует заметить, что работа по совершенствованию управленческих способностей в колледже не останавливается ни на один промежуток времени. Ориентируясь на задатки и способности личности, важно, по В. А. Сухомлинскому, «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности». Под индивидуальностью, согласно Е. Н. Степанову, понимается интегративное свойство личности, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению.

Развитию и проявлению управленческих способностей молодежи способствуют следующие формы воспитательной работы:
классные часы: «Стань самим собой», «Познай себя» «Сотвори сам себя»;
фестивали творчества;
исполнение классических танцев;
заполнение портфолио «Мир моих увлечений и интересов»;
игры - путешествия в мир своего «Я»;
тренинги саморазвития, личностного роста;
творческая самопрезентация;
смотр-конкурсы «Достижения года»;
гостиные;
-беседы «Терпение и труд все перетрут», «Поэзия и музыка в душе», «Нужно быть в чем-то первым, в чем-то особенным, в чем-то замечательным», «Учимся улыбаться, быть жизнерадостными и веселыми», «Чтобы быть интересным, нужно иметь интересы».
Таким образом, для развития управленческих способностей молодежи необходимо:
развивать задатки и способности растущего человека;
формировать нравственно-этическую направленность молодежи;
развивать творческую активность личности;
развивать личностные качества молодежи: доминантность, уверенность в себе, эмоциональную стабильность, устойчивость к стрессу, креативность, стремления к достижениям, предприимчивость, ответственность, независимость, общительность, трудолюбие, инициативность, энергичность, дисциплинированность, доброжелательность, внешнюю привлекательность.

5) формировать общеорганизационные способности: когнитивные, регу-
лятивные, коммуникационные, мотивационные, волевые.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы