Драбёнок И. Б.
Белорусский государственный университет культуры и искусств (г Минск)

КОММУНИКАЦИЯ В ХОРЕ

Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный феномен. Для выполнения таких социально-значимых функций, как взаимодействие и воздействие, коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик. Коммуникатор должен иметь правильную дикцию, приятный тембр голоса, хорошо владеть фонационными, коммуникативными средствами.

Коммуникативная компетентность оценивается целым рядом когнитивных факторов: знаниями об окружающем мире, социальных ценностях, способностью адекватного восприятия информации и ее адекватной оценке.

На современном этапе в педагогике и психологии существует теоретическая база о сущности и специфике коммуникативной личности (В. А. Кан-Калик,
А. Б. Добрович, Ф. И. Шарков, А. Д. Жарков, В. С. Грехнев и др. ), разработаны разновидности коммуникации.

Однако анализ теоретической и методической литературы по данной теме выявил низкий уровень изученности проблемы в хоровой деятельности. На сегодняшний день за пределами научных исследований остались:
сущность и особенности коммуникативной культуры личности в деятельности хорового коллектива;
условия, формы и методы формирования коммуникативной культуры у учащихся хорового коллектива;
проблема влияния коммуникативной культуры руководителя на формирование активной творческой личности участника хорового коллектива, на его социально-ценностную направленность.

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что в деятельности хорового коллектива проблема развития коммуникативной культуры личности остается неизученной до сих пор.
В дирижерской профессии, подразумевающей целенаправленное воздействие на других людей, на первый план выступает педагогическое общение. Среди определений этого термина, впервые введенного А. А. Леонтьевым немногим более двадцати лет назад, наиболее удачное, на наш взгляд, принадлежит З. С. Смелковой: «Педагогическое общение - это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности»^; 6].

Данная формулировка может быть применима и кдирижерско-хормейстер-ской работе, которая немыслима без постоянного педагогического общения руководителя со всем хором и с каждым певцом в отдельности. От уровня такого общения зависит творческая атмосфера репетиции, подразумевающая взаимопонимание, доброжелательность, интерес, увлеченность, удовлетворение.

Успешное взаимодействие и общение руководителя с участниками хорового коллектива предполагает наличие у педагога следующих качеств и способностей:
интерес кучастникам коллектива и работе с ним, потребность в общении;
способность эмоциональной эмпатии и понимания детей; уважение к каждому члену коллектива;

гибкость и творческое мышление, обеспечивающее умение быстро ориентироваться в меняющихся условиях общения;
умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением, мыслями, чувствами;
способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных переживаний педагога, способных повлиять на членов хорового коллектива в требуемом направлении;
способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приемов воздействия).
запоминать имена. Имя фиксирует личный характер общения, что придает общению непосредственный характер общения;
поддержание положительных эмоций;
избегание критики, поскольку она сопряжена с нанесением ущерба чувству собственного достоинства и значимости человека. Использовать крайне редко, при нарушении норм нравственности;
Уважение к личности участника детского хорового коллектива, сочетание тактичности и требовательности, умение выбрать правильный тон требуется от руководителя, когда он вынужден сделать замечание, указать на ошибку.

В работе с исполнителями, разными по уровню общекультурного развития, особенно необходимо умение поддержать человека, делающего первые шаги в исполнительском искусстве, поправить, не обидев, снять «зажатость», стимулировать творческий процесс[1].
Средствами педагогического общения дирижера с хором являются исполнительский показ, речь, а также неречевые средства общения - облик, жесты, мимика, интонация.
Речь является важнейшим средством получения и передачи информации, средством коммуникации. С ее помощью руководитель разъясняет коллективу свои художественно-эстетические критерии, эмоционально заражает хор своим видением произведения, поощряет и критикует, организует процесс репетиции, поддерживает дисциплину, регулирует рабочую атмосферу.

В ходе работы между певцами и дирижером складывается стиль речевого общения, который определяет действенность коммуникации. Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. В зависимости от возраста участников, их музыкальной грамотности, культурного уровня этот стиль несколько видоизменяется. Однако существуют определенные правила речевого общения, знание которых облегчает путь к достижению контакта с хором. Прежде всего нужно помнить, что психологической природе восприятия соответствует речь ясная, достаточно краткая, образная, эмоциональная. Дирижер должен излагать мысли сжато, точными, убедительными словами. Верно найденный тон общения - половина успеха в деятельности хорового коллектива.

Огромное значение для активизации интереса и развития коммуникативных связей имеет образная речь. Восприятие и воображение исполнителей становится боле острым при использовании педагогом разнообразных аналогий, сравнений, метафор. Умение руководителя быть остроумным, в меру веселым имеет важное значение для установления доброжелательной атмосферы, снятия напряженности.

Важнейшим элементом устной речи является интонация. В зависимости от интонации одно и то же замечание может быть обидным и ласковым, подбадривающим и уничтожающим. Интонация конкретизирует истинный смысл любого высказывания, выявляет отношение говорящего к собеседнику. Интонация выполняет кульминативную функцию, суть которой - выделение в речи наиболее важных слов и словосочетаний. Выразительности и доходчивости речи способствует ее темп, ясность артикуляции, продуманное использование логических и психологических пауз.
В установлении контакта с хором большую роль играют неречевые средства общения - жест, мимика, манера держаться и т. п. Для дирижера поза, жест, движение, мимика являются не только знаками выявления его творческих намерений, но и средствами воздействия на исполнительский коллектив. Подобно актерской профессии мимика в профессиональной деятельности хормейстера выполняет особую функцию - служит тонким инструментом общения. Нередко на хоровой репетиции взгляд дирижера действует гораздо сильнее, чем продолжительная беседа. Поэтому хормейстеру как и актеру, подвижность лица и выразительность жеста нужно воспитывать. Руководитель, хорошо знающий участников хора, видит и прочитывает невербальные знаки, выражающие их эмоциональное состояние, уровень заинтересованности и сосредоточенности, отношение к разучиваемому произведению и к работе дирижера. Рассматривая эмоциональную речь дирижера с точки зрения педагогического общения с исполнителями и установления с ними рабочего контакта, следует отметить, что для певцов наиболее значимыми являются те признаки его облика и поведения, которые говорят о профессиональном мастерстве, заинтересованности, увлеченности, вдохновении, воле, обаянии, такте, искренности, объективности и справедливости, доброжелательности, убежденности в исполнительском замысле и приемах его реализации, педагогических и организаторских навыках, способности отстаивать интересы коллектива.

Эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если руководитель авторитетен, пользуется уважением, доверием, любовью участников хора, он вызывает у них естественную потребность к подражанию (особенно в области его музыкальной и вокально-хоровой компетентности), к стремлению в творчестве и жизни поступать так, как он, что способствует активизации интереса к работе и созданию благоприятной творческой атмосферы. Это требует от хормейстера преданности искусству, устремленности к цели, высокого профессионализма. И главное, дирижер должен подтверждать свою способность влиять на певцов с целью их нравственно-эстетического и профессионального совершенствования. Раскрывая корни такого глубинного воздействия, К. П. Кандра-шин в качестве ведущих называл пластические способности, административный талант, вежливость в обращении, круг интересов, помимо музыки, жертвенность по отношению к искусству, аккуратность в поведении и даже элегантность в одежде. Обо всем этом дирижер должен постоянно помнить. Иначе он не сможет влиять на свой коллектив»[3; 12]. Важнейшим условием создания авторитета любого руководителя является единство слова и дела. Каждый руководитель обязан стремиться к постоянному совершенствованию и развитию, ибо ему вверяют свой талант, свои голоса, свое время живые люди, а это огромная ответственность.
Совместное музыцирование в хоре, прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок - проявит свою фантазию на деле. Дети чувствуют ценность каждого в общем деле.

Управление хоровым коллективом - самое тонкое душевное прикосновение к высоким и сокровенным струнам души человека. Своей деятельностью дирижер вдохновляет, внушает, убеждает в том, что хоровой коллектив существует для «высшей пользы». Это путь движения к физическому, психологическому и нравственному здоровью руководителя и коллектива.
Таким образом, общение с руководителем можно рассматривать как естественный тренинг, в процессе которого у учащихся развиваются определенные коммуникативные умения и навыки. Именно поэтому речевое поведение учителя как руководителя педагогического общения призвано быть эталонным, чтобы вести учащихся к постижению столь трудного искусства общения.

Литература

  1. Жарков, А. Д. Технология культурно - досуговой деятельности  А. Д. Жарков. - М., 1998. - 287 с.
  2. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. выюш. учеб. заведений В. Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
  3. Кандрашин, К. П. Мир дирижера: (Технология вдохновения)  К. П. Канд-рашин.- Л., 1976
    Русецкий, В. Ф. Культура речи учителя. Практикум: учеб. пособие  В. Ф. Русецкий. - Минск: Ун'терс'тэцкае, 1999. - 239 с.
  4. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие  А. П. Са-дохин. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006 - 288 с.
  5. Смелкова, З. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности З. Смелкова. - М., 1999.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы