Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ МЕДИАСРЕДЫ

Демченко И. Н., Быковская Н. И., РавковД. А.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

 

МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ МЕДИАСРЕДЫ

Интенсивное развитие современных информационно-коммуникативных технологий способствует зарождению и становлению универсальной гиперме-диасреды. Представляется очевидным ее определяющее влияние на образовательное медиапространство. Сегодня уже невозможно представить себе учебный процесс без активного использования цифровых технологий обработки информационных потоков различной природы. Мультимедийные образовательные программы становятся обязательным спутником в работе современного педагога. Однако вопросов здесь, пожалуй, больше, чем ответов. Социальные последствия «цифровой революции» являются малоизученной областью и, как следствие, вопросы формирования профессиональной компетенции будущих специалистов приобретают в наши дни особенную актуальность.

Существующие образовательные стандарты характеризуются предметно-ориентированной структурой, внутренняя логика их содержания направлена, прежде всего, на генерацию комплекса предметных знаний. Информационные же преобразования современного общества диктуют, в свою очередь, необходимость формирования межпредметных или ключевых компетенций. Аксиальность, линейная заданность традиционно понимаемой профессиональной компетенции вступает сегодня в противоречие с ретиальным, разнонаправленным характером циркуляции медиаинформации. Приобретение конкретных знаний в той или иной предметной области следует признать нижним иерархическим уровнем процесса формирования профессиональной компетенции. Качественное развитие индивида как самостоятельного субъекта образования, способного адекватно видоизменять формы и способы интеллектуальной деятельности в зависимости от ситуационного контекста, является более высокой ступенью на пути к овладению ключевой компетенцией. Под ключевой компетенцией мы будем понимать совокупность профессиональных навыков и умений метапорядка, обеспечивающих творческую интерпретацию происходящих изменений информационного поля образовательного медиап-ространства. В силу своей новизны термин «ключевая компетенция» не имеет строго очерченных, классических границ. Так, к примеру, по классификации А. В. Хуторского мы имеем дело со следующими видами ключевых компетенций: информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, общекультурная и личностного самосовершенствования [1, с. 112].

Как показывает опыт работы в сфере обучения основам прикладного использования информационных технологий (гуманитарные специальности), понятие информационной компетентности не является исчерпывающим и требует определенной доработки. Развитие навыков оценки, анализа и синтеза современной информации сопряжено с необходимостью формирования критического мышления учебной аудитории, понимания ей внутренней природы поступающих данных. Не в последнюю очередь, это связано с активным вторжением в учебный процесс средств массовой информации. Современное средство обучения оперирует нередко информацией внешкольного (вневузовско-го) содержания. Влияние массовой коммуникации на все сферы жизнедеятельности растет, поистине, в геометрической прогрессии. В этом случае педагогу и учебной аудитории приходится иметь дело с информационными сообщениями, поставляемыми средствами масс-медиа. Это могут быть и стандартные коллекции графических изображений (картинок, иллюстраций, фотографий и т. д. ) и специализированные подборки вспомогательного учебного материала, собранные в электронных сетях. И то и другое подвержено, в большей или меньшей степени, информационному воздействию СМК. Широкое распространение получил разнообразный материал, представленный на образовательных компакт-дисках (всевозможные энциклопедии, тематические сборники и т. д). Это касается и видеофрагментов, создаваемых в различных социальных средах и с разным уровнем профессионализма. Весь этот материал не проходит соответствующей педагогической экспертизы и лишен обязательной в прошлые времена определенной содержательной академичности и апробированности в учебном процессе. В результате, особенную актуальность приобретают вопросы интеграции элементов медиаобразования в традиционные учебные курсы. Формирующаяся в этом случае медиаграмот-ность позволит будущему педагогу творчески и эффективно использовать современный информационный инструментарий в своей профессиональной деятельности.

Информационный показатель в компетентностном смысле является, на наш взгляд, необходимым, но недостаточным фактором развития профессиональной компетенции современного специалиста. Работа в гипермедийной среде подразумевает помимо линейного получения учебной информации определенное выстраивание индивидуальной структуры усвоения знаний, а также задание процедурной последовательности, уровня сложности и временного интервала ее формирования. Индивидуальное представление знаний, основанное на познавательном опыте, является действенным средством совершенствования учебного процесса. Однако здесь есть и слабые места. Вместе с уменьшением инструктивного компонента обучения происходит неизбежная потеря эффективности функционирования отдельных параметров педагогической системы. В первую очередь, это относится к мотивационным моментам познания. Любое техническое средство способно лишь на первых порах обеспечить устойчивое привлечение внимания в силу своей новизны и неожиданной формы информационного представления. Формирование глубинной мотивации к изучению возможно только при длительном интеллектуальном контакте с учителем. Определенной компенсацией, в случае использования средств гипермедиа, является актуализация коммуникативных аспектов познавательной деятельности. Это, прежде всего, личное самовыражение обучаемых и их социальное взаимодействие с коммуникативной образовательной средой. Гипермедийный информационный фрагмент, являющийся сегодня доминантой в образовательном медиапространстве, представляет собой сконфигурированную определенным образом знаковую систему. Декодировка ее лингвистических и визуальных знаков являются, в известной мере, мета-средством познавательной деятельности, задействующим как абстрактно-логическое, так и пространственно-образное виды мышления. Разветвленность путей восприятия гиперсистемы, внутренний нелинейный монтаж и одновременное присутствие разнородных каналов передачи информации предопределяют своеобразный культурологический симбиоз. В одном и том же месте встречаются коды разных культур. Текстовые формы представляют письменный тип, основанный на классической книжной культуре, видеофрагменты репрезентируют экранные коды, а аудиофайлы воплощают кодовую структуру невербальной коммуникации (дописьменная культура). Отсюда вытекают не только дидактические, но и семантические требования к построению учебно-познавательных гипермедиатекстов.

Более емким и адекватным текущим процессам информационно-коммуникативной реальности является, на наш взгляд, понятие медиакомпетентности. По определению А. В. Федорова, медиакомпетентность личности - это «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивацион-ный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный деятельностный, креативный), способствующих использованию, критическому анализу, оценке и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [2, с. 53]. Поиск и усвоение новых профессиональных когниций возможны сегодня при условии сформированности метапознаватель-ных навыков в деятельности специалиста. Информационная компетентность способствует успешному усвоению знаний об учебном предмете, это является программой-минимумом образовательного процесса. Метакогнитивный же подход, сопряженный с понятием медиакомпетентности, обеспечивает качественный рост субъекта образования в роли самостоятельной единицы.

Динамика развития навыков общения с инструментарием информационных технологий основывается, во многом, на взаимодействии субъекта учебной деятельности с медиаданными в каналах прямой и обратной связи. При этом от степени познавательной активности обучаемых зависит формирование и становление индивидуально-творческой медиасреды, отражающей итоговую подготовленность будущего специалиста. Под индивидуальной медиасредой мы будем понимать личностные формы генерации информационно-коммуникативных взаимодействий. Внутреннюю структуру этой среды можно подразделить на ряд автономных компонентов: когнитивный, образный, накопительный, эвристический. Когнитивный компонент свидетельствует о сформированности умений и навыков информационной навигации, способности выстраивать стратегию медиадвижения (работа в локальных сетях и Internet, использование телекоммуникационных технологий). Сформированность когнитивного компонента является индикатором развитости интеллектуального параметра индивидуально-личностной сферы. Накопительный параметр индивидуальной медиасреды относится к эстетической категории и показывает развитость ассоциативной сферы личности, шкалы ее ценностных установок. Он проявляется в тематических подборках материала для создания презентаций, слайд-фильмов, аннотаций и т. д. Образный компонент относится к художественно-творческому сегменту личностной сферы. Эвристический компонент диагностирует интеллектуально-творческие способности и позволяет генерировать образовательную продукцию самых разнообразных видов. Это могут быть выдвигаемые идеи, гипотезы, проведенный эксперимент, созданное текстовое или знаковое произведение.
Одним из метакогнитивных инструментов формирования индивидуально-творческой медиасреды, применяемых нами в лабораторном практикуме, является технология веб-квест. Основные принципы этого метода обучения были разработаны в середине 90-х годов прошлого века. Web Quest является технологией, активно задействующей обучающий потенциал сети Internet. Основу учебных занятий по этой технологии составляет самостоятельная проектно-ис-следовательская деятельность обучаемых. Для организации таких занятий создается образовательный сайт или специализированная страничка на сайте учебного заведения, где излагается тема предстоящей работы, гиперссылки на соответствующие Internet-источники, а также внутривузовские электронные ресурсы. Далее приводится обоснование исследовательского проекта, содержательная сторона практического задания, материал для самоконтроля (справочная информация и программы тестового контроля). Материалы проделанной работы представляются в виде презентации, выполненной с помощью программы "Microsoft PowerPoint", включающей гиперссылки на текстовый отчетный документ и результаты итогового тестирования. Анализ этих материалов помогает в дальнейшем сделать выводы о сформированности тех или иных критериев индивидуальной медиасреды, и в случае необходимости, вернуться к изучению определенных учебных тем (в основном, за счет времени, отводимого на управляемую самостоятельную работу). На практикуемых нами занятиях с использованием технологии Web Quest задействуются, в первую очередь, электронные ресурсы столичной образовательной сети http://insk.edu.by и http://unibel.by. Само проектно-исследовательское задание размещается на домашней странице университетского сайта - http://bspu.unibel.by.

Одной из отличительных характеристик метода Web Quest следует признать эффективное использование канала обратной связи, что представляет особенную ценность в процессах мониторинга образовательного процесса, так как непосредственно связано с качеством обучения. Кроме традиционных способов сбора сведений об успеваемости, здесь открываются дополнительные возможности в виде анализа поступающих запросов по e-mail, а также изучения хода выполнения задания непосредственно в электронной сети. И если выполнение общего объема исследовательских работ допускает совместную деятельность в небольших группах, то итоговый электронный отчет создается индивидуально. В этом случае, почерк выполнения работы, индивидуальные особенности представления информации вполне согласуются с данными, поступающими в ходе классических занятий в компьютерном классе.
Механизм социально-культурного воздействия современных медиатех-нологий отражает процессы формирования и развития метапознавательных навыков, необходимых для успешной профессиональной навигации специалиста педагогического профиля. Методика проведения проектно-исследова-тельских учебных занятий по технологии Web Quest является одним из примеров метакогнитивного инструментария, способствующего формированию ме-диакомпетентности учебной аудитории. Проведение таких работ значительно расширяет сферу творческих проявлений личности обучаемых, способствует эффективной активизации медиакогнитивной деятельности и является действенным стимулятором реализации таких личностных качеств, как инициативность, гибкость мыслительных процессов, критическая автономность в ценностной оценке медиаматериала. Одно из главных мест среди положительных моментов использования технологии Web Quest занимает процесс развития индивидуально-творческой медиасреды обучаемых. На наш взгляд, индивидуальная медиасреда, являющаяся продуктом субъектных взаимодействий в информационно-коммуникативной реальности, является своеобразным индикатором уровня развития метакогнитивных способностей индивида.

Литература

  1. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. А. В. Хуторской. - М., 2002.
  2. Федоров, А. В., Новикова А. А. Интерактивное развитие медиакомпетент-ности в Web Quest и деловой интернет-игре  А. В. Федоров, А. А. Новикова Медиаобразование. - 2006. - N 4. - С. 49-60.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы