Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе развивающееся общество остро нуждается в предприимчивых, нравственных, активных людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом и обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны. Решительные процессы обновления всех сторон жизнедеятельности общества предполагают глубокое познание и всесторонний учет особенностей личности и сознания человека, развитие его инициативы, творческого потенциала, гражданской и политической активности. Поэтому проблема формирования инициативного, деятельного человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью, разносторонне развитой личности является одной из важнейших проблем, на решение которой и направлена государственная политика.

Именно современная система образования, наиболее чутко и своевременно реагирующая на запросы общества и происходящие в нем процессы, должна расширять возможности развития творческой личности специалиста. Поэтому и основную цель такого образования можно определить как способность выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Эффективность профессиональной деятельности выпускника вуза обеспечивается как приобретенными знаниями, навыками, умениями, так и целым рядом личностных качеств. Если молодой специалист не обладает профессионально необходимыми качествами или они у него недостаточно развиты, он встречается с рядом дополнительных трудностей в практической работе, процесс его социально-психологической и профессиональной адаптации замедляется. В связи с этим, запросы общества, предъявляемые к качеству высшего образования, реализуются, по мнению А. П. Околелова, в целях осуществления преобразований системы высшего образования, направленных на индивидуализацию системы многоуровневого обучения [4, с. 45]. В процессе обучения должны поддерживаться в первую очередь индивидуальные способности и воззрения личности.

Выпускник вуза должен не только хорошо знать теоретические основы профессии и профессиональных задач, но и уметь творчески их решать. Творчество, оригинальность в деятельности специалиста в значительной степени являются следствием самобытности, неповторимости его личности, внутренней самостоятельности, целостной яркой индивидуальности, социальной и деловой активности, которые соответствуют интересам ускоренного развития нашего общества в новых социально-экономических условиях [1, с. 205].
Сегодня в системе образования не всегда можно отметить ее целенаправленную ориентацию на личность студента, разнообразие форм, средств и методов индивидуализации обучения. В большинстве случаев учебная программа жестко определена для всех студентов одной специальности. Следует отметить, что учреждения образования за рубежом не придерживаются единой, обязательной программы обучения. Зарубежные педагоги разрабатывают формы индивидуализированной самостоятельной работы в зависимости от способностей подготовки студентов и целей образования, в том числе и при использовании компьютеров; создают индивидуальные программы с выбором форм и методов обучения и особенно в определении темпов прохождения всего курса поддерживается инициатива самих студентов. На основе анализа, представленного в исследовании А. П. Захаровой, можно утверждать, что одним из популярных принципов индивидуализации в зарубежной педагогике является принцип обогащения (пополнение одинаковой для всех программы), подразумевающий 2 типа: горизонтальный (знания расширяются) и вертикальный (знания углубляются) [2, с. 8]. Так студенты могут работать по программе, соответствующей их индивидуальным интересам и профессиональным намерениям. Определяя основные требования для получения степени бакалавра, университет, к примеру, предлагает студенту на выбор большое количество сравнительно небольших курсов из разных областей знаний, в том числе курс по гражданскому обществу, правовому государству, международным нормам по правам человека и т. п., что способствует разностороннему развитию личности студента как грамотного гражданина общества. Вся система обучения направлена на воспитание, прежде всего, полноценного гражданина демократического общества.

В нашей стране, равно как и в России, на сегодняшний день лишь начинает складываться тенденция развития индивидуализации обучения, направленной на решение проблем гуманизации образования, что приводит к перестройке системы/ высшего образования и разработке следующих основных принципов, ориентированных на создание условий для становления личности студента как грамотного специалиста и самостоятельного гражданина демократического общества:

- принцип осознанной перспективы («сделай себя сам»), согласно которому каждый человек имеет возможность активно участвовать в собственном образовании. Знания автоматически станут востребуемыми, а не навязанными жесткими рамками учебного плана, усиливается мотивация обучения и эффективность усвоения знаний;
принцип гибкости системы высшего образования, согласно которому содержание обучения и пути освоения знаний и приобретения профессиональных навыков соответствуют потребностям или уровню притязаний личности. В данном случае оправдывается система многоуровневого высшего образования при осуществлении возможности изменения специализации или получения нескольких специальностей за период обучения в вузе;
принцип динамичности системы высшего образования, связанный со способностью быстро реагировать при подготовке специалистов на изменения в экономике, информационной системе в результате НТП;
принцип индивидуального обучения, реализация которого приводит к возникновению между преподавателем и студентами атмосферы сотворчества, способствующей улучшению качества восприятия информации и выработке профессионального мастерства [4, с. 45-50].
Так как структура системы многоуровневого образования, а также цели ее отдельных звеньев определяются воздействием общественной востребованности в образовании, которые формируются из потребности в квалифицированных специалистах и социальными запросами, индивидуализация и демократизация образования должна проходить через расширение возможностей каждого человека в области реализации его гражданских прав на получение качественного образования.

Необходимо отметить, что в новых условиях проблема гуманизации и гуманитаризации образования также приобретает более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре. Гуманизация - одно из необходимых направлений дальнейшего прогресса современного высшего образования. Сущность гуманизации - формирование высокой нравственности и эстетической культуры молодых специалистов. Практика показывает, что наиболее целесообразных путей гуманизации существует два: включение гуманитарных дисциплин в подготовку инженера и гуманизация инженерного образовании, т. е. обогащение инженерного знания гуманитарной компонентой, а самое главное - внесение такой компоненты в будущую инженерную деятельность [3, с. 20]. Смысл в том, что необходимо гуманизировать деятельность профессионалов, и это не только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах. Студентам предлагают различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает связано с будущей деятельностью инженера. Но это - так называемая внешняя гуманитаризация технического образования. Сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного населения. Как уже отмечалось выше, вуз призван выпустить специалиста с яркой и богатой натурой, которая наилучшим образом смогла бы проявиться в его профессиональной деятельности.

Таким образом, отвечая требованиям времени в области решения проблемы гуманизации образования, построение системы высшего образования на основе индивидуализации обучения может стать фактором становления личности компетентного специалиста и гражданина демократического общества.

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что эффективность формирования личности студента в вузе зависит не только от содержания, методов и форм проводимых учебных занятий, но и от личности преподавателя, руководителя, их взаимоотношений и общения со студентами, деятельности студенческих коллективов, общественных организаций, руководства учебно-воспитательным процессом, морально-психологической атмосферы вуза. В ряду этих факторов воздействие преподавателя на студентов в период их учения имеет решающее значение для достижения целей формирования личности. Прав был
К. Д. Ушинский, когда утверждал, что «...в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [5, с. 63-64].

Для успешного формирования у студентов профессионально важных качеств преподавателю, руководителю необходимо правильно определить особенности каждого из них, постоянно изучать уровень развития, строить свою работу со студентами так, чтобы они поняли важность этих качеств, сделали их совершенствование личной целью, предметом коллективного внимания и оценки. Со стороны совместной деятельности студентов и преподавателей к числу психологических условий успешного формирования личности будущих специалистов следует отнести:

единство взглядов, установок, общую устремленность на полное и высококачественное выполнение задач учебы и всех видов деятельности в вузе;
профессиональную направленность взаимодействия;
положительные взаимоотношения, взаимопонимание и взаимоуважение;
согласованность активности в соответствии с ролью и местом в системе воспитания и обучения в вузе;
коллективизм в деятельности, взаимопомощь и взаимовыручку;
ориентацию на высокую успеваемость [1, с. 211].
Только путем соблюдения всех этих условий можно повлиять на развитие личности студента, на приобретение им профессионально важных качеств.

Следует также отметить, что в формировании личности будущего специалиста огромную роль играет его профессиональная направленность, т. е. личная устремленность на применение своих знаний, опыта, способностей в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области будущей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды. Формировать профессиональную направленность у студентов - это значит укреплять у них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания вуза, удовлетворять основные материальные и духовные потребности, постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж будущей профессии в собственных глазах. Развитие профессиональной направленности приводит к укреплению мотивов, связанных с будущей профессией: стремление хорошо выполнять свои деловые обязанности, показать себя знающим, умелым специалистом, растут притязания успешнее решать сложные учебные вопросы, усиливаются чувство ответственности, желание добиться успеха в работе. Отсутствие же адекватных мотивов учебно-профессиональной деятельности приводит к тому, что полноценное ее осуществление становится невозможным [1, с. 227-228]. Для студента профессиональная направленность оказывается наполненной глубоким личностным смыслом. Поэтому важнейшей задачей вуза является выявление исходной мотивации учебной деятельности и формирование на ее основе профессионально адекватных мотивов. Выбирая профессию, человек как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью. И никакой высокий уровень способностей не может компенсировать низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебно-профессиональной деятельности [6, с. 14]. Важным путем формирования профессиональной направленности является также активизация профессионального самообразования и самовоспитания, которые наиболее заметно проявляются на старших курсах. Этому способствует курс «Введение в специальность», который с первых дней учебы раскрывает суть будущей профессии, учит, как лучше освоить программу института. В курсе преподаватели квалифицированно и убедительно говорят о будущей практической работе, начинают психологическую подготовку студентов косвое-нию профессиональных знаний, навыков, умений, вырабатывают установки на активное самообразование и самовоспитание. Большую роль в профессиональной направленности студентов играет их участие в научной работе. Обязательным условием подготовки специалистов высокого класса становится участие учащихся вузов в студенческих научных обществах, конференциях, выполнение ими дипломных проектов, прямых заказов общества [1, с. 239-240].

Очень важно заботиться о положительном эмоциональном отношении студентов кучебе, общественной работе, показывать значимость этих видов деятельности, обеспечивать успех их выполнения, создавать в коллективах атмосферу дружелюбия, доброжелательности, условия для самоутверждения, завоевания авторитета каждым студентом. Пример преподавателей, их отношение к профессии также являются факторами формирования профессиональной направленности у студентов, которая предполагает расширение и углубление их осведомленности о своей будущей специальности, усиление профессиональных мотивов, практическое выполнение профессиональных задач.
Таким образом, формирование личности специалиста в системе современного образования зависит от индивидуально-психологических, возрастных и социально-психологических особенностей каждого студента, учета содержания и структуры профессионально важных качеств и свойств, оптимального соотношения всесторонней (гуманизация обучения) и профессиональной подготовки, целеустремленности во взаимодействии и общении преподавателей, руководителей и студентов. Важным условием успешного формирования личности студента является педагогическое мастерство преподавателей, их умение придавать гуманно-профессиональную направленность преподаванию, творчески использовать воспитательные возможности своих предметов, а также их способность создавать мотивацию учебно-трудовой деятельности и формировать на ее основе профессиональную направленность личности компетентного специалиста.

Литература

  1. Дьяченко, М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы:: учеб. пособие  М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск: Тесей, 2003. - 352 с.
  2. Захарова, А. П. Становление и развитие системы: подготовки научно- педагогических кадров высшей квалификации в США: Автореф А. П. Захарова. - М.: МГУ, 1995.
  3. Несколько мнений о гуманизации (по материалам дискуссии)  Вестн. высш. шк. - 1990. - №2.
  4. Околелов, О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы, тенденции развития  О. П. Околелов Высшее образование вРоссии. - 1994. - №2.
  5. Ушинский, К. Д. Собр. Сочинений: В11 т. К. Д. Ушинский. - М., Л., 1948. -Т.2.
  6. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека В. Д. Шадриков. - М., 1996.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

ГОСТ закачать бесплатно из базы тройники тройник проходной ГОСТ 16058-70.