Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Вераксо Е. Г.
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова

 

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Воспитание чувства патриотизма объективно обусловлено потребностями гражданского общества. Каждое государство с момента своего возникновения ставило перед собой задачу патриотического и гражданского воспитания молодежи как главнейшее условие своего существования в будущих поколениях.

В современных условиях становления Республики Беларусь, когда происходит формирование реальной независимости государства, руководством страны в числе прочих решаются следующие задачи: формулируется белорусская национальная идея, как средство консолидации нации; правительством обеспечивается идеологическая, экономическая, демографическая безопасность государства. В этой связи важнейшей задачей теоретической и практической педагогики является формирование духовности, гражданственности и патриотизма у молодого поколения. Преподаватель-предметник, работающий со студентами ежедневно, имеет достаточные возможности в воспитании студентов. В своем исследовании мы остановились на формировании духовных, морально-нравственных качеств, гражданско-патриотического сознания, т. е. всех качеств, предусмотренных Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ и Концеп-цей патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь [1, 2].

Преподавателями кафедры иностранного языка УО «МГУ им. А. А. Кулешова» на базе учебной программы «Иностранный язык для высших учебных заведений неязыковых специальностей» (1995), разработана программа для изучения иностранного языка на непрофильных факультетах.

Предложенный в ней материал рассчитан на 2 года обучения, примерно 250 академических часов (исключением является экономический факультет, где язык изучается более углубленно) [3].

Будучи одним из разработчиков данной программы, мы выделили те лексические темы, которые, на наш взгляд, являются актуальными при формировании гражданско-патриотических чувств у студентов.

Так, работа на занятиях, согласно программам, ведётся по следующим направлениям:
воспитание любви, сочувствия, отзывчивости, заботливого отношения к близким людям (лексические темы Моя Семья (My Family), Человек и Общество (A Man and Society));
Воспитание физической культуры и здорового образа жизни (подтема «Спорт»); посещение музеев и театров - формирование культурно-исторического и героико-исторического компонентов воспитания - Мое свободное время (My Leisure Time);
воспитание любви, бережного отношения к нашей стране, окружающей природе, растительному и животному миру - (лексические темы Наша Страна (Our Country), Экологические Проблемы (Ecological Problems));

формирование устойчивого интереса к родному городу, культурно-историческим достопримечательностям родного края - (лексическая тема Мой Город (My Town));
обучение студента умению разбираться в материале, предлагаемом СМИ, формирование гражданских позиций студента, привития ему духовных ценностей и воспитание патриотического сознания (тема Средства Массовой Информации (Mass Media));
воспитание неприятия терроризма, пиратства, воровства, насилия, убийства. Изучение проблем современного общества: бедности, болезней, безработицы (Проблемы Современного Общества (The Problems of Modern Society));

изучение истории, обычаев и традиций Великобритании и США, воспитание уважения к культуре данных стран, развитие культуры межнациональных отношений, недопущение перерастания патриотизма в национализм (англоговорящие страны: Великобритания (Great Britain) и США (The USA)).

Таким образом, воспитание патриотизма может и должно вестись не только воспитательными отделами вузов, которые, безусловно, являются ведущими в формировании патриотических чувств, но и в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе и иностранного языка.

К сожалению, при преподавании иностранного языка как непрофильного предмета, сейчас отсутствует деление студентов на подгруппы по уровню знаний. В одной группе находятся студенты, хорошо знающие язык и студенты, едва говорящие на нем, поэтому преподавателю в своей работе приходится ориентироваться на «среднего» студента, что приводит с одной стороны к возникновению языкового барьера у слабых студентов, и с другой стороны - к ослаблению мотивации и интереса у сильных.

Чтобы решить эту проблему, в своей практике мы используем материал аудиторных и внеаудиторных занятий для формирования гражданско-патри-отического сознания студентов. Во время внеаудиторного изучения английского языка мы предлагаем творческие задания: создание проектов, кроссвордов, разыгрывание сценок, написание рефератов с использованием дополнительной литературы. Данные задания несут не только образовательную, но и воспитательную функцию. В результате опроса студентов мы выяснили, что большинство респондентов (62, 4 %) предпочитают новые, свободные от формализма и заданности формы учебы. Наибольшей популярностью пользуется свободная дискуссия по теме, отвечающая стремлению молодежи к самовыражению, и творческое изучение темы в сочетании с эмоциональным воздействием экспозиции музеев, местности и т. д., т. е. студенты проявили интерес к изучению тем внеаудиторно. Данная форма занятий была использована нами при изучении темы «Мой родной город» («My Native Town»). В апреле 2003 года был проведен конкурс газет по теме «Могилев глазами студентов». Хотелось бы отметить творческий подход к выполнению задания - студенты нашли интересный материал о достопримечательностях своей маленькой родины и красочно его оформили. Также в своей работе мы используем краеведческий материал. В марте 2005года студентам было предложено проведение занятия на тему «Гости и хозяева города». Занятие было проведено в залах областного краеведческого музея Могилева. Во время занятия студенты разделились на две подгруппы. Одна из них представляла зарубежную делегацию, вторая -экскурсоводов, знакомящая «гостей» с достопримечательностями города. Помимо ознакомления студентов при самоподготовке к занятиям со знаменательными фактами истории родного края, само присутствие вещей, предметов быта предков способствовало пробуждению интереса к истории Беларуси и гордости за нее. «Гости», моделируя поведение иностранных туристов, также по-новому посмотрели на свою Родину. Несомненно, такое занятие позволило студентам сделать вывод об уровне развития своего государства, как в исторический, так и в современный период, усилило чувство гордости за Беларусь, ее народ и поспособствовало воспитанию студентов, как сознательных и эрудированных патриотов.

Как видно, подобранные темы затрагивают все компоненты Концепции патриотического воспитания молодежи в РБ, а также расширяют познания студентов в области организации современного образовательного и воспитательного процесса не только в РБ, но и в ведущих англоязычных странах (Великобритании и США).

Литература

  1. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ Настаунцкая газета. - 2000. - 22 лютага.
  2. Концепция патриотического воспитания молодёжи в РБ.  Праблемы: вы-хавання. - 2003. - №4. - с. 113-119.
  3. Учебная программа «Иностранный язык для высших учебных заведений неязыковых специальностей». Мн. -2001.

    Климова О. А., Воронец Н. М.

  4. Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы