Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАННИИ ВУЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ)

Богомаз С. Л.
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАННИИ ВУЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ)

Информационные технологии (ИТ), как это становится очевидным, выступают уже не столько инструментами, дополняющими систему образования и функционирование научно-образовательного знания, но императивом установления нового порядка знания и его инстуциональных структур. Выделяют несколько ключевых эпистемологических трендов, являющихся частью теории виртуального пространства и виртуальной коммуникации, которая дестабилизирует распределение статусов и социальную структура в целом:
Образовательное развитие представляет собой переход от порядка факта к актуальности порядка, которая зиждется на фикциях и действенном присутствии вещей отсутствующих.
Индустриализация коммуникации освобождает производство и передачу текста от «места» как специфической формы организации социального пространства.

Появляется специфическая мыслительная позиция, которую можно было бы вслед за А. Вебером и К. Манхеймом назвать позицией «свободно парящего интеллектуала».
Для реализации указанных постулатов нужно уделить серьезное внимание психологическому, познавательному, социальному и личностному аспектам с учетом достижений технологии. Одним из вариантов развития и конкретизации высокотехнологической образовательной среды является экоантропо-центрический подход, выдвигающий на первый план идею гармонизации взаимодействия современного человека со своим природным, рукотворным, социальным и психоантропологическим окружением. В реализации этого подхода для создания высокотехнологичных образовательных средств в области психологии, следует выделять серию принципов:

- принцип управляемости подразумевает четкую организацию, технологичность и подконтрольность процесса создания высокотехнологической образовательной среды;
принцип реалистичности обеспечивает на уровне методологии процессы регуляции способов взаимодействия человека с образовательной средой в сфере автономности личностного развития, самоконтроля и самореализации;
принцип открытости определяет взаимодействие человека со средой в связи с его зависимостью от индивида и обустройства межличностных отношений;
принцип культуросообразности предполагает насыщенность высокотехнологической образовательной среды культурным содержанием, которое в прямом или опосредованном виде отражается в каждом из способов его комплектования;
принцип мультикультурности трактуется нами двояко: как возможность технической экспозиции многообразных образцов функциональной культуры, повседневности в ее когнитивных проявлениях и как корреляция субкультурных контекстов и возможность опоры на эмпирический социокультурный опыт;
принцип продуктивности предопределяет направленность средств учебной техники в составе образовательной среды на использование современных психолого-педагогических и компьютерных технологий, обеспечивающих конструирование субъектами педагогического процесса материальных артефактов, культурной реальности, личности, поступка, социума.
Два дополнительных принципа, конституирующих практику создания высокотехнологической образовательной среды: принцип модельности и динамичности определяет целесообразность оформления технико-технологических компонентов образовательной среды (ведущих ее составляющих) в соответствии с познавательными эталонами и культурными стереотипами, сложившимися в естественном социокультурном сообществе. Принцип представленности времени постулирует необходимость создания условий для духовного освоения четвертого (временного) измерения жизни.

По нашему мнению существуют четыре принципиальных основания для внедрения информационных технологий в образование: социальное, профессиональное, педагогическое и каталитическое. Социальное основание заключается в признании роли, которую технологии играют сегодня в обществе, необходимости для образования отражать интересы общества и потребности демистифицировать технологии для студентов. Профессиональное основание состоит в необходимости подготовки студентов к таким типам профессиональной деятельности, которые требуют навыков использования технологий. Педагогическое основание состоит в том, что технологии сопровождают процесс обучения, представляя более широкие возможности коммуникации и более качественные материалы, что усиливает преподавание традиционных предметов. Наконец, технологии могут производить каталитический эффект не только на образование, но и на общество в целом, совершенствуя исполнение, преподавание, администрирование, управление, повышая эффективность, оказывая позитивное влияние на образование и изменяя властные отношения между преподавателями и студентами.

Опыт УО «ВГУ им. П. М. Машерова» показывает следующие выгоды от внедрения ИТ в высшее педагогическое образование:

усиление общей студенческой мотивации;
повышение качества учебного опыта и переход от пассивного кактив-ному обучению;
изменение институциональной культуры, особенно в отношении способности пользоваться технологиями;
усиление способности переносить навыки;
повышение качества преподавания психологии;
более гибкий доступ студентов к учебным материалам.
Несмотря на выгоды от внедрения ИТ в высшем педагогическом образовании, их использование связано с рядом трудностей:

1.Психологические барьеры: недоверие, недостаточная конфиденциальность, боязнь технологий, страх исчезновение некоторых видов работы, культурные традиции, личные привычки, недостаточный уровень знаний.

2.Отсутствиенавыков: нехватка времени на подготовку, слабая компьютерная грамотность среди преподавателей, отсутствие стимулов или мотивации для применения ИТ.

3.Организация и структура: конфликт организационных иерархий, ограниченность времени на знакомство с ИТ, отсутствие открытости в управленческом мышлении (ППС).

4.Культура: различные установки по отношению к«прогрессу», групповой работе.

5.Язы/к руководства для пользователей и онлайновая справка часто доступны только на английском языке и при этом еще и написаны на очень специфическом жаргоне.

6.Законодательные аспекты: защита авторских прав, безопасность, индивидуальные права.

7. Затраты: инвестиционные затраты, необходимость постоянного обновления оборудования, непредсказуемость затрат на оборудование, программное обеспечение, ограниченность внешнего финансирования.

8.Рыночные проблемы: недостаток информации о рынке ИТ, неясность возможных выгод, восприятие услуг как технически, а не содержательно обусловливаемых.

9.Тарифы, объемы передачи знаний, стандарты, услуги: чем длительнее периоды связи, тем выше тарифы на онлайновый доступ, необходимость широкополостного способа передачи данных, потребность в расширенных сетевых услугах, адекватность информации потребностям пользователей, необходимость открытых систем и интероперабельности, боязнь нестандартизиро-ванныхсистем.

Время и усилия: беспокойство о том, что ИТ могут иметь слишком малую ценность для времени, инвестируемого в обучение, и правильного его использования, а также будут слишком оторваны от того, чем должен заниматься студент.

Традиционное мышление, слабый энтузиазм: университеты рассматривают рост в терминах физических размеров (корпуса, библиотеки и т. д. ), а не развития ИТ, рост рассматривается как угроза традиционным типам работы.

В связи с обозначенными проблемами нами выдвинут ряд рекомендаций для любого вуза, желающего включать ИТ в процессы своей деятельности. Эти рекомендации заключаются в следующем:

- формулировать в каждом университете политику открытого обучения, включая определение целей, стратегий, бюджета и временных затрат;
-утверждать план подготовки и интеграции персонала, нацеленный на достижение эффективности осуществления новых моделей обучения, основанных на передовых коммуникационных технологиях;
использовать ресурсные центры (в УО «ВГУ им. П. М. Машерова» - Центр информационных технологий) для поддержки производства, распространения и исследования новой методологии и нового базирующегося на технологиях учебного материала;
стимулировать участие нетехнологических факультетов (факультета социальной педагогики и психологии, педагогического факультета и др. ) в новом базирующемся на передовых коммуникационных технологиях учебном процессе;
оказывать усиленную поддержку внедрению курсов дистанционного обучения либо автномно, либо как часть базовых курсов;
оказывать усиленную поддержку электронной публикации в Интернете лекционных материалов, обсуждений проблем, лабораторных руководств и других документов, связанных с каждым предметом;
предоставлять всем студентам полный индивидуальный доступ к электронной почте;
стимулировать электронную публикацию студенческих работ и проектов в Интернете.
В целом нами выделяются следующие основные направления, в рамках которых применение ИТ в высшем педагогическом образовании играет центральную роль.

Учебный процесс. Это главная область использования ИТ. В рамках ее ключевыми проблемами являются обеспечение сетевого неограниченного доступа кучебным материалам по психологии, электронное копирование и рассылка документов, доступ к базам данных, электронные публикации, цифровые библиотеки, распространение информации на CD-ROM, интерактивное взаимодействие через скоростные локальные сети, передача голосовой и визуальной информации и многие другие.

>Научные исследования. Коммуникация с коллегами и исследователями по всему миру: электронная почта, Интернет-конференции, форумы, свободный доступ к научной информации - вот лишь небольшое количество технологических решений, которые позволяют значительно повысить уровень исследовательской работы в университете. Распространение коммуникационных технологий ведет к тому, что сегодня вполне реально существование научных сообществ, включающих ученых из многих стран, объединенные усилия которых дают качественно новые результаты.

Профессиональная практика развития и поддержки инноваций означает, помимо прочего, понимание того, как управлять ИТ, работать в мультидисцип-линарной команде, интегрировать знания в целостный студенческий опыт обучения в рамках курса психологии.
Оценка должна быть частью всех ступеней развития и использования ИТ Эта оценка должна основываться на строгих моделях. Она должна помогать ученым и практикам в осознании того, что уже известно об эффективной оценке инноваций, осмысленном выборе методов оценки с целью сбора реальных данных на различных ступенях, критическом анализе и синтезировании собранных ими данных; использовании результатов оценки для обоснования текущих инновационных изменений и сообщении об инновации и ее эффективности академическому сообществу и обществу в целом.

Для оценки инновационных проектов в области ИТ нами в вузе используются следующие методы:
сравнение учебной деятельности студентов, участвующих в реализации ИТ, и не участвующих в ней;
сравнительное исследование контрольной и экспериментальной групп, а также до- и после-тесты;
сравнение способов решения экзаменационных задач студентами со способами решения таких же задач студентами других университетов;
до- и после-тесты в сочетании с интервью со студентами;
анализ студенческих ответов на экзаменах и учебной деятельности в целом;
оценка содержания и эффективности обучения;
опросник по поводу отношения студентов к ИТ, а также их реакции на них;
опросники по поводу восприятия студентами результатов обучения;
интервью со студентами об изменениях в их концепциях;
фокус-группы;
экспертный анализ;
наблюдение за участием студентов в реализации.

Принятие ИТ-поддерживаемого подхода к преподаванию психологии и обучению студентов требует рассмотрения следующих ключевых затрат: на разработку психологических курсов; эксплуатацию оборудования; инфраструктурные затраты; обслуживание (оборудование, программное обеспечение и другие материалы); затраты на поддержку пользователей (техническая поддержка, обучение и т. д. ); затраты на адаптацию (включая затраты на дислокацию); затраты на безопасность ресурсных центров ИТ; затраты на замену (аппаратуры и инфраструктуры); институциональные накладные расходы (помещения, отопление, освещение, административная поддержка и т. д. ); другие затраты.

Информационные технологии на сегодняшний день становятся одним из основных приоритетов в планировании развития высшего образования, вообще и педагогического в частности. Именно включенность ИТ в учебный процесс оказывается для студентов тем привлекательным моментом, на основании которого они выбирают, в какой вуз пойти. Кроме того, ИТ важны не только для успешной конкуренции различных вузов на рынке высшего педагогического образования, но и для успешного функционирования самих вузов. Без использования ИТ сегодня становится невозможным эффективно управлять образовательным процессом. В течение не одного десятка лет обсуждалась связь информационных технологий и высшего образования, но лишь сегодня понимается, что технологии вызывают перспективные изменения, которые настолько значительны и всепроникающи, что становится невозможным или нежелательным для вузов отрывать свои стратегические планы, цели и направления деятельности от инициатив, ресурсов и управления в области ИТ.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы