Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ В СОЦИУМЕ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

БадытчикЛ. В.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К РАБОТЕ В СОЦИУМЕ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Педагогические теории коррекционной помощи ребёнку с нарушением слуха предполагают целостную систему оказания такому ребёнку всесторонней помощи. В рамках такого подхода не только формирование устной словесной речи получило новый импульс и новое значение, но и жестовый язык легализовался как средство обучения.

Направление коррекционной работы, основанное на использовании жестовой речи, как наиболее доступного и понятного средства общения, содействует духовно-интеллектуальному и речевому развитию ребенка с нарушением слуха.

В связи с новым подходом к воспитанию и образованию детей с деприва-цией слуха (в технологии тотальной коммуникации) возрастают требования к -будущему учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог новой формации, работающий с детьми, имеющими нарушения слуха, должен владеть не только современными технологиями преподавания, прогнозируемым мышлением, уметь делать выбор научной и специальной информации, уметь творчески работать со всеми его участниками, но и в совершенстве владеть жестовой речью.

Важную роль в профессиональном становлении будущего учителя-дефек-толога играют включенные в учебный план факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета таких дисциплин как «Дактилология и жестовая речь», «Жестовая речь», «Жестовая речь с методикой преподавания».

Цель базового курса «Дактилология и жестовая речь» - научить студентов трансформировать устно-письменную (звуко-буквенную) систему в «видимую речь» - дактильную. И, наоборот, декодировать (переводить) дактильные слова, фразы в звуко-буквенный вариант речи. Сформировать у студентов элементарные речевые (жестовые) способы общения, необходимый лексический минимум (900 жестов) для выражения коммуникативных потребностей.
Начиная с первого курса все студенты-дефектологи получают базовые знания о дактильной и жестовой речи, формируют представления о специфике передачи информации, её многозначности, вариативности.

Различные подходы к обучению дактильной речи основываются на анализе структуры русского дактильного алфавита согласно методике, предложенной А. Г. Геранкиной. При изучении дактильного алфавита первоочередным и обязательным условием является соблюдение техники и правил показа дактилем. В дальнейшем заучивание происходит самостоятельно в студенческих социумах, где есть возможность воспроизводить полученные сведения и исправлять друг друга в случае некорректной демонстрации дактильных слов.

Далее студентам рекомендуется заучивать наизусть стихи, детские песни, любимые литературные произведения, которые затем дактилируются в аудитории. Таким образом, на начальном этапе усваивается дактильный алфавит, которым студенты впоследствии пользуются в учебно-воспитательном процессе с детьми, имеющими нарушения слуха.
После усвоения дактильного алфавита студенты получают знания по жестовой речи. Обучение жестовой речи подразделяется на три этапа.

На I этапе практических занятий жесты демонстрируются и классифицируются по видам и записываются с помощью транскрипционной системы У. Стоку.
На II этапе - жест воспроизводится и запоминается.

На III этапе - жест демонстрируется, узнаётся и используется при общении.
При переводе учебных текстов на жестовый язык, поясняется тот или иной выбор жеста, обязательно учитываются правила перевода слов-омонимов, фразеологических оборотов или идиоматических выражений. Студентам предлагаются варианты декодирования, из которых выбирается наиболее точный и близкий по смыслу жест.

Постоянно ведётся контроль за техникой исполнения, так как небрежная демонстрация может исказить смысловую нагрузку жеста.

Для активизации учебной деятельности студентов придаётся большое значение занимательности и творческому подходу к выполнению практических заданий: от того, насколько студенты усвоят и запомнят программный материал, зависит уровень их профессиональной подготовки и даст действительный результат лишь тогда, когда студент сам будет участником процесса своего обучения. Поэтому на всех занятиях при усвоении новых жестов (даже при малом словарном запасе жестов) студентам предлагается составлять дома свои мини-рассказы по теме, а с накоплением жестового словаря эти творческие работы приобретают уже форму литературных произведений, которые потом демонстрируются и корректируются самими студентами. Преподавателю отводится роль наблюдателя и координатора процесса обучения.

На занятиях по жестовой речи обязательно учитываются выразительность, чёткость, грамотность, эмоциональность словесной и жестовой речи, артистизм и умение публично говорить. На продвинутом уровне обучения является курс «Жестовая речь». Цель курса - достижение определённой лингвистической грамотности (формирование знаний и специфики жестового словаря).

На этом этапе студентам предлагается жестовый словарь по различным сферам окружающего нас мира и охватывает более широкий круг знаний и эрудиции. Поэтому студенту важно привить потребность в непрерывном образовании, в развитии общей культуры, обеспечивая гуманитарную грамотность, формируя свои духовные и нравственные качества будущего педагога. Воспитательный процесс - неотъемлемая часть образовательного, поэтому по каждой теме подбираются задания из произведений классиков литературы, в которых говорится о любви к Родине, взаимоотношениях между людьми, любви к человеку, природе, о красоте мира. На этом уровне студенты овладевают жестовой речью для свободной коммуникации с неслышащими детьми.

Изучение жестовой речи требует систематической самостоятельной работы дома. Выполняя домашнее задание, студенты подбирают отрывки из художественных произведений классической и современной литературы, готовят сообщения по темам, отрабатывают технику и навыки спонтанного общения.

Студентам также рекомендуется просматривать программы телепередач «Новости дня» с сурдопереводом и последующим его анализом и предложениями других вариантов исполнения, самостоятельно делать перевод теле- и радиосообщений. На основе подражания «речи» педагога или же видеозаписи передачи с сурдопереводом, студентами самостоятельно закрепляется осваиваемый материал. В целях совершенствования навыков общения организовываются встречи и беседы студентов с учащимися спецшкол, посещение ими культурных мероприятий в рДк Белорусского общества глухих, концертов художественной самодеятельности с участием неслышащих артистов, смотров-конкурсов детских коллективов школ для детей с нарушением слуха, учебно-производственного предприятия Белорусского общества глухих.

Приобретая необходимые навыки жестового перевода, будущие педагоги пробуют себя в качестве самодеятельных артистов, исполнителей песен и стихов на жестовой основе. Здесь очень часто возникают споры по лучшей интерпретации произведения, поэтому каждый жест тщательно анализируется и подбирается наиболее удачный.

Самым сложным в обучении предмету является курс «Жестовая речь с методикой преподавания», целью которого является знакомство с методикой и ролью занятий, планированием и проведением, наблюдением и анализом занятий по развитию жестовой речи. Иногда студенты испытывают определенные трудности в проведении моделируемых занятий (сначала аудиторных, затем на практике в школе для детей с нарушением слуха), т. к. помимо ведения занятия нужно учитывать необходимый подбор жестов к новым словам и уметь декодировать жестовую речь школьников.

Обязательным этапом в подготовке будущего сурдопедагога является и его умение организовать школьный праздник. Для этого в ходе практики по жестовой речи в плане заложено проведение «Праздника понимания», где студенты проявляют все свои организаторские, режиссёрские и актёрские способности.

Успешность продвижения студентов в обучении постоянно контролируется преподавателем, оценивающим уровень приобретаемых знаний, умений и навыков в ходе проведения практических культурно-воспитательных мероприятий, в социумах людей, имеющих нарушения слуха.

Разработанные технологии обучения студентов постоянно совершенствуются, что способствует эффективному усвоению жестового языка, развитию творческих способностей будущих сурдопедагогов.
В перспективе предусматривается выпуск компьютерного диска с информацией для самостоятельного контроля и усовершенствования студентами знаний жестового языка.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы