Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Архипова Е. А.
Республиканский институт высшей школы (г Минск)

 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Управление качеством подготовки специалистов высшей школы является одним из приоритетных направлений в системе повышения квалификации. Решение данной задачи возможно несколькими путями: разработка и внедрение современных технологий обучения, включение в учебный процесс новых тренинговых технологий, практических разработок в психологии, педагогике и лингвистике. По мнению Л. С. Выготского, в будущем всякий учитель должен строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии.

В последние годы на первое место выходит методология, избранная для анализа субъективного мира человека, а именно методология историзма, которая предполагает движение научной мысли в логике «от высшего (развитого, сложного) к низшему (неразвитому, простому) (В. Т. Кудрявцев).

Факультеты повышения квалификации призваны проектировать процессы психического и личностного развития преподавателей вузов с тем, чтобы они смогли обеспечить профессиональный и личностный рост студентов, их вхождение в новую социокультурную среду, которая может быть узкой (например, близких друзей, родственников) или широкой (профессиональная группа). Э. Фромм отмечал, что демократия создает экономические, культурные, политические условия, необходимые для полноценного развития индивида как личности. В современных условиях каждый преподаватель имеет возможность реализовать свои стремления к совершенствованию посредством повышения квалификации не только через стажировки, но и участия в разнообразных специально созданных программах повышения квалификации. Систематически участвуя в работе курсов, семинаров, преподаватель учиться взаимодействовать с другими людьми, быть терпеливым, мобильным, творческим.
Исходя из Программы развития национальной системы образования на 2006-2010 гг., поставлены следующие задачи повышения квалификации и переподготовки кадров: периодичность повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет; создание системы дистанционного повышения квалификации и переподготовки кадров.

С целью реализации стратегического курса государства на совершенствование механизма управления в обществе Указом Президента Республики Беларусь №399 от 18. 08. 2001г. была утверждена «Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь». В ней отражены основные направления деятельности государства по формированию, эффективному использованию и развитию кадрового потенциала республики. Особое внимание в Концепции уделено внедрению современных образовательных технологий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов разных отраслей экономической и социальной сферы. Важно не только вооружить современными знаниями педагогов, но и сформировать потребность в непрерывном самообразовании, в умении творчески разрешать проблемные ситуации. В последние годы считается, что образование это не только средство усвоения готовых знаний, но и способность непрерывного обмена информацией между специалистами.

Большое внимание на курсах повышения квалификации в РИВШе уделяется оказанию преподавателям психологической помощи в процессе развития его личности. Это комплекс мероприятий, направленных на развитие личностного роста преподавателей, повышения качества образовательного пространства. Исходя из того, что педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности, особое внимание уделяется стратегии преодоления «синдрома эмоционального сгорания». Если преподаватель приобретает нарушение физического и психического здоровья, то соответственно снижается его активность, падает стремление к самореализации, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности преподавательской деятельности. По мнению Т. В. Форманюк, синдром эмоционального сгорания проявляется в истощении, изнеможении, дегуманизации, деперсонализации, тенденции развивать негативное отношение к субъекту деятельности.

Обучение в РИВШЕ строится на основе не только усвоения неизвестных знаний, но и на выработке новых знаний в соответствии с возникающими задачами. Как отмечает П. Сенге, «обучающаяся организация постоянно расширяет свою способность создавать соответствующее будущее». По мнению П. Сенге, для создания обучающихся организаций требуется использование пяти «технологий» (дисциплин) системного мышления:
системного мышления рассмотрения процессов образования во взаимосвязи;
приверженность членов организации идее непрерывного обучения и самосовершенствования;
изменения интеллектуальной модели поведения;
создание общего образа организации (видения) в виде системы целей и принципов функционирования;
группового обучения, совместного мышления, направленного на совершенствование образовательного процесса.

С целью формирования профессиональной культуры преподавателей вузов на кафедре психологии и педагогического мастерства единой методологической основой стала культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, в соответствии с которой предусматривается, как повышение теоретической подготовки слушателей, так и углубление знаний по конкретным дисциплинам с учетом новейших исследований. Составляя учебные планы и программы, много внимания уделяется сочетанию теории и практики, обучению качественному планированию учебно-воспитательного процесса, мониторингу учебного процесса, прогнозированию отклонений основных параметров системы подготовки от запланированного, выявлению факторов, изменение которых явились причиной отклонения, выработке предложений по проведению корректирующих мероприятий.

В программе курсов повышения квалификации «Искусство психолого-педагогического взаимодействия», «Педагогическое мастерство преподавателей вуза», «Психологическое здоровье преподавателей», «Подготовка преподавателя к работе с одаренными студентами» большое внимание уделяется развитию педагогической креативности - способности видеть, ставить и оригинально решать педагогические проблемы, развитию умения ориентироваться в возникших педагогических ситуациях, предвидеть результаты своих действий. Профессорско-преподавательский состав выступает не только в роли носителя конкретного новшества, но и творца, трансформирующего новшество в процессе внедрения.

Наблюдение за слушателями курсов повышения квалификации показало, что некоторым из них характерно отсутствие стремления к высоким результатам своего труда, развитию способности к сотворчеству, интереса к новым идеям в области психологии, к внедрению современных образовательных технологий, отсутствие стремления к самосовершенствованию, к развитию способностей крефлексивной деятельности, интереса к педагогической инноватике. Это объясняется низким уровнем заработной платы, недостаточным вниманием общества к образованию, бытовым условиям труда, отсутствием условий для профессионального роста. Сложностью работы на курсах является и то, что контингент слушателей совершенно разный: педагоги-психологи, преподаватели вузов, имеющих разный стаж работы, разный уровень педагогического мастерства, руководители средних образовательных учреждений. Отсюда все слушатели отличаются разным уровнем восприятия материала, разной потребностью во времени, которое необходимо для усвоения знаний, для развития своих способностей. Понимая то, что образование должно быть индивидуализированным и личностно-ориентированным, на кафедре психологии и педагогического мастерства большое внимание уделяется компьютеризации учебного процесса. Материал на носителях информации строится с учетом способностей обучающихся.

Понимая то, что количество слушателей, имеющих степень кандидата наук встречается недостаточно, в учебном процессе огромное внимание уделяется технологии проектов. Проективное образование получило название от слова «проекция» (буквально этимологически, означающее «бросать вперед»). Особенностью проективного образования является не использование готовых, проверенных знаний, а стимулирование и разработка определенных проблем. Для включения слушателей в проективную деятельность необходимо, чтобы слушатели знали научные методы исследования, теоретико-методологические основания проектирования образовательных систем, умели определять тематику и цели исследования, умели разрабатывать программы исследования, проектировать содержание исследовательской работы, проектировать управление развитием образовательной системы. В проектном обучении изменяется роль преподавателя, который становится, скорее советником, консультантом. Взаимодействие составляет основу образовательного процесса, который может протекать вполне гармонично, «при взаимном непротивлении сторон» (педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили). Образовательный процесс инициируется самими обучающимися, образовательными потребностями и целями, способностями и возможностями. Такое обучение перестает быть деятельностью по передаче готовых знаний, умений и навыков, а становится процессом жизнедеятельности человека. В итоге проектное обучение - персонифицированное обучение. При внедрении технологии проектного обучения учитывается:
личностный компонент: эмоциональная устойчивость, уровень тревожности, интеллектуальный (уровень познавательной активности), моти-вационный (достижение успеха или избегание неудачи), волевой (включающий локализацию контроля личности: интернальный или экстер-нальный), уровень самооценки.

организационно-управленческий - степень самостоятельности и эффективности деятельности обучающихся;
программно-методический - возможность использования экскурсий, посещения лекций ведущих преподавателей, в целях обучения и развития;
социальный компонент - половозрастные особенности обучающихся;
материально-технические особенности организации и проведения курсов повышения квалификации.

В содержании программы повышения квалификации большое место занимает технология мастер-класса как форма практико-ориентированного обучения специалистов. Мастер-класс - уникальная форма обучения, в самом названии которой зафиксирована главная ее особенность: занятие ведет Мастер, человек с богатым личным и профессиональным творческим опытом. Преподаватель является «играющим тренером». Слушатели активно включаются в обсуждение такой проблемы курсов как «Активные методы обучения». Главная цель мастер-класса - активизация и интенсификация учебного процесса, развитие творческого потенциала преподавателей в соответствующем виде профессионально-творческой деятельности.
Профессорско-преподавательским составом кафедры психологии и педагогического мастерства большое внимание уделяется внедрению в учебный процесс технологии опережающего образования. Суть технологии опережающего обучения заключается в том, что образовательный процесс строится на высоком уровне профессионализма, с внедрением современных технологий обучения. Особую популярность среди слушателей повышения квалификации заняло дистанционное обучение. Дистанционное обучение - организация образовательного процесса, основанная на использовании информационно-технической образовательной среды для обмена учебной информации на расстоянии, интерактивном взаимодействии обучаемых и преподавателей в процессе обучения. В ходе дистанционного обучения происходит стимулирование интеллектуальной активности слушателей, усиливается учебная мотивация, развиваются способности и навыки обучения и самообучения. Благодаря большому объему информации слушатель имеет право выбрать то, что соответствует его потребностям, уровню подготовленности, его интересам.

Организаторы учебного процесса должны учитывать, что контингент слушателей отличается особенностями восприятия материала: аудиалы, кинес-тетики, аналитики. Аудиалы предпочитают аудиальное восприятие информации, наличие звукового сопровождения тех или иных таблиц, схем, графиков. Кинестетики предпочитают воспринимать информацию посредством разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных). Аналитики больше анализируют реально предложенную информацию.

Таким образом, внедрение современных технологий обучения должно строиться с учетом специальности, отведенного времени на обучение, наличия связи с тьютором (очная, электронная почта, видеоконференция), мощности всего программно-технического комплекса, мастерства преподавателей. Мастер-профессионал умеет быстро проникнуть в мир потребностей обучающихся, их способностей интересов, умеет развить познавательные интересы, создает проблемные ситуации в ходе изложения нового материала, стимулирует самостоятельное овладение новой информацией, учит слушателей разностороннему анализу фактов, явлений, событий, использует новые технологии, разнообразные формы лекций, семинарских занятий, побуждает слушателей к активному участию в работе, взаимодействию, диалогу, поддерживает эмоциональный тонус занятия, обеспечивает успех каждому слушателю. На кафедрах должны быть созданы специальные психолого-педагогические программы, направленные на стимулирование стремления педагога к саморазвитию и личностному росту, активизации и дальнейшему развитию творческого потенциала к инновационной деятельности, оказанию методической поддержки образовательным учреждениям. Использование научно-обоснованных технологий обучения будет способствовать качественной подготовке специалистов, развитию творческих способностей преподавателей вузов.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы