Шафалинова М. В., ШляхтенокН. В.
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова Научный руководитель - В. Н. Минаева

 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игровые технологии все чаще стали применяются в современном образовательном процессе. Об этом свидетельствует, проведенный нами анализ использования игр в начальной школе. Игровая деятельность, организуемая учителем в начальной школе, включает правила, при выполнении которых учащиеся приобретают определенные знания, применимые в реальной жизни. Игровая деятельность наиболее результативна, если носит творческий и обучающий характер.
По определению В. С. Кукушина игровая технология - определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности [1].

Использование игровых технологий позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Важное значение в этом процессе отводится педагогическим играм.

Педагоги по-разному классифицируют педагогические игры. Они, в отличии от других игр, направлены на познание, освоение преобразование деятельности, а также используются в качестве средств воспитания.

В нашем исследовании мы базируемся на классификации педагогических игр, разработанных Г. К. Селевко [2]. Это игры по:
области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные;
игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
предметной среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические;

предметной области: математические, химические, биологические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военные, прикладные, туристические, народные, общественные, управленческие, экономические, коммерческие. Согласно классификации С. Л. Новоселовой [3], игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы:

игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобрази-тельные, сюжетно-ролевые, режиссерские и тетрализованные);

игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, - организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);
игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, - народные игры.
Игры первой группы, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка.

Воспитательное и развивающее значение игр второй группы состоит в том, что они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил.
Народные игры развивают у учащихся причастность к культуре своего народа.
Таким образом, существуют разные подходы к классификации педагогических игр, а их использование в практической работе будет зависеть от выбора педагога.

Литература

  1. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии. Нач. школа. Пособие для учителя  В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2004. - 384 с.
  2. Попкова, Е. В. Педагогические технологии вдефинициях, схемах, таблицах: Учеб.-методич. пособие Е. В. Попкова. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005. - 309 с.
  3. Новоселова, С. О новой классификации детских игр С. О. Новоселова Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. - С. 84-87.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы