Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шалагинова К. С.
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого (г Тула, Россия)

 

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ И ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №07-06-71602а/ц)
В последнее время все больший научный резонанс вызывает рост насилия и жестокости в современном обществе. Стоит признать, что проблема контроля, сдерживания и профилактики агрессии всегда обладала высоким уровнем актуальности, но особую популярность и внимание со стороны ученых и общественности она приобрела в эпоху «культурной революции», «сотовых телефонов и цифрового телевидения». Проблема агрессии в современном обществе признана многими исследователями «интригующей», а сам ХХ век назван «веком беспокойства о насилии».
Особое звучание тема насилия и жестокости приобретает, когда речь идет о детях. Причем если раньше речь шла об агрессивности, начиная преимущественно с подросткового возраста, то теперь данная проблема стала актуальной уже для начальной школы. Поиск причин и механизмов возникновения агрессивности в поведении детей не позволяет современным ученым прийти к единой точке зрения. В качестве факторов, провоцирующих детскую агрессивность, ученые рассматривают врожденную склонность, аверсивные случаи (боль, жару, тесноту), возбуждение, агрессивные игры, депривацию психически и социально важных потребностей, влияние группы и т. д.

В настоящее время все большее признание ученых, занятых проблемой детской агрессивности, получает теория социального научения А. Бандуры.

Большинством современных исследователей данная теория названа уникальной, поскольку, во-первых, рассматривает агрессию как некое специфическое поведение, которое усваивается и поддерживается так же, как и многие другие формы социального поведения, и, во-вторых, позволяет не только контролировать, но и осуществлять профилактику и коррекцию детской агрессивности.

Согласно теории социального научения агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации путем наблюдения соответствующего способа действий, и получившее социальное подкрепление. Сторонники социального научения утверждают, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых, и отмечая последствия этих действий. А. Бандура, как теоретик социального научения, придает особое значение наблюдению в усвоении ребенком агрессивных реакций, выделяя в качестве основных источников агрессивного поведения младших школьников влияние семьи, сверстников и масс-медиа, особое внимание, уделяя средствам массовой информации.

Следует признать, что роль телевидения в жизни детей за последнее время сильно изменилась. Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще, чем раньше, и телевидение, похоже, становится для них одним из основных способов развлечь себя. Родители отходят при этом на второй план, так как зачастую сами навязывают детям эту ситуацию, предпочитая воспитанию и общению с детьми домашние дела или работу.

Говоря о роли средств массовой информации в возникновении и проявлении детской агрессивности, одни исследователи отмечают, что нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей; другие - придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Рассматривая насилие как неотъемлемую составляющую нашей жизни и культуры, ряд исследователей стремится оправдать присутствие теле- и видеонасилия в нашей жизни. Сторонники данного подхода утверждают, что визуальная демонстрация насилия лишь подготавливает ребенка к жизни в социуме, вводит его в мир взрослых. Кроме того, демонстрация насилия может оказывать катарсическое воздействие на зрителя. Так, например, сторонники психоаналитической теории считают основным способом предотвращения агрессивности постоянную разрядку агрессивной энергии. При этом в -качестве способов разрядки предлагается наблюдение за жестокими действиями, разрушениями неодушевленных предметов.

>Анализ современной ситуации, сложившейся в обществе, на наш взгляд, не позволяет оправдать присутствие сцен насилия и жестокости на телеэкранах. Исследования, проведенные социологами, позволили подсчитать, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребёнок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии.

Признавая, что просмотр детьми сцен жестокости и насилия в фильмах и телевизионных программах может повысить уровень агрессивности, ученые по-разному, объясняют механизмы влияния экранного насилия.

Интересной, на наш взгляд, является психофизиологическая концепция. Психофизиологи склонны искать причину агрессии, возникающей от просмотров сцен насилия и жестокости на телеэкранах, в гормональных изменениях, происходящих у зрителя, обращая особое внимание на формирующиеся потребности ребенка в телевидении. Сторонники данного подхода считают, что при просмотре сцен агрессии ребенок испытывает потрясения, сопровождающиеся выбросом различных гормонов (адреналин, норадрена-лин, эндорфины и проч. ).

Эмоциональные потрясения, переживаемые ежедневно, адаптируют организм к повышенному содержанию гормональных веществ в крови. Просмотр сцен насилия и жестокости не вызывает физической зависимости, но может на короткое время изменить выработку того или иного гормона, вследствие этого, возможность агрессивного поведения существенно возрастает.
Теория социального научения, как теория, получившая наибольшее признание современных исследователей проблемы детской агрессивности предполагает, что наблюдение сцен агрессивного характера может стимулировать процессы социального научения и приводить к освоению новых типов поведения. Научение происходит посредством усвоения викарного опыта, который как бы замещает отсутствие соответствующего личного опыта, путем формирование культа силы, отождествления себя с агрессивным персонажем, а также вследствие неразвитости социальных умений и навыков.

Представители концепции социального научения показали в своих исследованиях, что если в условиях лабораторного эксперимента ребенка подвергнуть воздействию видеоинформации, связанной с насилием, он сразу же после этого начнет вести себя агрессивно. Проведенные А. Бандурой эксперименты показали, что дети склонны имитировать то поведение, которое получило на их глазах положительное подкрепление.

Дети усваивают модель агрессивного поведении, имитируя действия актеров, участвующих в сценах насилия различных фильмов и передач. При этом степень точности, до которой ребенок имитирует поведение актера, в значительной степени зависит от результатов этого поведения. Если актер «вознагражден» за свои действия, то ребенок, скорее всего, будет имитировать его поведение. Если же актер наказан, то вероятность имитации ребенком его действий невелика.
Исследования последних лет позволяют выделить, как минимум , пять путей, по которым осуществляется влияние жестокости и насилия в СМИ на рост агрессивности в поведении детей.
Имитирующее научение (при наблюдении). Дети склонны имитировать поведение их родителей, других детей, героев фильмов и передач, в особенности тогда, когда их действия имеют положительное подкрепление. В этом случае ребенок принимает данную модель и идентифицирует себя с ней.

Медианасилие воздействует на детей десенситизирующе, делая их нечувствительными к насилию. Чем больше ребенок смотрит медианасилия, тем более положительную установку на агрессивное поведение он принимает. Более того, дети, которые увлечены медианасилием, склонны подозревать других в использовании агрессивных действий, что является эмоциональным искажением, также увеличивающим вероятность использования агрессивного поведения.

Оправдание насилия также принято рассматривать как фактор влияния медианасилия. Ребенок с высоким уровнем агрессивности прибегает к-медианасилию для того, чтобы разрядить чувство вины и получить оправдание своей собственной агрессивности. Таким образом, впоследствии он становится еще более склонным к применению агрессивного поведения для разрешения возникающих социальных проблем.

Медианасилие содержит в себе ключевые стимулы, пробуждающие агрессивные мысли, фантазии, чувства и действия. Это объясняет известный эффект, обнаруженный в ходе экспериментов - когда дети наблюдали один вид агрессивного поведения, а затем демонстрировали агрессивные действия другого рода. По мнению Хьюсмена, даже совершенно посторонние объекты, связываемые ребенком с агрессией, могут впоследствии служить стимулом для запуска насильственного поведения.

И, наконец, было обнаружено, что дети, увлеченные медианасилием, обнаруживали более низкий уровень физиологического возбуждения в ответ на показ сцен насилия, чем контрольная группа детей. В связи с этим, они стремятся к постоянному поддержанию этого уровня, вновь обращаясь к теленасилию.

Анализ вышесказанного дает основание рассматривать насилие и жестокость в средствах массовой информации как одну из причин проявления агрессивности в поведении детей. Между тем, главная проблема средств массовой информации не в том, что сцены насилия и жестокости повышают уровень агрессии у детей, а в том, что телевизор начинает замещать родителей. Сложилась ситуация, когда родители проводят с детьми два-три часа в сутки, а телевизор - до 5-7 часов, а то и больше. Мы не в коей мере не выступаем за легализацию насилия в средствах массовой информации, а, наоборот, разделяем мнение о необходимости введение цензуры в СМИ. Вместе с тем, мы не считаем оправданным, рассматривать телевидение как источник всех бед. Многое зависит от того, с кем ребенок смотрит телевизор, есть ли рядом с ним значимый взрослый и как он комментирует то, что ребенок видит на экране. Основная проблема, на наш взгляд, не в том, что показывают насилие и жестокость, а в том, что рядом нет значимого взрослого, который объяснил и помог ребенку «правильно» осмыслить происходящее.

Литература


  1. Бэрон, Р. Агрессия Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001.

  2. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия  Сост. К. В. Сель-ченок. - М.: Хорвест, 2001.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы