Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Шабета Ю. Н., Феклистова С. Н.

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Приоритетным направлением коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха является формирование и развитие речи. Это обусловлено особой ролью слухового анализатора в развитии словесной речи и функционировании ее как средства общения, тем, что врожденное или рано приобретенное нарушение слуховой функции в первую очередь препятствует развитию словесной речи ребенка. Как показывают многочисленные исследования, без специально организованного обучения словесная речь глухих детей не формируется, а речевое развитие слабослышащих характеризуется большим разнообразием [1, 2, 3, 6]. По мнению ученых, своеобразие развития речи ребенка в условиях слуховой депривации определяется рядом специфических условий:

овладением языком без участия (или в условиях ограниченного участия) слухового анализатора;
недостаточной речевой практикой и ограниченными возможностями непосредственного подражания взрослому;

ограниченной потребностью в устном общении с окружающими;
овладение языком в условиях, когда оказывается возможным сознательное изучение языковых закономерностей на основе накопленного жизненного опыта (поскольку овладение ребенком с нарушением речью происходиттолько в условиях специального коррекционногообучения, часто после трех лет) [2, 4, 5].

Одним из важных критериев, характеризующих уровень речевой подготовки ребенка с нарушением слуха, по определению С. А. Зыкова, выступает количественная сторона словаря. Работа над словом является одним из важнейших аспектов в общей системе развития речи детей с нарушением слуха дошкольного возраста, т. к. овладение словарным составом языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой структуры речи. Этот раздел работы по развитию речи детей тесно связан и с решением задач умственного воспитания дошкольников, «поскольку формирование знаний и представлений невозможно без опоры на обогащение лексики, без введения в речевую и мыслительную деятельность детей новых слов, которые обозначают входящие в сферу их познавательной деятельности предметы, явления, процессы, их свойства и взаимосвязи» [7, с. 120].

Вместе с тем, в специальных психолого-педагогических исследованиях акцентируется внимание на том, что у глухих детей развитие понимаемой речи опережает овладение экспрессивной, активной речью. Дети со слуховой депривацией часто воспринимают слово как единичное название, относя его только к тому конкретному предмету или действию, к которому оно было отнесено в конкретной ситуации [3, 4, 5]. В овладении словарным запасом дошкольником с нарушением слуха особую роль играет систематическое изучения языка в пределах, доступных ребенку.

Нами было организовано исследование, направленное на выявление особенностей овладения лексической стороной речи дошкольниками с нарушением слуха после трех лет специального обучения. У детей, участвующих в эксперименте, было диагностировано нарушение слуха III - IV степени по ВОЗ. Констатирующий эксперимент включал две серии заданий и проводился индивидуально с каждым дошкольником.

Целью первой серии была оценка активного словаря ребенка. Стимуль-ным материалом выступали 50 сюжетных картинок. Речевой материал был отобран из различных разделов программы для третьего года обучения детей с нарушением слуха. Ребенку предлагалось назвать предмет, определить указанный признак или изображенное действие. Взрослый задавал соответствующие вопросы: «Кто (что) это?», «Какое?», «Что делает?». На вопросы ребенок должен был отвечать в словесной форме. В протоколе фиксировались варианты ответов и используемая форма речи (устная, устно-дактильная, жестовая).

Как показали результаты первой серии констатирующего эксперимента, дети не могут самостоятельно назвать около 36% слов из необходимого словаря. Из них на глаголы приходится 43%, на имена прилагательные - 38%, имена существительные - 19%. Характерной была замена названия действия называнием соответствующего предмета (например, слово «копать» словом «лопата»). Следует отметить, что дошкольники с нарушением слуха при ответе на вопросы использовали преимущественно устную и устно-дактильную формы речи. Ответов с использованием жестовой речи зафиксировано не было.

Вторая серия исследования была направлена на выявление особенностей и объема пассивного словаря дошкольников с нарушением слуха. Использовался тот же картинный словарь, что и в первой серии эксперимента. Детям предъявлялись инструкции типа «Покажи куклу», «Покажи синий мяч» (а не красный), «Покажи, где девочка бежит». Дошкольники должны были указывать на соответствующую картинку. В протоколе фиксировалась адекватность ответа («+» или « - »).
Результаты выполнения второй серии заданий показали, что дошкольники с нарушением слуха знают около 92% слов, при этом основные затруднения связаны с определением действий объектов.

Таким образом, в процессе констатирующего эксперимента, направленного на выявление особенностей лексической стороны речи дошкольников с нарушением слуха, был выявлен недостаточный уровень развития словарного запаса и различный объем активного и пассивного словаря. Это свидетельствует о необходимости активизации специальной работы, направленной на обогащение словарного запаса дошкольников с нарушением слуха.

Литература

  1. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети  Р. М. Блоскис. - М., 1963.
  2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика Л. А. Головчиц. - М., 2001.
  3. Григорьева, Т. А. особенности познавательной деятельности детей сна-рушением слуха  Т. А. Григорьева. - Минск, 2006.
  4. Корсунская, Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи Б. Д. Корсунская. - М., 1969.
  5. Обухова, Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха  Т. И. Обухова. - Минск, 2005.
  6. Рау, Ф. Ф. Устная речь глухих Ф. Ф. Рау. - М., 1973.
    Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников Ф. А. Сохин. - М., 2002.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы