Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА ЭМОЦИЙ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Науменко О. А., ЦымбалюкН. В.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г Минск)

 

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА ЭМОЦИЙ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Общение, являясь одним из важнейших факторов психического развития человека, - одно из самых значимых в жизни умений. Под общением понимается сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [5].

Вначале было не слово, а мысль, побуждение или образ. Но, для того, чтобы сделать их понятными, нужно было облечь их в слова. Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения - язык. Язык -это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и основной инструмент. При помощи слов мы делаем понятным не только смысл явлений, событий и мыслей, но также выражаем свое эмоциональное состояние.
Эмоции человека и механизмы их лингвистического обеспечения всегда были предметом научных изысканий. Целый ряд наук изучают этот психологический феномен: психология, физиология, социология, философия, этика, медицина, биохимия, лингвистика, литературоведение. Обилие и неупорядоченность терминологии в работах по проблеме эмоций объясняется многообразием позиций и подходов кданной проблеме. Как только не обозначают эту способность человека переживать, испытывать эмоции: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная деятельность.

Эмоциональные явления и процессы отражения и познания взаимообусловлены: не только эмоции детерминируют другие психические процессы, но и деятельность человека, его познавательная активность во многом определяет возникновение и течение эмоций. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие во всех сферах деятельности человека, оказывают влияние на развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и т. д. ), играют важную роль в установлении контакта с людьми, в процессе вербального и невербального общения. Выготский Л. С. подчеркивал, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи [1].

Важнейшей формой выражения эмоций является речь. Это могут быть и короткие восклицания, и содержательное развернутое высказывание - устное или письменное. Словесное выражение эмоций может выступать в различной форме. Прежде всего, оно проявляется в эмоциональной окраске слов, таком их подборе, который обеспечивает их сильное воздействие на других. Вербальное выражение эмоций может представлять собой описание эмоций как таковых, обозначение их соответствующими терминами-понятиями.

Не менее действенной является интонационная окраска речи и ее содержательная сторона. Эмоциональные контакты между людьми, их личностное общение обеспечивается не только при помощи речи, но и прежде всего использование несловесных средств - взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий. Однако преобладание у человека вербального выражения эмоций связано, как считают психологи, с особым значением членораздельного языка как средства знаковой репрезентации мира.

Говоря о предпосылках и условиях развития языка эмоций, необходимо отметить роль адекватного развития в появлении способности к вербализации собственных переживаний. Так, известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве неадекватный эмоциональный опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка, ведет к недоразвитию «аффективных схем» и нарушениям взаимоотношений с окружающими и, кроме того, связан с трудностями в вербализации собственных переживаний и бедностью словаря, относящегося к аффективной жизни.

В отечественной психологии в качестве основной детерминанты развития языка эмоций рассматривалась деятельность общения ребенка. Так, Лисина М. И. изучала зависимость развития способности ребенка использовать в своей речи слова, служащие для вербализации эмоций, от уровня общения и его формы. Было обнаружено максимальное развитие этой способности у дошкольников со внеситуативно-личной формой общения, чуть меньшее - у детей с внеситуативно-познавательной формой, полное отсутствие употребления данных слов - при ситуативно-деловой форме [6].

B качестве условия развития языка эмоций, безусловно, можно рассматривать и адекватное возрасту речевое развитие ребенка.

Вопросы появления, выражения, понимания и развития эмоций исследовались в работах Ч. Дарвина, Е. И. Изотовой, Е. В. Никифоровой, В. М. Минаевой и других.
Романов Д. А. отмечает, что эмоции как феномен психики, представляют собой то, что испытывает, переживает человек; они независимы от языка и могут не выражаться языковыми средствами: их изучает психология, физиология, медицина и т. д. Однако существует другой феномен - «эмоции в языке» как одна из сторон психического феномена эмоций. Эмоции в языке - это совокупность всех потенциально возможных форм и способов языковой и около языковой репрезентации эмоций [7].

Понятие «язык эмоций» может быть рассмотрено в нескольких аспектах. Для лингвистических исследований характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционально-экспрессивного компонента в значении слова (Б. И. Додонов, К. Изард, Д. Г. Трунов). Повышенный интерес кэмоциональной сфере человека со стороны языковедов вполне оправдан: поскольку эта сфера пронизывает все стороны человеческого существования, она должна оставлять свой след и в языке.

Психолингвистический аспект данной проблемы заключается в трудности разграничения и переплетении понятий «эмотивность», «эмоциональность», «экспрессивность», «оценочность» (Н. Д. Арутюнова, Л. Г. Бабенко).

В психофизиологии человека исследователи (А. Н. Леонтьев, Ч. Дарвин ), отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Чтобы каждый человек был способен к общению с другими людьми, он должен обязательно обладать определенной психологической культурой, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам:
1.Разбираться в других людях и верно оценивать их психологию.
2.Адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние.
3. Выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться.

Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова обобщили представления отечественных и зарубежных исследователей о возрастных этапах появления тех или иных эмоций. Так, например, огорчение, плач появляются в 0-3 мес., гнев - 3 мес., отвращение, страх, удовольствие - 4-5 мес., влечение к взрослым, ревность -7 мес., влечение к детям - 1 г.-1 г 2 мес., радость, обида - 1 г 6 мес., смущение, стыд, вина - 1 г 8 мес., удивление, отзывчивость к сверстнику - 2 года, сомнение, любознательность - 3 года, дружба - 4, 5-5 лет [4].

Практическое понимание эмоций у детей развивается рано. Даже трехмесячные младенцы способны дифференцировать различные выражения эмоций. На первом году жизни младенцы понимают, что эмоции проявляемые родителями могут содержать полезную информацию[3].
Уже в первые часы после рождения у ребенка проявляются базисные (наследственные) эмоции обиды и гнева, к концу второго месяца - радости и страха, к концу первого года - удивления и возмущения. Считается, что этого достаточно для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной системы. Страх, радость, недовольство, гнев, агрессия - это тот достаточный набор простых эмоций, которые позволяют животным выживать в сложных жизненных условиях, а человеку строить свои взаимоотношения на первых этапах жизни. Новые эмоции развиваются за счет индивидуального переноса оценочной функции эмоции на новые жизненные ситуации. Именно общество диктует человеку нормы поведения и требует скрывать свои страхи, радости и т. д. Таким образом, эмоция социализируется.

В раннем детстве, в дошкольный и младший школьный период ребенок учится описывать свои эмоции. Это происходит таким же образом, как приобретение навыков рассказывать о множестве других предметов, интересующих детей и вызывающих у них любопытство.
По данным зарубежных исследований (И. Брезертон, Д. Бигли, Д. Ридж-вей), начало приобретения и использования слов, обозначающих эмоции, приходится на возраст около 18-20 мес. с последующим быстрым ростом их числа в течение третьего года жизни. Также обнаружено, что между 13 и 36 мес. дети начинают называть эмоции других людей так же хорошо, как и собственные. Кроме того, они обсуждают эмоции, уже пережитые в прошлом и возможные в будущем, а также причины и последствия этих эмоциональных состояний.
В последующие возрастные периоды отмечается тенденция к увеличению (обогащению) словаря обозначений эмоций. При этом наиболее значительный скачок происходит между 10 и 12 годами. В этом возрасте выраженная способность подробно описывать эмоциональные переживания связана с возрастанием вербальных возможностей ребенка.

Объем и последовательность овладения языком эмоций зависит от многих факторов: интеллектуального уровня, речевого развития, возрастных особенностей, средового влияния.
Процесс развития эмоциональной сферы ребенка рассматривается как переход от элементарных эмоциональных реакций на уровень высших психических функций в связи с опосредованием эмоционального процесса интеллектуальными операциями и речью. В младенчестве начинается постепенная дифференциация эмоций на основе первичного состояния общего возбуждения. Средством обогащения эмоциональной жизни младенца является социальное окружение, поскольку отношения детей этого возраста всегда опосредованы, преломлены через отношения к другому человеку, дети нуждаются в постоянном общении со взрослым. На этапе раннего детства развитие содержания эмоциональной сферы связано с расширением сферы практической деятельности ребенка, а также области межличностного общения. На протяжении дошкольного детства у ребенка складываются эталоны восприятия эмоциональных состояний людей, происходит обобщение опыта эмоциональных переживаний в особые аффективные комплексы, развивается социальный характер эмоций. Основным новообразованием, которое появляется после прохождения детьми кризиса семилетнего возраста, является возникновение у них в младшем школьном возрасте феномена "обобщения переживания" и "интеллектуализации аффекта". В младшем школьном возрасте на первый план выходит развитие у детей интеллекта, что связано с началом учебной деятельности детей. Интеллектуальные операции начинают включаться и в эмоциональный процесс, и это приводит к интенсивному развитию у детей этого возраста речемысли-тельного опосредования эмоциональных процессов. У младших школьников нарастает организованность в эмоциональном поведении, а также начинают складываться основы осмысленной ориентировки во внутренних переживаниях людей, что выражается в развитии понимания младшими школьниками эмоциональных состояний других людей [2].

По своему значению речь является не только средством общения, но средством мышления, носителем сознания, памяти, средством управления поведения других людей и регуляцией собственного поведения человека. Являясь особым феноменом психики, речь в то же время неотрывна от других высших психических функций и тесно переплетается с эмоциями, личностью человека в целом. Однако психологические характеристики речи будут неполными без рассмотрения понимания такого психологического состояния, как эмоции и их влияние на речевое развитие.

Рассматривая вопрос развития эмоций и способов их отражения в речи, Т. Л. Ионова отмечает, что отношения между эмоциями и речью могут быть четырех типов:
Отражение непосредственно переживаемых эмоций в речи, преимущественно интонационно.
Выражение осознаваемых эмоций с помощью существующих в языке средств на всех уровнях языка, т. е. экспрессия.
Описание своих и чужих эмоций.

Оценка пережитого и выработка стереотипных способов выражения определенных состояний.
Автор указывает, что каждый тип отношений развивается на определенном этапе возрастного созревания и не исчезает с течением времени, а претерпевает определенные культурно обусловленные, социально поощряемые и индивидуальные изменения в течение всей жизни человека. Описывая свои или чужие эмоции, говорящий имеет дело с их причиной, объектом, внутренними переживаниями, их выражением в поведении, и в частности в речевом. Рассказывая о своем или чужом состоянии, говорящий его так или иначе оценивает и старается добиться от слушающего такой же оценки. Появление оценки эмоций сопровождается формированием «эмоционально оценочной» лексики, которая распределяется по антонимическим парам без нейтрального состояния: плохо - хорошо, добрый - злой, радуется - сердится и т. д.

Сложность структуры значений эмоций (количество параметров и их взаимообусловленность) определяется возрастными особенностями. Для каждого эмоционального переживания в определенном возрасте существует свой набор параметров, т. е. его вербальных характеристик.
Итак, на протяжении детства развитие языка, представление о самом себе и социальных отношениях подготавливает почву для эмоциональной коммуникации, которая постепенно приобретает сходство с коммуникацией взрослых. Изучение предпосылок развития языка эмоций связывается с рассмотрением указанного процесса в контексте общения со взрослыми и сверстниками и соотнесение его с речевым развитием ребенка. Важнейшей формой выражения эмоций является речь.

Общая возрастная динамика развития языка эмоций у детей характеризуется переходом от вербального неструктурированного обозначения эмоций (дошкольный возраст) к вербальному структурированному обозначению через обобщенные понятия (младший школьный возраст).
Позже вербальное структурированное обозначение эмоции со-четается с ее обоснованием (причины и условия возникновения). Кроме того, детям младшего школьного возраста становится доступным расширенное описание (структурированная характеристика) различных эмоциональных состояний взрослых людей и их сверстников.
Вербальное обозначение эмоций как структурный компонент представлений об эмоциях определяет особенности овладения детьми значениями эмоций, а также осознанность и обобщенность данных представлений. При расширенном описании эмоций дети младшего школьного возраста обращаются к своему личному опыту, как эмоциональному, так и познавательному, что подтверждает осознанность их представлений об эмоциях.

Литература

  1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций Собр. соч.: В 6 т. Т. 3/Л. С. Выготский - М., 1983.
  2. Гаврилко, Т. И. Динамика понимания эмоциональных состояний других людей слабовидящими младшими школьниками. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук/ Т. И. Гаврилко. - Минск, 2003.
  3. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей О. В. Гордеева Вопросы! психологии. - 1995. - № 2.
  4. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Академия, 2004.
  5. Краткий психологический словарь; под ред. А. В. Петровского. - М., 1985.
    Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми; под ред. М. И. Лисиной. - М., 1985.
  6. Романов, Д. А. Языковая репрезентация эмоций: уровни, функционирование и системы! исследований (на материале русского языка). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук Д. А. Романов. - Белгород, 2004.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Купить шкаф купе с зеркалом у мебель люкс уфа шкаф купе уфа.