Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРЕНИНГ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Спирин С. В.
Студент Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова Научный руководитель - И. А. Комарова

 

ТРЕНИНГ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Под экологическим воспитанием детей дошкольного возраста в современных условиях понимается, во-первых, передача детям системы экологических знаний о природе и, во-вторых, дальнейшая трансформация их в осознанно правильное отношение к природе.

Одним из важных направлений в экологическом воспитании подрастающего поколения является проблема радиоэкологии и радиоэкологического воспитания. В Республике Беларусь проблема радиоэкологии стала актуальна в результате Чернобыльской трагедии 1986 г Последствия техногенной аварии нашли отражение как в существенном ухудшении экологической ситуации в ряде регионов Беларуси, Украины и России, так и связаны с серьезными проблемами медицинского и социального характера. Значительные влияние на формирования роста социальной напряженности в обществе играет достаточно низкий уровень радиационно-гигиенических знаний, недостаточная информированность и профилактическая работа всех слоев населения, в том числе, детей дошкольного возраста. Дошкольники не столько переживают различные эмоциональные состояния, сколько «фиксируются» в состоянии ожидания возможных негативных последствий. Отрицательное влияние на ребят оказывают чувство тревоги, пессимистические прогнозы родителей, а также невнимание со стороны педагогов к возникающим детским проблемам.

В содержание основных радиоэкологических знаний должны войти знания об экологических проблемах в республике и родном городе; радиации и ее основных источниках; представления о радионуклидах и местах их обитания; о влиянии радиации на организм человека и на природу в целом; о способностях защиты от радиации. Дети старшего дошкольного возраста должны знать основные правила и уметь пользоваться средствами личной гигиены, уметь ухаживать за своей одеждой и обувью, владеть навыками уборки помещения, правильно вести себя на улице, в лесу, на лугу и у водоема.

В ходе экспериментальной работы с детьми мы заметили, что у некоторых детей проявляется чувство страха радиации. Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Страх радиации является страхом ситуации опасности, которая содержит травматический фактор. Зигмунд Фрейд считал, что страх не должен обретать в душе ребенка полную свободу и трансформироваться в фобии, навязчивые видения и идеи. При состояниях беспокойства страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для своего проявления. В сознании ребенка возникает субъективный образ радиационной угрозы, под влиянием которого складывается особый симптомокомплекс, представленный в детском сознании в виде обобщенного образа «Я - чернобылец». У дошкольника проявляется пассивность, неуверенность в собственных силах, ожидание помощи и надежда на помощь со стороны близких людей. Нередко состояние беспокойства с преобладанием тревожности сочетается с двигательным возбуждением, непоследовательностью в поступках, чрезмерным любопытством и стремлением занять себя любой, даже ненужной деятельностью. Взрослым нужно постоянно помогать детям избавиться от данного чувства путем перевода страха в среду положительных эмоций, прежде всего в области игры, рисования и литературы.

Для того, чтобы удостовериться в этом мы продиагностировали дошкольников с помощью индивидуальных бесед и проективной рисуночной методики. Оказалось, что многие дошкольники считают радиацию плохой, страшной и приносящей вред здоровью человека. На рисунках большей части детей она изображена черным, красным, коричневым, серым цветом в образе таких сказочных героев как Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Чудовище, Привидение и других, что говорит об адекватности восприятия данного явления и отождествления его со злом.

Другая группа детей изображала неопределенный образ радиации в форме облаков, кругов и линий, что говорит об отсутствии каких-либо знаний в данной области. Следует заметить, что изображение радиации в виде сказочных образов натолкнуло нас на идею выбора в качестве основных средств радиоэкологического воспитания детей игры и экологической сказки.
Знакомство детей дошкольного возраста с основами радиоэкологии наиболее эффективно происходит с помощью различных видов игр. Нами были разработаны такие дидактические игры, как «Радионуклидики» (по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основными радиоэкологическими понятиями), «Защитим организм от радионуклидов» (по знакомству детей с основными путями поступления радионуклидов в организм человека), «Выложи продукты питания в порядке возрастания радионуклидов в них» (о роли рационального питания с целью профилактики от неблагоприятного воздействия окружающей среды в условиях экологии Республики Беларусь).

Одной из наиболее удобных, конструктивных и быстродействующих форм психологической работы с детскими группами является тренинг, где каждый из ребят выступает в качестве участника экспериментатора собственного поведения, так и наблюдателя, контролирующего результаты собственных поведенческих и личностных изменений. Под психологическим тренингом, в широком смысле слова, понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. В состав экспериментальной тренинговой программы входили восемь занятий, включающих в себя игры и упражнения («Радиация и Ловишка», «Коробка переживаний» «Преодоление страха», «Сорви радионуклиды», «Нет!», «Радиация», «Передай эмоцию», «Волшебная подушка», «Хрустальный шар», «Доброе тепло», «Цветочный дождь» и другие), направленные на релаксацию и снятие чувства страха радиации.
Для проверки эффективности проведенной работы, нами повторно была организована диагностика дошкольников, участвующих в экспериментальной работе с помощью индивидуальных бесед и проективной рисуночной методики. Мы заметили, что дошкольники считают радиацию по-прежнему, плохой, но уже не бояться ее, так как знают, как с ней бороться. Заметно значительное улучшение их эмоционального состояния. Дети изображали радиацию зеленым, розовым, желтым, голубым, синим цветами в виде образов бабочки, птиц, солнца, облака, королевы. Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала, что разработанные нами игры сказки и тренинги являются эффективным средством профилактической работы в радиоэкологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста и будут интересны как детям, так и специалистам в области дошкольного образования. В будущем наша работа будет направлена на педагогическое просвещение родителей, формирование представлений об основных радиоэкологических понятиях и здоровом образе жизни в условиях семьи.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы