Копытина Т. Н.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

 

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ: ИХ ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е года 20 века. Игра - древнее изобретение человека, но многие дидактические законы, принципы, правила игры до сего времени не вскрыты и не используются, как того требует современный учебно-воспитательный процесс. В связи с этим педагогу необходимо глубоко осмыслить и понять теорию игры, чтобы практически и эффективно применять ее современную технологию. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей - специальные тренинги.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
- инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
-гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
-социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая - в дидактических, последняя - в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:
- игра должна соответствовать целям обучения;
-имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую ситуацию;
- необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
-возможность использования творческих элементов в игре; -преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и
как корректор и консультант в процессе игры. Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов.

Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников .
Организация игрового процесса, включающаяся инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них.

Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача.
Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры, как самими участниками, так и экспертами (педагогом).

В обучающих играх используется не только игровой метод. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:

- имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков;
-сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры;
-инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение знаний с использованием новейших педагогических и информационных технологий;
-организационно-деятельностные. В них акцент ставиться на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другими формами групповой работы;
-деловые тренинги.

Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга - например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т. д. Ярким примером сферы применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В традиционной системе обучения иностранному языку форма, как правило, дидактическая: обучение осуществляется с помощью специально адаптированных и оригинальных учебных материалов (текстов). По сравнению с традиционным обучением иностранному языку, нацеленным на освоение набора знаний, навыков и умений, обучение на основе учебной игровой модели ориентировано не только на научение чему-либо, но и на осознание того, какие дополнительные возможности открываются перед студентами благодаря полученным знаниям. В этом случае в играх сочетаются различные методы, направленные на совершенствование навыков владения языком. Так, в игре «Презентация» студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка» на иностранном языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят различные ситуации делового общения, что дает им не только возможность языковой практики, но и позволяет развить определенные деловые качества и творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.

Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе ее моделирования определяется проблемная ситуация, и цель игры состоит в поиске путей ее разрешения. Деловые игры применяются как в образовательной, так и деловой сферах. Важное значение деловых игр заключается также в том, что они способствуют установлению отношений сотрудничества преподавателя и студентов, обуславливают формирование положительного эмоционально-психологического климата на занятиях. В целом в процессе деловой игры у ее участников формируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее влияние на психологию учащихся, т. к. лишена психологической напряженности, присущей традиционным формам обучения, ориентирует участников на более полное восприятие учебного процесса.

Отметим, что деловые игры обучают:
- сопоставлять свое мнение с мнением других;
-оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива;
находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении;
осознавать свои поведенческие установки;
выполнять различные функциональные роли и др.

Итак, роль обучающих игр в образовании чрезвычайно важна. В педагогике она является неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитие активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный педагог и психолог М. И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в деловых играх.

О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые находят применение, как в обучении, так и во многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса, пробуждении творческого начала учащихся.

 

Литература

  1. Селевко, Г. КСовременные образовательные технологии  Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998.
  2. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие Под. ред. Л. К. Гребенкиной, Л. АБайковой. -М.: Пед. Общ. Россия, 2000.
  3. Слепцов, Л. Л. Деловые игры! в процессе методической работы! школы! и повышения квалификации педагогов Л. Л. Слепцов Аналитические материалы по актуальным проблемам реформируемого образования: исследования молодых учены!х. Сб. науч. тр.: В3ч. - Минск, 1999. - Ч. 3.: Гомельская группа.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы