Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ КАКСРЕДСТВОУПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ БЕРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОК К РОДАМ

Ковалевская А. А.
Барановичский государственный университет

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ КАКСРЕДСТВОУПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ БЕРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОК К РОДАМ

Современная научно-техническая и информационная революция характеризуется быстрым обновлением научного знания, ценностно-целевых и содержательно-технологических аспектов теории и практики образования. Человеческое развитие как процесс адаптации (по Ж. Пиаже) базируется не на освоении рецептов и алгоритмов, а на подготовке субъекта деятельности к овладению современными методами познания как высшей формы данного феномена. Адаптация беременных студенток к родам - одна из важных социальных проблем. Управление адаптационным процессом способствует формированию позитивного эмоционального состояния молодых женщин, оптимистическому восприятию окружающей действительности, сглаживанию эмоционального кризиса, переживаемого беременными в данный период [1; 2]. Это диктует необходимость проектирования музыкально-эстетической среды для молодых женщин вузов и создания научно-методического обеспечения музыкотерапевтических занятий.
В Барановичском государственном университете разрабатывается проект «Беременность и музыка» средствами компьютерной техники. Для проведения музыкотерапевтических занятий необходимо создать студию, базирующуюся на трех равноценных факторах: педагоги, помещение и аппаратура.

Ряд педагогов увлекаются техническими новинками, восторгаются радиоаппаратурой на эстраде, разнообразными компьютерными программами, не имея соответствующих практических навыков их применения. Однако использование педагогами компьютерных музыкальных программ в виртуальной или невиртуальной студиях диктует необходимость овладения ими знаниями программного материала и компьютера, умениями работы в соответствующей программе, приобретения опыта звукозаписи. В настоящее время в профессиональной музыкальной студии работают звукооператор, звукоре-жисер звукотехник, аранжировщик, sound-designer, sound-producer, программист - специалисты, имеющие высшее или специализированное образование, а также опыт данной деятельности [3]. Конструирование комплекса музыкальных компьютерных программ для управления адаптацией беременных студенток к родам осуществляется с учетом методов звукового синтеза, языка программирования, моделирования резонанса, создания фактурных пластов. С помощью компьютерных программ педагог может выполнять звуковой коллаж, «склеивание» фрагментов музыкальных композиций, редактирование записанного материала и др.

Подготовке студии кмузыкотерапевтической деятельности способствуют: а) выбор помещения (расположение в удобном месте в университете, в лесу и др.); б) учет территориального расположения (минимум внешних вибраций, удаление от магистралей, железнодорожных-трамвайных путей, максимально толстые стены, возможность реального заземления); в) принятие экологичных и эффективных решений, рассчет энергопотребления (вентиляция, кондиционирование); г) проработка дизайна интерьера, подготовка эскизов мебели; д) продумывание и приобретение звукозаписывающего оборудования.

Специфические особенности беременных студенток, на которых рассчитана данная студия, требуют создания комфортных условий для работы педагога и молодой женщины. Студийной мебели характерны дизайн, эргономич-ность (удобство) и функциональность (микшерный стол, световая сигнализация для телефонных звонков и др. ).

Для музыкотерапевтических занятий с беременными студентками необходимы вспомогательные помещения:

-офиснаячасть, предназначенная для обсуждения различных вопросов
с будущими мамами; -комната отдыха (при небольшой студии возможно совмещение с офисной частью), в которой размещаются диван с кожаным покрытием, мягкие пуфы, стол, шкафы, полки, антресоли, телевизор, микроволновая печь, холодильник, камин, репродукции картин и др.; -аппаратная, в которой расположен пульт и другое оборудование, которым управляет педагог-звукоинженер; -акустический модуль для работы исполнительницы-будущей мамы; - изолированное аппаратное помещение, оборудованное воздуховодами (в случае наличия сильношумящих и требующих серьезного охлаждения устройств), легкими звукоизоляционными плитами (специализированные стеновые, потолочные и напольные покрытия, подвесные потолки, обычное напольное ковролиновое покрытие) предпочтительно из пожаробезопасных и экологически чистых материалов; -микшерное помещение (звуконепроницаемые складывающиеся перегородки, специальные стеклопакеты). Студии могут быть виртуальными и невиртуальными. В невиртуальной студии этапы обработки и записи звука осуществляются на отдельном устройстве (секвенсоре, цифровом магнитофоне, обработчике сигналов и др. ), что затрудняет моделирование музыкальных каталогов:

-аналоговыесинтезаторы/(снятыес производства) - реально синтезируют звук с помощью генераторов, обладающих теплым и глубоким звуком с высокими возможностями создания новых тембров; -синтезаторы/ типа sample playback - цифровые синтезаторы, осуществляют воспроизведение мультитембральных семплов, хранящихся в постоянной памяти и воспроизводящих одновременное звучание нескольких инструментов; -семплеры/ (наиболее реальные имитаторы «живых» инструментов) -имеют оперативную память большого объема для записи звуков, воспроизводимых при помощи клавиатуры. Программные продукты, предназначенные для реализации виртуальной студии, условно подразделяются на три группы:
-программы/-виртуальны/е студии («Cubase Audio VST», «Emagic Logic Audio», «Cakewark Pro Audio» и др. ), требующие мощных ресурсов памяти ОЗУ;
-аудиоредакторы/(«Sound Forge», «Wave Lab», «Cool Edit Pro», «Samplitude» и др. ), обрабатывающие аудиосигналы;
-добавочныемодули (plug-in - инструменты для перемещения нот в форматах VAT DirectX), предназначенные для обработки звука и «эмуляторов» - программ копирующих работу синтезаторов, семплеров и др. [4].

Вместе с тем, осуществляя подбор программ для музыкотерапевтических занятий с беременными студентками, необходимо учитывать, что в начале 80-х гг. XX в. принят стандарт Midi (цифровой интерфейс музыкальных инструментов), совмещающий синтезаторы и секвенсоры. Интерфейс General Midi (обобщенный Midi) или GM, отвечает требованиям: а) полифония из 24 голосов, звучащих одновременно; б) 8 голосов резервируются за ударными инструментами; в) До первой октавы соответствует Midi-ноте № 60; г) мультитемб-ральность не менее 16; д) ударные инструменты воспроизводятся на 10-м Midi-канале; е) звуки ударных соответствуют определенным Midi-нотам; ж) обязательные Midi-контроллеры (переключатели банков инструментов) -Modylation (№ 1), Main Volume (№7), Pan (№10), Expression (№ 11), Sastain Pedal, Hoid 1 (№ 64), Reset All Controllers (№ 121), All Notes Off (№123) [5].

Однако отсутствие технического обеспечения (мониторные колонки, акустические инструменты для предварительной обработки вокала, конденсаторные микрофоны, студийное помещение со специальным звукопоглощающим материалом стен и потолка) отрицательно сказываются на подборе программ, способствующих развитию восприятия беременных студенток с учетом их эмоционального состояния и особенностей музыкального ряда. Недостаточные возможности создания звуковых интерпретаций детерминированных устоявшимися стереотипами, эстетическими эталонами, пропагандируемыми средствами массовой информации. Достаточно часто компьютерные программы, фильмы на DVD-дисках и аудиозаписи приходят в негодность, являясь пиратскими копиями (88% компьютерных программ, 80% фильмов на DVD-дисках и 66% музыкальных аудиозаписей).

По нашему мнению, студия должна быть предназначена для: а) сочинения мелодии и гармонии, ритмических рисунков; б) выбора звуков по партиям; в) записи аудиотреков с «живыми инструментами»; г) балансировки или микширования записанных треков; д) перевода Midi-треков в Audio; е) обработки аудиотреков необходимыми эффеками; ж) основного микширования (сведение многоканальной фонограммы в стереопару или мастер-трек); з) премастеринга (обработка мастер-трека); и) мастеринга (объединение отдельных номеров в альбом, балансировка по спектру, громкости, заключительная обработка целостного проекта); к) записи на CD-носители для прослушивания студентками в период беременности.

Вследствие этого критериями качества отбора компьютерных программ для создания музыкальных каталогов для беременных студенток выступают:
ненасыщенность цветовой гаммы/ интерфейса (яркие цвета предназначены для оформления рекламных продуктов, игр, сообщений об ошибках и др.);
неперегруженность экрана количеством информации (заставки, красивые бесполезные картинки, обилие вспомогательных данных затрудняют восприятие информации, снижают эффективность работы);
неброскость и понятность пиктограмм, вы/деление важных местжир-ны/м шрифтом и курсивом («красивые» шрифты с завитушками; «рукописные», «готические» изображения напрягают зрение, отвлекают и затрудняют восприятие информации, уместны в рекламных материалах и поздравлениях);
эффектность звукового аккомпанемента (дикторский текст сопровождает изображение, музыкальные произведения исполняются умеренно громко и др. );
-удобство ввода информации (контроль правильности вводимого содержания осуществляется посредством ручного ввода, выбора значения из списка и обратно одной клавишей клавиатуры);
комфортность перемещения по программе - навигация (запуск любой функции производится щелчком «мышки» по пунктам меню не более двух раз);
скорость работы/ и информирования пользователя (запрос, поиск и расчет не превышают трех-пяти секунд).

Важным средством научно-методического обеспечения певческой деятельности беременных студенток выступает программа «Final» (компания Coda Music Technology). Программа используется для ввода музыкальных данных, а также редактирования, оформления нот и распечатки сверстанных страниц с партитурами. В ней представлены нотный стан, ключевая запись, hyper scribe, дуоль, артикуляция, экспрессия, повторение, аккорд, текст песен, редактирование материала, изменение размера, а также двойные ноты, длительности нот и др. Используя данные функции, студентки с помощью педагога или самостоятельно смогут набирать на компьютере нотные тексты и исполнять материнский фольклор (пестушки, потешки, считалки, дразнилки), выступающий средством включения резервных возможностей организма беременных и развития его защитных функций. Благодаря демонстрации видеоуроков для беременных студенток возможен выбор инструментов для исполнения партий воображаемого музыкального произведения (piano, organ, celesta, accordion и др. ), размера композиции (2/2, 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, 9/8, 12/8 и др. ) и определенного музыкального стиля (маэстро, джаз). Программа «Final» многофункциональна, т. е это копирование нотного текста, сканирование музыкальных файлов, центрирование меток под нотой (точка, акцент, динамические оттенки и др. ), использование Midi-клавиатуры, сохранение записи в формате Wav, создание заданий помощником упражнений, ручное воспроизведение произведения или фрагмента, с использованием гравированных знаков legato, задача артикуляции staccato и создание листов с упражнениями, используя стиль Kodaly, проведение набора текста по слогам через дефис для вокальных произведений, аранжировка хитов, прослушивание нот в записи, копирование фрагментов нот в текстовый редактор Word и проведение видеообучения. Она сочетает удобство пользовательского интерфейса, многообразие предоставляемых возможностей, нотный текст, отвечающий стандартам профессионального набора. Вокалотерапиябеременных студенток при помощи программы «Final» окажает активное влияние на вибрацию внутренних органов. Установлено, что только 15 - 20 % звуковой волны, зарождающейся во время пения, перемещается во внешнее пространство, а большая же часть поглощается организмом исполнительницы. Тексты колыбельных песен будут способствовать идентификации женщин с белорусской культурой.

Пение беременными студентками также может быть осуществлено благодаря программе «Sibelius». Это более мощный нотный редактор, особенностью которого является наличие встроенных плагинов, фильтров, гитарных та-булатур, специальной утилиты Arrange, предназначенной для аранжировки готовой музыки, PhotoScore Lite - для сканирования нот. Программа осуществляет текстовые комментарии, метки между нотами, редактирование графической информации, музыкальных и мелодических ошибок (неправильная ритмика, неверно звучащие ноты), динамических, темповых и фазовых изменений в звучании произведения, подражание живому исполнению музыки инструментами Expressivo и Rubato.
Управление адаптацией беременных также предполагает создание условий для формирования их позитивного эмоционального состояния. Воздействие музыкальных произведений на молодых женщин будет способствовать их свободному фантазированию, развитию воображения, снятию повышенного нервно-психического напряжения, приобретению положительных эмоций.
Успокоению и расслаблению беременных студенток предназначены отсутствие в музыке сильных акцентов и острых ладовых тяготений, минорный лад, консонансы, невысокая громкость, легато, плавное движение мелодии (трофотроп-ная музыка). Благодаря восприятию музыки у них снижается давление, замедляется дыхание и частота пульса, расслабляются мышцы, сужаются зрачки, уменьшается раздражение кожи, появляется чувство спокойствия и умиротворенности. Вследствие прослушивания эрготропной музыки студентки возбуждаются (повышается сердечно-сосудистое давление, учащается дыхание и пульс, расширяются зрачки, происходит раздражение кожи). Ее особенностями выступают стимулирующий и активизирующий эффекты: пунктирный ритм, мажорный лад, диссонансы, ударная пульсация, наличие резких взлетов и падений мелодии, стаккато, острые ладовые тяготения.

Развитие музыкального восприятия беременных студенток может осуществляться благодаря программе «Nero». Это наиболее доступная программа, осуществляющая одновременную запись аудио-, видеоданных на нескольких приводах CD и DVD компакт-дисков, копирование, создание собственных дисков существующих стандартов, используя русский интерфейс. Педагог может производить запись и копирование компакт-дисков, сохранение дорожек, копирование музыки, перевод в формат MP3, используя приложение Nero Burning Room (Nero Express). Nero BackltUp позволит сохранять информацию на жестком диске. Nero Cover Designer является редактором для создания и печати обложек для CD и DVD, а Nero Wave Editor-для звуковых файлов. NeroSoundTrax позволяет осуществить создание собственных аудиодисков, Nero ImageDrive -с виртуальными компакт-дисками First drive, Second drive. Инструментами, облегчающими деятельность педагогов, выступают тестирование CD и DVD приводов (Nero CD-DVD Speed) и руководство по контролю скорости вращения CD и DVD компакт-дисков (Nero DriveSpeed). Они помогают выставить необходимую скорость для снижения шумового фона при прослушивании музыки или просмотре фильма. Общее меню инструментов и приложений Nero StartSmart используется для сохранения дорожек, записи фрагментов, целых музыкальных произведений для восприятия беременными женщинами в специальной студии вуза.

Компьютерная программа «In the Chair»предназначена для помощи будущим мамам совершенствоваться в игре на музыкальных инструментах, исполняя музыкальное произведение одновременно с оригинальной записью, а также просматривая ее видеоклип. Компьютер как виртуальный педагог следит за синхронностью исполнения композиции и указывает на ошибки студенток.

Программа «SAWStudio» позволяет женщинам с помощью Loop-конструирования сочинять музыкальные произведения, используя сэмпл (sample -отсчет, выборка или фрагмент оцифрованного материала в формате звукового файла); грув (groove- дорожка, фрагмент, содержащий музыкальную фразу) и петлю (loop - оцифрованный фрагмент музыкальной партии длиной в целое число музыкальных тактов, предназначенных для циклического повторения). Технология конструирования используется также для создания танцевальной музыки, собственных сложных композиций, позволяя женщине-студентке в ходе экспериментов с музыкальным материалом почерпнуть интересные идеи для своего произведения.

Отбирать потенциальные музыкальные хиты для качественного предсказания успеха исполнителя или композиции, используя их при управлении адаптацией беременных студенток к родам, возможно компьютерной программой «Hit Song Science» (компания Polyphonic НМ1(Испания). Программа анализирует параметры музыкальной записи (тембр, темп, сочетания нот в мелодии и др. ), сравнивает музыкальный портрет с информацией о других композициях, проверяет степень соответствия записей современным тенденциям в музыке и вкусам женщин.
Таким образом, музыкальные компьютерные программы используются в вокалотерапии («Final», «Sibelius»), музыкальном восприятии («Nero»), игре на музыкальных инструментах («In the Chair»), сочинении и танцевальных движениях беременных студенток («SAWStudio»), отборе для них потенциальных музыкальных хитов («Hit Song Science») для создания соответствующего эмоционального состояния.

Музыкотерапевтические занятия способствуют успешной адаптации беременных женщин-студенток к предстоящим родам и улучшению их эмоционального состояния посредством:
-погружения в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества;
-становления художественного образа через различные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные);
- развития психических процессов: восприятие, мышление, память, внимание, музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления и др. );
-совершенствования музыкально-сенсорных способностей, практических навыков, психоэмоциональных и интеллектуальных сторон личности, гармоничного охвата широкого культурологического пространства;
- виртуального посещения музеев музыкальных инструментов, искусства, изучения творчества композиторов и нотной грамоты;
-формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала студентов и гармонического развития личности в целом;
- развития «перцептивного» компонента музыкального мышления (неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слушания», развитие ассоциативного мышления, внутреннего слуха, зрения, чувствительность к интонации);
-музыкального восприятия на основе принципов целостности, образности, ассоциативности, импровизационности, интонационности, художественности.

Литература

  1. Групповая психотерапия  под ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. - М.: Медицина, 1990. - 384 с.
    Оден, М. Возрожденные роды!  М. Оден; пер. с франц. - М.: ЦРК «АКВА»,
    1994.- 136 с.
  2. Медиатизация образования [Электронный ресурс]. - 2006. - Режим дос-
    тупа: http://www.mediagnosis.ru/mshsen/3.httm. - 2006. - Дата доступа:
    28.10.2006.
  3. Show. Hi-Fi. Ru. Новости. Компьютерная программа [Электронный ресурс], 2006. - Режим доступа: http://show.hi-fi.ru/news/view. php3?id=8766. - Дата доступа 18.01.2007.
  4. Прохоров, Ю. М. Мультимедийная культура и мировоззренческие убеждения / Ю. М. Прохоров // Нар. асвета. - 2005. - №11.- С. 12-14.
  5. Дуйсенбаев, К. А. Музыкально-компьютерные программы: учебно-метод. пособие  К. А. Дуйсенбаев, Э. Б. Штурм; М-во образования и науки РК. -Алматы: НИЦ «'ылым», 2002. - 170 с.
    Трусова, В. А. Музыкальная азбука на PC  В. А. Трусова, Е. В. Медведев. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 496 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы