Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Клюев В. А.
Витебский государственный университет (г Витебск)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В конце XX века человечество объективно подошло к пересмотру своего существования и развития. Доверившись своим техническим возможностям, человек вместо того, чтобы меняться самому, принялся изменять окружающую среду и оказался перед целым букетом экологических проблем.

Так М. Хайдеггер делает вывод, что в современной техногенной цивилизации вся природа поставлена на службу производства материальных ценностей. Все направлено на добычу, переработку, накопление, распределение, выгоду. Пока не поздно, нужно срочно исправлять ошибки потребительского отношения человека к окружающей среде. Раскрывая проблему взаимосвязи человека и природы, основополагающие открытия сделал В. И. Вернадский. Его учение о биосфере и переходе ее в ноосферу имеет огромное теоретическое и практическое значение. Он сумел увидеть, что судьбу нашей планеты будет определять практическая деятельность человеческого общества. В. И. Вернадский подчеркивал, что в геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление [1, с. 6].

К общепланетарным экологическим проблемам относятся следующие:
загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;
интенсивное сокращение площади лесов, которые служат «легкими планеты» и обеспечивают кислородом всех живущих на ней;
-деградация почвы - опустынивание, засоление, разрушение ее структуры;
изменение климата - его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков; природные катастрофы;
озоновые дыры - разрушение озонового щита планеты, который защищает живые организмы от космической радиации.

Тесно связаны с обозначенными и другие проблемы, затрагивающие качество жизни людей, - проблемы энергетики, здоровья, питания. Жизнь и деятельность современного человека напрямую связана с интенсивным использованием электроэнергии: чем более развито общество, тем больше требуется электроэнергии. А ее производство как раз и создает основные экологические проблемы: станции, работающие на каменном угле, загрязняют своими выбросами воздух, а затем - посредством осадков - почву и воду; гидроэлектростанции нарушают среду обитания для существ, живущих в воде, что ведет к разрушению речных экосистем, уничтожению промысловой рыбы; атомные станции - самые экономичные, но и самые опасные: трагедия Чернобыля - яркий тому пример. К числу экологических проблем относится и транспортная: более 70% людей живут в городах и дышат выхлопными газами автомашин, которые переполняют улицы, создают пробки (и это тоже результат технического прогресса). Общим печальным итогом сложившегося экологического неблагополучия биосферы является ухудшение здоровья людей -взрослых и особенно детей, что отрицательно влияет на генофонд планеты. Ведущие отечественные и зарубежные философы и экологи одной из главных экологических проблем считают рост народонаселения Земли. Сейчас - в начале нового века - на планете проживает уже около 6 млрд. людей. Если темпы роста рождаемости населения не снизятся, то уже к 2050 г на планете будут жить более 10 млрд. людей [2, с. 5].

Для того чтобы избежать мировой экологической катастрофы, человечеству необходимо перейти от антропоцентрического экологического сознания (самоценен человек, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, экологические проблемы разрешатся технологическим процессом) кэкоцентрическому сознанию (высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, решения экологических проблем зависит в первую очередь от изменения поведения самого человека) [1, с. 7]. Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной. В арсенал средств ее решения должно входить, прежде всего, экологическое воспитание и образование [3, с. 3].

Экологическое воспитание является важнейшей составной частью экологического образования. В неспециальном виде «экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию экологической науки. Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое понимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч. Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе. Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э. Геккелем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение [4, с. 175].

На Международной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972 ) впервые была выражена озабоченность по поводу проблем окружающей среды в результате интенсивных процессов, которые сопровождаются научно-технический прогресс на планете. Одновременно стало формировать понимание необходимости экологического просвещения людей [2, с. 7]. Стоит отметить также заключительный документ Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) - программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо существенно, фундаментальным образом сделан обоснованный вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчивому развитию. Осмысление специфики устойчивого развития начинается с усвоения того, что в центре такого развития находится человек, который имеет неотъемлемое право на здоровую и плодотворную жизнь, что охрана окружающей среды реально должна стать важнейшим элементом процесса устойчивого развития, что общество перейдет к коэволюционному способу взаимодействия с природой, когда усилия коллективного разума будут направлены на то, чтобы обеспечить безопасность человечества во всех отношениях и реализовать стремление человека к личному и социальному благополучию. Для достижения этих целей необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере раскрыть непреходящую значимость природы для человеческого существования.

В Российской империи экологическое образование складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилиями таких светил отечественного естествознания, как А. Н. Бекетов и К. А. Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX- начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В последующем экологическое образование и воспитание в Российской империи существенно эволюционировали. Уже программы и указания Наркомпроса (1924) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом государственноважном деле. В 20-30-х годах началось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, особенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии и географии, многие из которых сохранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В послевоенные годы принимается ряд постановлений по охране природы с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отношения к ней и ее охране. В 50 - 60-е годы природоохранное просвещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире. Во всех республиках СССР принимаются законы об охране природы; в учебном процессе усиливается природоохранительная тематика; в начальной школе выделяется самостоятельный предмет «Природоведение». В 70 - 80-е годы особое внимание уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы. В 1972 г в составе Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР была создана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная комплексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Новым в экологическом образовании явилась разработка программ факультативных курсов по охране природы [4, с. 176]. В 1977 г в Тбилиси по инициативе ЮНЕСКО и ЮНЕП была проведена Межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды, которая занималась разработкой общей концепции и методологической основы этого образования. В 1979 г. в Минске состоялась Первая Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды. Конференция определила общую цель образования в области окружающей среды: дать людям знания и привить навыки разумного общения с природой, подвигнуть их кучастию в защите и улучшении природной среды, к рациональному использованию природных ресурсов. Яркий след в истории экологического образования оставила Третья Всесоюзная конференция, проведенная осенью 1990 г. в Казани. В докладе была поставлена задача четко определить цели и содержание для всей системы непрерывного экологического образования. Основополагающим был провозглашен лозунг «Мыслить глобально, действовать локально» [2, с. 8]. Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история- часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями - основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоциальной системе «человек-общество-природа» следует, прежде всего, внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объектом критического пересмотра. Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя, и обучаемых.

В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходит закрепление и развитие знаний об окружающей природной и социальной среде, полученныхшкольником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы обучения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, рисование, музыка, трудовая подготовка и др. ), по-новому раскрывает природоведческий материал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природными объектами. В среднем школьном звене главная роль в экологическом образовании отводится теме «Естествознание» с привлечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов практического общения с природой. В этих классах рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, доступные подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста (11-14 лет) является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики. В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с природой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельност-ном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.

Уровень современного школьного образования во многом зависит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно назвать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных классов компьютеризацию экологического образования [4, с. 180].

В настоящее время большое внимание уделяется радиоэкологическому воспитанию. Это связано со значительными экономическими и медицинскими последствиями для Республики Беларусь после аварии на Чернобыльской атомной станции в апреле 1986 года. Но необходимо помнить, что кроме радиационной опасности на территории Республики Беларусь существует также химическая и экологическая опасность.

Химическая опасность определяется предприятиями химической, нефтеперерабатывающей промышленности, а также химическими веществами, перевозимыми автомобильным и железнодорожным транспортом (от 400 до 1500 вагонов ежемесячно). Всего в республике 335химически опасных объектов, с общими запасами только сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) более 40 тыс. т, в том числе аммиака 26 тыс. т. Экологическая опасность создается большим количеством промышленных предприятий (крупных и средних более 2000), которые имеют около 63 тыс. источников выбросов; легковыми автомобилями (более 1 млн); грузовыми машинами и автобусами (около 100 тыс. ). Все вместе они выбрасывают в атмосферу более 1 млн т/г. вредных веществ. Кроме того, более 1 млрд. м вредных веществ ежегодно выбрасывается в водоемы сточных вод, загрязняется почва. Постепенно исчезают некоторые виды животных и растений. Сохраняется опасность нарушения экологического равновесия [5, с. 22].

Экологическое воспитание особенно необходимо для младших школьников и школьников подросткового возраста. На этапе младшего школьного возраста необходимо:
- формирование эмоционально-отрицательного отношения к нерациональной хозяйственной деятельности человека;
- формирование представлений у детей о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного и экологического характера.

На этапе подросткового возраста необходимо:
формирование представлений о химической и экологической опасности;
формирование умений и навыков прогнозирования, предупреждения и оценки ЧС.
В целом экологическое воспитание школьников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» должно базироваться на решении следующих задач:
Усвоение экологических знаний;
Формирование ценностных ориентаций;
Изучение ЧС техногенного и экологического характера;
Усвоение правил поведения в различных вышеуказанных ЧС;

Литература

  1. Котловский, О. А. Подготовка будущих учителей крадиологическому воспитанию школьников О. А. Котловский. - Брест, Изд-во БрГУ им. А. С. Пушкина, 2003. - 123 с.

  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336 с.

    Ситаров, В. А. Социальная экология  В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. -М.: Академия, 2000. - 280 с.

  3. Постник, М. И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях М. И. Постник. - Минск: Выюш. шк., 2003. - 398 с.
    Кобзев Р. А.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы