Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Занько А. С.
Студентка Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

 

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Поэтому особое значение имеет исследование эмоциональной сферы старших дошкольников.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Нормально говорящий ребенок дошкольного возраста обычно живо реагирует на радостные и печальные события. Выражение эмоций носит непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы: обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоциональных состояний других людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим недоразвитием речи.

В настоящее время актуальной проблемой является выявление особенностей эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи, так как несформированность или нарушение эмоциональной сферы вызывают затруднения в обучении, воспитании, речевом развитии, межличностном общении. Это оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка в целом.

Целью исследования является изучение особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработка системы мероприятий по ее коррекции.

Для экспериментального изучения особенностей эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи использовались:

-модифицированные методики В. М. Минаевой: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций; изучение особенностей использования детьми мимики, пантомимики при демонстрации заданной эмоции; изучение понимания детьми эмоциональных состояний;
- модифицированная методика А. В. Венгера «Веселый - грустный».
В эксперименте принимали участие 40 детей (5-6 лет). Из них 20 детей с общим недоразвитием речи и 20 нормально говорящих детей.

Анализ экспериментального исследования по методике «Веселый - грустный» показал, что при ответах дети с общим недоразвитием речи понятия «веселый» и «грустный» больше связывали с критерием «непосредственные отношения с воспитателем» (50% и 45 % соответственно), меньше - с критерием «отметка» (25% и 25% соответственно), и не справились с заданием 25% и 30% детей соответственно.

При исследовании особенностей графического восприятия эмоций (пиктограмм) радости, горя, страха, гнева, удивления с наибольшими трудностями дети с общим недоразвитием речи столкнулись при восприятии эмоций «страха» (5%) и «удивления» (20%), а наименьшими - эмоций «радости» (100%) и «грусти» (90%).

На основе полученных данных об особенностях использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации эмоциональных сос

тояний радости, грусти, страха, гнева, удивления было выявлено, что:
наиболее сложным для мимического выражения оказалась эмоция «удивление» (35 %), а наименьшие трудности вызвали эмоции «веселый» (50%), «испуганный» (50%) и «сердитый» (50%); наиболее сложным для пантомимического изображения оказалась эмоция «веселый» (дети вообще не справились с данным заданием), а наименьшие трудности - эмоции «испуганный» и «сердитый» (20% и 20% соответственно);
при назывании и изображении веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного персонажей для детей с ОНР наиболее сложным для предъявления оказался «удивленный» и «сердитый» персонажи (15% и 15% соответственно), а наиболее легким - был «веселый» персонаж (65 %); самым сложным для выражения мимикой оказался «удивленный» и «испуганный» персонажи (10% и 10% соответственно), а менее сложным - оказался «веселый» персонаж (40%); пантомимикой дети с общим недоразвитием речи изобразили, но с трудностями, «веселого» (5%) и «испуганного» (10%) персонажей, и вообще не изобразили «печального» персонажа.

Результаты исследования особенностей понимания детьми с общим недоразвитием речи эмоциональных состояний людей свидетельствуют о том, что самым сложным для понимания оказалось состояние удивления (15%), а менее сложным - состояние радости (75%). При усложнении лексического и ситуационного материала чаще всего эмоциональное состояние сводилось к «злости» (40%) и «грусти» (35%). Понимание такого эмоционального состояния, как «удивление» было почти недоступно детям данной категории (5%).

Анализ проведенного исследования показал, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие трудности возникают при восприятии графического изображения эмоций (пиктограмм), их мимического выражения и пантомимического изображения, трудности выбора и демонстрации персонажей (мимически и пантомимически) с различными эмоциональными состояниями, недостаточно развита способность к оценочным отношениям, которые формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками, трудности понимания, вербализации своего эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей.
Все вышеуказанное указывает на то, что формирование эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи не может происходить спонтанно, для этого требуется поэтапная логопедическая работа. В связи с этим разработана система мероприятий, направленная на формирование эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, которая состоит из двух блоков:

I блок. Неречевые средства выражения эмоциональных состояний.
Пропедевтический этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
II блок. Речевые средства выражения эмоциональных состояний.
Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.

Цель первого блока состоит в умении воспринимать и дифференцировать эмоциональные состояния. Данная цель реализуется поэтапно. На пропедевтическом этапе основной целью является ознакомление детей с эмоциональными состояниями, которые доступны их возрасту (радость, грусть, страх, гнев, удивление). Цель основного этапа - формирование умения передавать и понимать заданное эмоциональное состояние. Целью заключительного этапа является закрепление знаний детей об эмоциях.

Основная цель второго блока- формирование эмоциональной лексики. Блок включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы. На подготовительном этапе реализуется цель развития взаимопонимания детьми друг друга. Целью основного этапа является формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Заключительный этап носит интегративный характер и способствует развитию выразительных связных высказываний и закреплению полученных знаний, умений, навыков.
Блоки и этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Разработанную систему мероприятий по коррекции эмоциональной сферы можно использовать в детских дошкольных учреждениях, центрах коррек-ционно-развивающего обучения и реабилитации, как способствующую формированию эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы