Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕСЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Елагова Е. В.
Юридическая гимназия №42 (г Минск)

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕСЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Игра - сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

Личность ребёнка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл имеют нравственные и другие ценности. Игра - разновидность общественной практики, состоящая в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки. Игрой является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная суть, т. е. ее задачи и нормы отклонений между людьми. Функция социализации, включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития является одной из ведущих функций игровой деятельности. По определению, которое дает Селевко Г. К., игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра трактуется как специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение в стимулировании познавательного интереса учащихся. Стимул ребёнок получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

В психологической концепции игровой деятельности, развитой в работах Леонтьева А. Н. и Эльконина Д. Б., игра определяется как деятельность, предмет и мотив, которой лежит в самом процессе ее осуществления. Доказано, что детская игра является одним из видов человеческой деятельности (Усова А. П., Эльконин Д. Б. ). Это отражается в ее определении: «игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки, культуры» [76 с. 127].

Именно в игре ребёнок проходит первую школу социальных отношений, когда он начинает понимать, что невозможно играть без сопереживаний товарищу, без уступок друг другу, без подчинения правилам, выработанным сообща. В условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению кдругим людям, приспосабливаясь к их конкретным ситуациям.

В настоящее время задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определённой суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Главная задача обучения - подготовка детей кжизни. Особо она важна на этапе становления личности в младшем школьном возрасте, так как именно этот период, будучи переходным, обладает глубокими потенциальными возможностями физического, духовного, социального и психологического развития ребенка. Игра, являясь источником удовольствия для ребенка, способствует безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. Ценность игры состоит в том, что игра означает для нас трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас самих для лучшей адаптации к внешним условиям.

Справедливо отметить эффективность использования игры в процессе обучения иностранному языку. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра осуществляет несколько специфических функций: обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков владения иностранным языком в конкретной ситуации общения); воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая его мышление, творческую активность и т. д. ); ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения); компенсаторную (компенсирует, восполняет отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни); мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых).

В процессе обучения иностранному языку одной из наиболее важных проблем является обучение говорению, создающее условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющее приблизить процесс обучения кусловиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности, в частности использования ролевых игр (этикетных, регулятивных, сюжетных).

Этикетные игры предусматривают попеременное исполнение обучаемыми различных социальных ролей, освоение взаимодействия, а пределах социального контакта и в условиях, максимально приближенных к реальному общению.

Регулятивные игры ориентируют в теме и в социальном процессе (содействуют социальной стороне обучения, делают работу по теме более оптимальной). Результатом регулятивной игры может стать новое понимание обсуждаемой проблемы. Данный вид речевых игр способствует созданию возможности моделировать ситуации речевого взаимодействия обучаемых, осмыслить собственный опыт, проанализировать свое поведение, что особенно важно - сравнить свои выводы с используемыми правилами и действиями остальных участников диалога.
Сюжетные игры предполагают моделирование обстоятельств (сюжета) воображаемой деятельности, распределение ролей, уточнение мотивов, целей деятельности каждого ученика, достигаемого результата. Они позволяют реализовывать интерес учащихся к межличностному общению, воспроизводить фрагменты их реального жизненного опыта.

Разработаны определенные правила ролевых игр, включающие следующие пункты: учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни; учащийся должен адаптироваться к своей речи в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других - взять воображаемую роль; участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли; участники игры должны концентрировать своё внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не их закреплении.
Игра как метод обучения и передачи социального, коммуникативного опыта, как метод активизации учебного процесс может использоваться в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы.
Для игр характерна следующая структура:

Предигровая ситуация, являющаяся комплексным процессом, в котором предъявляются условия и цели игры, четко, в увлеченной форме, ставятся задачи с помощью речевых и неречевых средств общения (эмоциональное объяснение, мимика, жесты, тон, голос, темп речи), направленные на активизацию мыслительной деятельности и воображения ребёнка, волевых усилий и познавательной мотивации: интереса, желания играть, эмоциональной привлекательности дидактической игры. Предигровая ситуация предполагает использование игровых приемов: считалки, песенки, загадки и др. - это создаёт игровое состояние детей.
Игровая ситуация, создающаяся при помощи загадок, заданий на поиск, организации неожиданностей и сюрпризов, соревнований и др. В отношении к ребёнку, включение в игровую ситуацию проявляется в его деятельности: отгадках, находках, решениях, состязательности, эмоциональной и познавательной реакции и т. п. Для осуществления дидактической игры нужны соответствующие объективные и субъективные условия. Объективные условия создаются искусственно педагогом, тогда как субъективные проявляются у детей в процессе решения игровых задач.

Задачи (учебная и игровая), в решении которых заключается смысл дидактической игры, который придает ей обучающий характер. Наилучший результат достигается при слиянии познавательной и игровой задачи.

Правила. Условность по отношению к реальной ситуации отличает игровые правила от правил поведения в жизни. Важная особенность правил дидактической игры заключается в том, что ребенок не принимает участия в их установлении и именно это сближает дидактические игры с учебным процессом.

Выполнение правил направляется и контролируется игровыми действиями, которые производят дети в процессе игры. Чем разнообразнее и богаче выполнение правил, тем интереснее и увлекательнее становится игра. Ребёнок вступает в такие отношения с окружающими, которые отвечают его эмоциональным потребностям. У него проявляется желание действовать в необычных ситуациях, выполнять те действия, которые в жизни кажутся малопривлекательными. Увлекаясь игровыми действиями, он проявляет активность, деловитость, организаторские способности и другие личностные качества.

Игровое состояние включает в себя те переживания, которые испытывает каждый ребёнок во время игры. Когда она проходит весело, занимательно, дети получают огромное удовольствие, от которого зависит выполнение и достижение желаемых результатов.
Результат подводится сразу по окончании игры. Учитель определяет, какие знания приобрели учащиеся, какие навыки и умения сформированы. Учитель должен обратить внимание на эмоциональное состояние каждого играющего.

В структуру игры как процесса включаются: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Место и роль игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функции и классификации дидактических игр. Включение игры в дидактический процесс способствует формированию устойчивого интереса у школьников кучению, который выражается в длительности сохранения интереса к изучаемому предмету. В игре создаются благоприятные условия для дальнейшего, более глубокого освоения и отработки знаний, норм поведения, что приводит к эффекту общего развития. Сама игра является поразительным и замечательным феноменом человеческой культуры, и развитие любых её компонентов является огромной самостоятельной ценностью.

Литература

  1. Елагова, Е. В. Игровые технологии как метод формирования мотивации учения  Е. В. Елагова  Матер. 1-й Междунар. науч.-практич. конф. «Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике». - Смоленск: СГПУ, 2003. - С. 88-90.
  2. Елагова, Е. В. Игровыю технологии как метод интенсификации обучения иностранному языку  Е. В. Елагова  Матер. междунар. науч.-практич. конф.«Классические концепции и современные технологии преподавания иностранных языков». - Могилев, 2003. - 55-58.
  3. Эльконин, Д. Б. Игра Д. Б. Эльконин Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. -202 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы